ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессиональные аквалангисты,опускающиеся вЧасть втордя овец и крупный рогатый скот, и делали это вполне успешно. Скорее всего, это- му они научились где-то в другом месте. Судя по всему, они прибыли в Meprap с уже прирученными животными, хотя поначалу тоже занимались охотой — на газелей, обитавших на болотах, на оленей, зайцев, диких свиней, слонов и т.д. «То, что мы видим в Мергаре, — заключает Поссель, — подтверждает, что при- ручсние домашних животных произошло именно в этой местности. Со време- нем те животные, которые поддавались приручению, стали одомашненными. Они стали меньше размером, приобрели характерные признаки домашних жи ־ вотных... Доля домашнего и “лолудомашнего” скота в пищевом рационе еще в докерамическую эпоху стала превосходить вклад от дикого скота»5־. Нужно отметить, что данные археологических исследовании, характеризу- ющие одомашнивание скота в Мергаре, совпадают с историей Ману, который, в отличие от Ноя, не брал животных в ковчег. В индийской истории говори- лось только, что выживший в наводнении взял с собой «тщательно сохранен- ные и разнообразные семена, все, которые были извес1׳ны в древности»26. Другие материальные предметы, найденные в Мергаре, говорят, что первые жители города использовали в небольшим количестве медь, правда, природную, не подвергшуюся плавке. Основные орудия труда изготовлялись из камня. В сер- пы вделывали медные лезвия, чтобы было легче срезать колосья. Горожане про- изводили текстиль, изготовляли корзины, иногда придавали им водонепрони- цаемость при помощи битума. Они делали шила, лопаты и иглы из кости. У них имелась высокоразвитая индустрия производства бус. Они изготовляли тонкие дискообразные бусинки из черного стеатита, а также бусинки в виде бочонков из кальцита и браслеты из полированных раковин27. В Мергаре найдены рако- вины Dentalium (зубовиков). Это длинные, пустые внутри трубки, которые были как бы изготовленными самой природой бусинками. Такие раковины особен- но характерны для Камбейского залива28. Есть также свидетельства контактов жителей Meprapa с прибережными районами «и существования протяженной торговой сети, о чем говорят морс- кие ракушки, лазурит и бирюза, найденные в могилах даже самого раннего периода»29. Упоминания об этих самых ранних могилах заставляют заняться еще одной загадкой основателей и первых обитателей Мергара. В отличие оттрадищ! й 60- лее позднего времени, они устраивали похороны своих умерших с большой тща- тельностью и сложными церемониями. Телам придавалась поза эмбриона, при этом голову поворачивали на восток, а ноги на запад30. В могилу опускали лич- ные принадлежности, а иногда и пищу и напитки, по-видимому, для загробно- го путешествия души3:. Эти погребения — общим числом в 166 единиц — отно- сятся к самому началу докерам и ческого «периода ΙΑ». Таким образом, погребе- ния делались в течение почти тысячи лет, вплоть до «периода НА», затем такой обычай исчез32. Особенно интересная могила была найдена у сильно разрушив- шеися стены «периода НБ>. Она содержала останки взрослого человека — муж- чины или женщины. В захоронении у ног скелета находились: полированная каменная ось, большое кремневое ядро, кусок красный охры, кость быка и два осколка заостренного с двух концов инструмента; третий осколок леж ал около грудной клетки, так что создавалось впечатление, будто этот инструмент раско- 6 - 5641 Хэнкок
