Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЛАДЫКА ВСЕЙ МУДРОСТИ




Шива является богом во многих измерениях, и его изображения, относя- щиеся к разному времени, можно увидеть по всей Индии, обычно в форме ме- дитирующего сидху, стройного, обнаженного, могучего бога йоги — и везде он напоминает то самое изображение, которое я видел на печати из Пасупати, со- зданной 4700 лет назад во времена цивилизации Инда-Сарасвати. Много ветре- чается его изображений и в виде фаллического конуса или каменной колонны. Подобное находили и в населенных пунктах цивилизации Инда-Сарасвати20.

Он является также одним из главнейших богов «Ригведы», в которой он фигурирует под именем Рудры. Часто в древних рукописях этого бога именуют то Шивой, то Рудрой, а иногда можно встретить двойное имя — Шива-Рудра21. В «Яджурведе» к Рудре адресуются следующим образом: «Ты есть Шива [пре- красный, добрый] по имени»22.

Подобно Шиве, Рудра и устрашает, и утешает23. Про него говорят, что он имеет «две природы» или два «имени»: одно грубое и дикое (рудра), второе доб- рое (шива) и спокойное (сайта)24.

Подобно Шиве, Рудра — «обитатель гор»25,«синегорлый»26, и «Триамбака» (трехглазый)27. Как и Шива, Рудра из «Вед» имеет светлую или белую кожу28 (хотя иногда его называют «красным»29), он великий йогин и повелитель животных30. Подобно Шиве, Рудра имеет длинные, косматые и/или спутанные волосы, об- ладает искусством врачевания31, а также ассоциируется с огнем32. Символом Руд- ры, как и Шивы, в поздней ведической традиции является стхану — «столб» или «колонна», означающие «бесконечное, неподвижное состояние самадхи, в котором пребывает бог йоги»33.

Но выше всех этих званий было определение Рудры-Шивы как бога всех знаний, внутреннего видения и внутренней мудрости (инана-гнозис). Вот поче- му мы читаем в книге VIII «Ригведы»: «Этот ум Рудры, свежий и сильный, дви- жет сознание по древним путям»34. Вот почему Шива часто изображается в ин- дийском религиозном искусстве как Янана-Дакшинамурти — «Господин всей Мудости», «сидящий под деревом на горе Кайлас, положивший свои ноги на карлика, символизирующего человеческое невежество»35.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных