ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЧТО ЗНАЛИ ВЕДИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ (1): ВЫЖИВШИЕ В НАВОДНЕНИИСкорее всего, «люди, изобретшие сельское хозяйство», были частью обще- ства, которое имело время и средства, чтобы осуществить то, что ученые назы- вают «медленным процессом одомашнивания». Это не были люди, оказавшие- ся на грани голода13. Только такой подход может объяснить тот факт, что насе- ление Мергара уже занималось сельским хозяйством, когда здесь 9000 лет назад закладывались первые кирпичи; либо, как полагает Поссель, они только совер- шенствовали сельскохозяйственное производство, возникшее более чем 9000 лет назад в регионах, примыкающих к горам Каракорума и Гималаев. Тогда вслед за Посселем мы должны предположить, что следы этой эволюционной фазы — перехода от охоты и собирательства к полномасштабному сельскохозяйствен-
ному производству и животноводству — все еще ждут своих исследователей (не- смотря на бесспорно интенсивные археологические исследования в этих реги- онах в последние пятьдесят лет); ши же такая эволюция произошла где-то еще — в Леванте или в каком-то другом месте, где археологи еще не искали, — а потом мигрировала в район у гор Северо-Западной Индии. Заметим, что древняя традиция самой Индии ближе не к первой версии, а ко второй. Мы видели, что Ману и семь мудрецов прибыли к Гималаям из како- го-то другого места во время ужасного океанического наводнения и что они доставили со своей «допотопной» прародины не только «Веды», но также и «се- мена», необходимые для восстановления сельскохозяйственного производства. Священные тексты также говорят нам, что ведическое общество направля- лось этими семью мудрецами — риши, — которые контролировали его эволю- цию, ввели институт царской власти на благо человечества и следили за тем, чтобы цари правили справедливо. Основой этики, проповедываемой мудреца- ми, был аскетизм, который и в самом деле стал этикой Древней Индии на протя- жении всего обозримого времени. Хотя они понимали необходимость создания общества, которое могло бы обеспечить свои основные материальные нужды, не похоже, что «экономическая политика» этих мудрецов могла бы стимулиро- вать перепроизводство или увеличение роскоши. Относительно простой стиль жизни при незначительных материальных запро- сах, сконцентрированный на духовной жизни и йогической самодисциплине, 60- лее соответствовал предначертаниям мудрецов. И этот стиль жизни весьма похож на тот, что существовал в Meprape 9000 лет назад в конце ледникового периода. ИСТОРИЯ МЕРГАРА Горный проход Болан связывает западную сторону долины Инда с высокого- рьями Белуджистана и с более дальними районами. Meprap расположился у са- мого прохода Болан на покрытой наносами равнине Кач за рекой Болан. Это ме- сто выбрано очень удачно: оно хорошо укрыто, в нем много воды, земли годятся для сельскохозяйственного производства, здесь можно основать опорный пункт для торговых караванов и путешествий от гордо низин и Арабского моря. Meprap достаточно удален от берега — примерно на 500 км, — чтобы не страдать от океа- нических наводнений (которые представляли угрозу еще 9000 лет назад, когда предстояло произойти еще одному супернаводнению). Кроме того, хотя в Белуд- жистане имеются горы, но они не настолько высоки, чтобы покрыться ледником по время последнего оледенения. Мы, таким образом, можем считать, за исклю- чением неизбежных разливов реки Болан, что жители Мергара могли наслаж- даться умеренным климатом, остававшимся неизменным долгое время. Отсюда легко понять причины, по которым жители города, уже занимав- шиеся сельским хозяйством и кое-что понимавшие в возделывании земли, выб- рали для поселения именно Мергар. Неясной оставалась лишь какая-то конк- ретная причина, заставившая их обосноваться здесь. Возможно, как считают ученые, в этом проявилась общая «тенденция» к оседлости и переходу к сельс- кохозяйственной деятельности на северо-западе Индии, которая в некоторой степени была вызвана и климатическими изменениями. Мергар — город большой. Он тянется с севера на юг вдоль западного берега реки Бодан полосой в километр шириной и более двух километров длиной. Не все его районы были заселены в одно и то же время: в первый период заселялась его северная часть, занимавшая примерно 3—4 гектара. В этой части города раскопана только небольшая часть — 75 квадратных метров14. Одной из стран- ностей здесь является то, что при общем высоком уровне развития города в рас- копках не обнаружено глиняной посуды. Горожане либо не знали керамики, либо по какой-то неизвестной причине не использовали ее. Во всяком случае, в самом раннем слое (период IA — примерно 9000 лет назад), никакой керамики не обнаружено: она появляется примерно через тысячу лет (период IB)15. Эта «безглиняная» фаза заставляет думать, что первые обитатели Meprapa сто- яли, по всей видимости, на относительно низком уровне развития; однако другие свидетельства — особенно относительно сооружения зданий — противоречат это- му взгляду. К примеру, с самого начала они строили дома из хорошо изготовлен- ных земляных кирпичей определенного размера (33x14,5x7 см)16, ориентируя их вдоль главных направлений17. Многие сооружения представляют собой жилища с относительно крепкими стенами из двух слоев кирпичей. На земле могли быть ковры из тростника. Средний размер этих сооружений невелик (5x4 м), причем они часто разделялись на несколько маленьких комнат18. Печь и очаги... обычно находились в углах комнаты. Следы их использова- ния сохранились в виде дыма на покрытых штукатуркой стенах. Одна круглая духовка была выложена кирпичами и имела купол (как печи для приготовления мяса и лепешек в Пакистане и Северной Индии в наши дни)19. План домов в Мергаре (Основано на работах Pao. 1991 г.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|