лолся не случайно. Также в могилах были найдены две бусинки из бирюзы (для пояса) и осколки костей быка33. Ритуал включал определенную ориентацию могилы, установленные типы украшений и предметов. Все это указывает на сложную религиозную и погре- бальную культуру, которая, по всей видимости, уже использовалась первыми жителями Мергара, создававшими этот город. Но сколь долго эта религиозная культура сохранялась? Где зарождалась религия, артефакты которой мы нахо- дим в Мергаре? Хотя большинство археологов считают, что сельское хозяйство Индии бе- рет свое начало на Ближнем Востоке или около Гималайских гор, есть одно об- стоятельство, которое заставляет в этом усомниться. Специалист по морфологии зубов Джон Лакекс обнаружил большую часто- ту похожих на лопату резцов у обитателей Мергара «периода I», что являлось отличительной чертой населения Восточной и Юго-Восточной Азии34. Согласно Лакэксу, зубы обитателей Мергара «периода I» резко контрастируют с европей- ским строением (обычно обнаруживаемым в Индии и в соседних с Мергаром областях с древнейших времен) и имеют несколько дентальных черт, общих с типом «сундадонт». Неолитическое население Мергара могло представлять со- бой западный край дентального фенотипа, характерного для юга Юго-Запад- ной Азии, известного как «сундадонт»35. Хотя это сказано осторожно, выводы из этого могут быть просто потрясаю- щие, поскольку путь из Юго-Восточной Азии до Северо-Западной Индии был очень долог и поскольку тип «сундадонт», обнаруженный в Мергаре, не ветре- чается больше нигде на Индийском субконтиненте36. Кроме того, расположен- ный в Юго-Восточной Азии обширный Зондский шельф — место, где жили люди с зубами типа «сундадонт», — располагался над поверхностью воды во время максимума последнего оледенения и погрузился под воду в течение нескольких стремительных наводнений 16 000—11 000 лет назад. Дальнейшие выводы, на первый взгляд, сделать нетрудно. Из-за наводне- ния, покрывшего водой Зондский шельф, эти люди, по всей видимости, были вынуждены покинуть обетованную землю, где они развивали сельское хозяй- ство, религию и т.д. Выжившие каким-то образом перебрались на кораблях из Юго-Восточной Азии на северо-западный берег Индии, после чего поднялись вверх по Инду и затем пешком прошли по проходу Болан и основали Мергар. Однако на основе только характеристик зубов нельзя делать подобные обоб- щенные заключения. Эти люди не относились к чистому типу «сундадонт», а имели лишь несколько черт, присущих этому типу и, по всей видимости, при- были из какого-то «промежуточного» места, которое невозможно определить по одним лишь зубам. Даже если эти люди были с Зондского шельфа и достигли берегов Индии по морю после наводнения, то почему мы должны игнорировать район в полмил- Лиона квадратных километров к северу, югу и востоку от Гуджарата, который подвергся наводнению в это же время? Почему бы в Мергар не переселиться людям с этих мест, которые находятся на расстоянии менее тысячи километ- ров, а не столь далеко, как Индонезия, Малайзия и Зондский шельф? По край- ней мере, сходство зубов жителей Мергара «периода I» с типом «сундадонт» вовсе не исключает возможности того, что эти люди прибыли в Meprap по земле с запада. Как подтверждает Джонатан Кеннойер: «У них нет сильных морфологических связей с известными неолитически- ми народами Западной Азии. Напротив, их дентальная морфология заставляет ассоциировать их с ярко выраженным монголоидным генотипом»37. Таким образом, и по сей день остается тайной, кто на самом деле основал Мергар. В наше время этот вопрос почти не рассматривается, возможно из-за того, что это может привести к противоречиям с существующими ныне взгля- дами. Ученые тоже не выдвигают гипотез относительно того, кто мог привести поселенцев в Мергар, хотя очевидно, что этот «кто-то» имел определенный план и определенную цель. Нам не следует делать умозаключений о состоянии ум- ственного и интеллектуального развития первых поселенцев исходя из того, что их дома были незамысловатыми, как и орудия их труда и, судя по всему, стиль жизни. В других местах подобные «археологические свидетельства», возмож- но, позволяют адекватно судить о людях в период их перехода к земледелию38, но здесь была принята определенная модель жизни — модель описанного в «Риг- веде» общества, созданного мудрецами-йогами, которые проповедовали огра- ничение потребностей, не проявляли интереса к материальным излишествам и звали человечество к духовному просветлению, проповедуя бессмертие души. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|