ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ 6 страницаВ первый день король и его егеря видят красивое животное с золотой повязкой на шее и пускаются за ним в погоню. На второй день егеря нападают на его след. На третий день король находит путь к лесной избушке и входит в нее. Можно было бы сказать: облагороженный волевой инстинкт, мужественно подвергший себя испытанию охотой, может сохранить свою свободу. Теперь он непосредственно ведет к душевному (к сестре). Воля образует мост между Я и душой. «Открылась дверь, и король вошел в избушку; видит — стоит там девушка, такая красивая, какой он еще никогда не видел. Испугалась девушка, увидев, что это вошел не козлик, а какой-то чужой человек и на голове у него золотая корона. Но король ласково на нее поглядел, протянул ей руку и сказал: — Хочешь, пойдем со мной в замок, и будешь ты моей милой женой. — Ах, я согласна, — ответила девушка, — но козлик должен идти со мной, я его никогда не оставлю. — Хорошо, — сказал король, — пускай он останется на всю жизнь при тебе, и будет ему всего вдосталь. А тут подскочил козлик; и сестрица привязала его за веревку из осоки и вывела из лесной избушки». Красивой становится душа, которая так долго усмиряла жизнь своей воли и с каждодневной молитвой верно ждала, когда эта жизнь созреет до человеческого благоразумия. Этой красоты, приобретенной в самостоятельности и свободе, в нужде безродности, еще не существовало ранее. Лишь современная душа может получить ее, должна ее получить. Поэтому сказка говорит: такой красивой девушки король еще никогда не видел. «Хочешь, будешь ты моей милой женой», хочешь ты, душа, полностью соединиться со мной? Это единение означало на языке средневековья: королевская свадьба, а также мистическая свадьба. Дух и душа становятся неразрывным единством. Но воля осталась влеченческой; в глубине живут еще те препятствующие ей силы, из власти которых душа вырвалась, но которые еще не преодолены. «Посадил король девушку на коня и привез ее в свой замок; там отпраздновали они свадьбу с большой пышностью. Стала она теперь госпожой королевой, и они жили счастливо вместе долгие годы, а козлика холили и кормили, и он прыгал по королевскому саду. Но злая мачеха, из-за которой детям выпало на долю бродить по свету, решила, что сестрицу разорвали, наверно, в лесу дикие звери, а козлик убит охотниками. Когда она услыхала, что они счастливы и живется им так хорошо, в сердце у нее зашевелились зависть и злоба, и они не давали ей покоя, и она думала только о том, как бы опять накликать на них беду. А была ее родная дочка уродлива, как темная ночь, и была она одноглазой Стала она попрекать свою мать: — Ведь стать королевой полагалось бы мне. — Ты уж помолчи, — сказала старуха и стала ее успокаивать: — Придет время, я все сделаю, что надо». Теперь мы еще яснее узнаем старуху по ее дочери; с этим одним глазом мы еще точнее познакомимся позднее в сказке «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка». Он указывает на ту древнюю силу ясновидения, которая давно пришла в упадок. Человек нового времени должен смотреть в чувственный мир, размышлять и различать, быть бодрствующим дневным человеком. Он не имеет права полагаться на древнее ясновидение. Одноглазая дочь «уродлива, как ночь», она таким образом выражает искаженно то, что было когда-то ясновидящим сновидческим сознанием, названным в сказке «ночью». Там, где материализм (мачеха) в соединении с атавистическим ясновидением (одноглазая дочь) становится действенным, там появляется большая угроза несущему в себе Я развитию души. Когда скорее всего вторгаются такие препятствующие силы? «Пришел срок, и родила королева на свет прекрасного мальчика; а в ту пору был король как раз на охоте. Вот старая ведьма приняла вид королевской служанки, вошла в комнату, где лежала королева, и говорит больной: — Королева, идите купаться, уж ванна готова, купанье вам поможет и прибавит сил; идите скорей, а то вода остынет. Ведьмина дочь была тут же рядом; и отнесли они ослабевшую королеву в ванную комнату, опустили ее в ванну, заперли дверь на ключ, а сами убежали. Но они развели в ванной такой адский огонь, что молодая красавица королева должна была вот-вот задохнуться». Мы знаем выражение духовно «оплодотворять». В оплодотворенной созидательным духом душе созревает и рождается семя нового, несущего в себе будущее человека. В этом королевском ребенке живет вечное Я, родившееся из освободившейся души. Все нежное и высшее, родившееся из взаимодействия духа и души, необходимо лелеять в сосредоточенной тишине до тех пор, пока оно не созреет в большую силу. И равно как во внешнем мире муж должен помогать своей жене, когда наступает тяжкий час рождения ребенка, так и во внутреннем мире становление человека должно быть переживаемо с отдачей и бодрствованием, но король на охоте. Это означает: человеческий дух так деятелен, так