ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НИКАКИХ СЮРПРИЗОВ, ИЛИ ЧТО АРХЕОЛОГИ ГОВОРЯТ О ВРЕМЕНИ ДО ПОТОПАСомнения относительно привычной хронологии Шумера у Хейердала по- явились из-за того, что в этой хронологии нет времени для эволюции и разви- тия городской цивилизации, которая, в соответствии с данными археологичес- ких раскопок, достигла высокого уровня уже в четвертом тысячелетии до н.э. •Что-то должно было быть раньше, — сказал он мне при расставании. — Поищите, что было раньше. Конечно, что-то обязательно должно было быть раньше: какое-то поступа- тельное развитие человеческой цивилизации в Месопотамии, через «протоне- торию» к раннединастическому периоду и далее — через неолит, мезолит и даже палеолит. Это был долгий, постепенный процесс, без каких-либо странных скач- ков, который продолжался на протяжении более 30 000 лет, процесс, который Джордж Py назвал движением «от пещеры к ферме и от деревни к городу»69. Ниже
я хочу привести главные вехи на пути этого развития, но в сильно сокращенном виде, поэтому рискую упустить многие достижения археологии. • Пещера Шанидар в Курдских горах, расположенных на севере современ- ного Ирака; в ней обитал неандертальский человек около 50 000—46 000 лет назад. В верхнем палеолите человек анатомически современного типа обитал в пещере приблизительно 34 000 лет назад. Люди мезолита занимали пещеру при- мерно 11 000 лет назад70. • Джармо, также в Северном Ираке, — участок сельскохозяйственного про- изводства времен неолита. По всей видимости, он возник 8750лет назад. Джар- мо представляет собой наслоение остатков сельскохозяйственной деятельное- ти высотой 7 м. Эти остатки находятся на вершине очень пологого холма, со- ставляя 16 последовательных слоев71. • Хассуна, тоже в Северном Ираке (35 км к югу от Мосула). Первые поселе- ния здесь выглядят как довольно примитивные сельские сообщества. Поселе- ния состоят из шалашей и лачуг. Выше этого слоя археологи нашли шесть слоев остатков зданий, причем в каждом более высоком слое дома были построены лучше и оказались больше по объему72. • Умм Дабагхия — поселение, существовавшее примерно 8000 лет назад. Дома его имели более сложный вид, их украшали настенные росписи, а полы делались из больших глиняных пластин, тщательно прикленных гипсом и час- то окрашенных в красный цвет»73. • «Период Самарры» имел место приблизительно 7500 лет назад74. Он назван так в честь широко распространенного гончарного стиля, созданного, как писал Po, «неожиданно появившейся культурой, которая внезапно расцвела в среднем течении Тигра во второй половине шестого тысячелетия до н.э.» Генетик Люса Кавалли-Сфорца предположил, что эта дата должна быть отодвинута «примерно до 8000 лет назад»75. Есть свидетельства, что люди этой культуры использовали ирригационную технику, выращивали большие урожаи пшеницы, ячменя и льна, а также строили просторные дома из сырцовых кирпичей76 — позднее, в исгори- ческом Шумере, этот метод стал ведущим при сооружении городов и храмов. Кроме Самарры было обнаружено еще несколько других протоисторичес- ких культурных фаз, когда элементы будущей цивилизации Шумера постепен- но приобретали свою форму и становились все более отчетливыми. Две из этих фаз заметно выделяются с археологической точки зрения. Первая — это так на- зываемый «убейдский период» (приблизительно с 7200 до примерно 5500 лет назад77). К этому периоду относится первый храм в Эриду78. Второй — это «урук- ский период» (от 6000 лет тому назад79 до примерно 5200 лет назад). В этот пе- риод происходило дальнейшее развитие храмовой архитектуры80. Урукский пе- риод некоторые археологи считают подразделом убейдского периода81. Он до- вольно неожиданно сменяется ранним династическим периодом Шумера82. Все вышеприведенные даты являются, конечно, примерными, и ученые их постоянно пересматривают и уточняют. Они считаются довольно точными с допуском в 300 лет83. В общих чертах научные школы соглашаются с тем, что направление «потока» городской жизни в Месопотамии шло с севера на юг. Первые поселения в виде деревень и большие дома появились на севере рань- ше, чем на юге. Однако, как это ни парадоксально звучит, в шумерской циви-
лизации отчетливо прослеживается нечто единое, и это единое прослеживается в убейдском периоде (если не раньше), который уходит корнями в Южную Me- сопотамию. Согласно Джорджу Ру: «Во время четвертого тысячелетия до н.э. культурное развитие, уже ощути- мое в убейдском периоде, ускорилось, что привело в конце концов к расцвету цивилизации Шумера. Однако это имело место только в южной половине Ира- ка, развитие северной шло другим путем и во многом отставало»84. Слою «шумерский» произошло от «Шумер», древнего названия южного Ира- ка85. Археологи считают, что в этом регионе существовали три различные этни- ческие группы, жившие в близком контакте друг с другом на заре истории, при- мерно 5000 лет назад. Это были: шумеры, которые доминировали на крайнем юге примерно от Ниппура (около современной Эд-Дивании) до Персидского залива; семиты, преобладавшие в Центральной Месопотамии (этот регион после 2400 г. до н.э. назывался Аккад); и небольшое, рассеянное меньшинство неопределен- ного происхождения, не имеющее пока определенного названия86. Очевидно, единственной четко определяемой чертой всех трех групп являют- ся их языки87. Все они имели одинаковые институты, одинаковый стиль жизни, технику, художественные традиции, религиозные верования — короче, это была цивилизация, возникшая на крайнем юге и по праву приписываемая шумерам88. ШУМЕРСКАЯ ПРОБЛЕМА Зная столь много об эволюции величественной городской цивилизации Шумера, странно слышать о какой-то «шумерской проблеме»89. Спросим уче- ных: «Кто эти шумеры? Представляют ли они собой очень древнее население доисторической Месопотамии, или же они пришли из какой-то другой стра- ны? А если так, то откуда они пришли и когда?» Эти важные вопросы обсужда- лись много раз еще со времени обнаружения более столетия назад первых ос- татков шумерской цивилизации. Позднейшие находки не только не принесли разгадку, но сделали вопрос еще более трудным для разрешения90. Существует также загадка шумерского языка. Этот язык можно изучать, поскольку более поздние цивилизации, например вавилонская, сохранили шу- мерские тексты и даже перевели их на свои языки. Однако шумерский язык имеет удивительную особенность. Он не похож ни на один из известных нам языков91. Поэтому хотя Шумер и его рано развившаяся городская цивилизация очень хо- рошо соответствуют всему предшествующему развитию данного региона Древ- ней Месопотамии — что достаточно хорошо показали ученые, — все же остает- ся ощущение, что шумеры несколько отличны, несколько специфичны и име- ют странную привязанность к югу. Я изучал археологические свидетельства достаточно долго, чтобы понять, почему ученые не очень любят мифы и леген- ды — в них нечего взвесить, нечего измерить, нечего подвергнуть углеродному анализу. И меня совершенно не удивило, что ученые начисто отвергают то, что говорили о своем происхождении сами шумеры. Шумерская литература рисует нам картину высокоинтеллигентного, трудо- любивого, логически мыслящего и глубоко религиозного народа, а шумерские мифы и легенды, которые не сообщают ничего о своем происхождении (выделено мной. — Авт.) почти всегда привязаны к рекам и болотам, к тростнику, тама- риску и пальмовым деревьям, словно шумеры всегда жили в своей стране. И нет никаких ясных указаний на древнюю прародину, расположенную где-либо за пределами Месопотамии92. Но, как мы уже видели, шумеры все же поведали нам о своем происхождении. В своих мифах и легендах они вспоминали о вре- мени до наводнения, когда они жили в пяти великих городах. И они помнили о потопе, настолько свирепом, что он угрожал всему человечеству... СЕМЬ МУДРЕЦОВ: ЧТО ГОВОРИЛИ ШУМЕРЫ ОБРЕМЕНИ «ДО ПОТОПА» Шумерские мифы и легенды говорят не только о пяти городах до потопа. Они также рассказывают поразительную историю о том, как их предков, которые жили в «самые древние времена», посещали полубожественные существа, представляв- шие собой наполовину людей, наполовину рыб. Эти существа до потопа были «посланы [богами], чтобы научить культуре и ремеслам». Существа «возникли из моря». Собирательно этих существ называли «семью мудрецами», и имя главного из них было Оаннес. Каждый из них являлся советником одного из правивших до потопа богов, эти советники славились своей мудростью в государственных де- лах, архитектурным мастерством и техническими навыками93. Жрец Бероэс составил свою «историю» по архивам храма в Вавилоне (про этот храм говорили, что в нем хранятся «записи народа», составлявшиеся на протяжении 150 000 лет)94. Он дал нам описа- ние Оаннеса как «чудовища» или «создания». Однако вполне может статься, что это был че- ловек, носивший что-то вроде одежды из ры- бьей шкуры. В тексте есть также странность, которая может оказаться стоящей нашего вни- мания в дальнейших рассуждениях. Чудовище появилось из Красного моря в районе, граничащем с Вавилоном. Все его тело было телом рыбы, но под головой рыбы име- лась другая голова, прикрепленная к телу — человеческая. Его ноги были похожи на чело- веческие, и чудовище имело человеческий го- лос. Его облик скульпторы сохранили до на- ших дней. Это чудовище проводило день с людьми, ничего никогда не ело, но учило людей писать, пользоваться математикой и другими разно- образными знаниями: как построить город, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|