усердно стремится добыть новый опыт и познания, что следует только своим собственным импульсам. Не спеши, иди медленно, Ведь ты идешь к себе самому. Иди медленно и не спеши: Дитя твоего Я, новорожденное, вечное, Не может поспеть за тобой. (Хуан Рамон Хнменес). Так изображает современный поэт это переживание. Новорожденное вечное Я человека нуждается в защите. Вероятно, за каждым созидательным делом должно следовать внутреннее очищение, и в сказке за родами следует купание. Но когда родилось вечное Я, это очищение должно стать одновременно облагораживающим. Волевой огонь святого восторга должен вспыхнуть в душе и зажечь пламя неземной любви. Но там, где за дело принимаются злые силы, пламя это становится адским огнем, в котором душа задыхается. «Сделав это, старуха взяла свою дочку, надела на нее чепец и уложила ее в постель королевы. И сделала она ее похожей на королеву, только не могла она приставить ей второй глаз». Здесь присутствует указание на то, что эта гриммовская редакция текста, очевидно, не соответствует оригиналу сказки. Мы имеем здесь дело с типом «одноглазого», с которым мы встречаемся и в сказке «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», и в греческом мифе о Полифеме, и в других сказаниях. «Но чтоб король этого не заметил, пришлось ее положить Воротился вечером король домой и, услыхав, что королева родила ему сына, сильно обрадовался, и ему захотелось пойти проведать свою любимую жену и поглядеть, что она делает. Но старуха закричала: — Ради бога, задвиньте скорей полог, королеве смотреть на свет еще трудно, ее тревожить нельзя. Король вернулся назад, не зная о том, что в постели лежит самозваная королева». Когда несущая в себе Я душа задохнулась, можно обмануть короля с помощью души неразвитой. Как часто человек совсем не замечает того, что в нем произошла подмена и злые силы вытеснили добро. Зло очень любит принимать обманчивое обличье. «Наступила полночь, и все уже спали; и вот увидела мамка, сидевшая в детской у колыбели, — она одна только в доме не спала, — как открылись двери и в комнату вошла настоящая королева. Она взяла на руки из колыбели ребенка и стала его кормить грудью. Потом она взбила ему подушечку, уложила его опять в колыбельку и укрыла одеяльцем. Но не забыла она и про козлика, заглянула в угол, где он лежал, и погладила его по спине. Потом она тихонько вышла через дверь; мамка на другое утро спросила стражу, не заходил ли кто ночью в замок, но сторожа ответили: — Нет, мы никого не видели. Так являлась она много ночей подряд и ни разу при этом не обмолвилась словом. Мамка каждый раз ее видела, но сказать о том никому не решалась. Так прошло некоторое время, но вот однажды королева ночью заговорила и молвила так: — Как мой сыночек? Как козлик мой? Явлюсь я дважды и не вернусь домой. Мамка ей ничего не ответила, но когда королева исчезла, мамка пришла к королю и обо всем ему рассказала. Король сказал: — Ах, Боже мой, что же это значит? Следующую ночь я сам буду сторожить возле ребенка. Он пришел вечером в детскую, а в полночь явилась опять королева и сказала: — Как мой сыночек? Как козлик мой? Приду я однажды и не вернусь домой. И она ухаживала за ребенком, как делала это всегда, а потом снова ушла. Король не осмелился заговорить с нею, но и следующую ночь он тоже не спал. И она снова спросила: — Как мой сыночек? Как козлик мой? Теперь уж больше я не вернусь домой. И не мог король удержаться, он бросился к ней и сказал: — Значил, ты моя милая жена! И она ответила: — Да, я твоя жена. И в тот же миг по милости Божьей она ожила и стала опять здоровой, румяной и свежей, как прежде». Душа не умерла, она вытеснена в бытие среди теней. Она действует тайком, в сновидении — ночью, не в бодрствующем дневном Я. (Король ничего не знает об этом.) Но она верно ухаживает за тем, что явилось как плод духа, и с любовью касается сферы воли. Лишь мамка бодрствует; она образ ухаживающего и лелеющего в душевном. Развитию требуется свое время. Сказка продолжает; «Потом она рассказала королю о злодействе, что совершила над ней злая ведьма вместе со своей дочкой. Тогда король велел привести их обеих на суд, и был вынесен им приговор. Ведьмину дочь завели в лес, где ее разорвали дикие звери, а ведьму возвели на костер, и ей пришлось погибнуть лютой смертью. И когда остался от нее один только пепел, козлик опять обернулся человеком, и сестрица и братец стали жить да поживать счастливо вместе». Когда господствующая власть Я сама зовет на суд, тогда направленное в прошлое, назад в душевной сфере (одноглазая дочь) не может сохранить себя. Ее разрывают силы низменных влечений. Окончательное очищение уничтожает и колдовские чары зла, и благодаря этому воля освобождается от проклятья животных сил. Она снова становится человеческой волей. Самоотверженное терпение души привело волю к свободе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|