ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЫСШИЕ ЗНАНИЯ — САМЫМ СМИРЕННЫМРудра-Шива как бог знаний изображается в виде могучего риши с растрепан- ными волосами, живущего в горах или среди дикой природы. В этом качестве бог связывается с искусной и сложной системой идей. Даже те, кто не соглашает- ся с ней, не могут не признать, что она исключительно хорошо продумана и (если вспомнить печать из Мохенджо-Даро) относится к очень отдаленному прошло- му. В ней утверждается, что просветление, или истинное знание, достигается не тем, что человек овладеет своими эмоциями и становится способным избегать если не соблазнов материального мира, то хотя бы «привязанности» к ним. Лич- ное материальное благосостояние и физическая привлекательность не могут ска- зать ничего об уме и душе человека. Возможно, именно поэтому, когда боги при- ходят за советом к Шиве, они находят его «в окружении множества преданных последователей; все они обнажены, все имеют неправильные черты, у всех спу- тайные волосы»36. Востоковед Ален Даниелу заметил, что «“Веды”» изображают Рудру живущим в горах и лесах и повелевающим животными — ручными и дики- ми. Мифология шайв (шайвы — индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву. — Прим, перев.) показывает его как божество жизни, охра- нителя Земли, который обнаженным бродит через заросли, переполненный по- хотью и силой. Он преподает самые высшие и самые тайные знания нищим37. Идея, что истинная мудрость не наряжается в пышные одежды, содержится еще в одной истории Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма и Вишну снова спо- рят — о том, кто из них выше: «Вишну и Брахма долго спорили и в конце концов сошлись на том, что этот спор может быть решен с помощью “Вед”. В “Ведах” написано, что Шива был создатель, охранитель, разрушитель. Услышав эти слова, Вишну и Брама, все еще пребывая в темноте заблуждений, сказали: “Как может покровитель жал- ких существ, нищий на кладбище, обнаженный аскет, покрытый золой, жал- кий по наружности, со спутанными волосами, украшенный змеями, быть выс- шим существом?”»38 Ответ состоит в следующем: поскольку Рудра-Шива действительно являет- ся высшим существом, он может принимать любую форму, какую выберет. А то, что он мажет себя золой и живет среди бедных и жалких — это его собственный выбор. Согласно профессору Стелле Камриш, «он стоит особняком относитель- но других ведических богов. Его легко узнать по его дикому, сумасшедшему взгляду. Он кажется бедным и небрежным к своей внешности. Боги презирают его, но он намеренно ведет жизнь нищего, он наслаждается презрением и пре- небрежением, поскольку “тот, кто презираем, лежит себе спокойно, свободный от всех привязанностей”. Свирепый, уничижающий себя бог был йогином... Он провоцировал презрение к себе, чтобы проверить свою отстраненность от мира39. Можно сделать вывод, что образ Рудры-Шивы, бога знаний, интересен не сам по себе, а как воплощение определенной идеи. Можно даже сказать, систе- мы идей. Те знания, которыми он обладает, он получил из медитации, путем лишений и самоограничений, а все это для большинства людей недоступно. То же самое верно и в отношении семи риши из «Вед». Они также, как заметил Джон Митчинер, «покрывают свои тела золой, не стригут волос, не причесыва- ются и не связывают волосы в узел: другими словами, они изображаются похо- жими на многих других, особенно на Шиву, аскетов40. В «Бхавагат-Пуране» существует легенда, что самые великие мудрецы «бро- дят по миру, прикидываясь сумасшедшими», и вместе с тем учат мудрости41. В этих словах по меньшей мере содержится совет выказывать уважение любо- му человеку и внимательно прислушиваться к его словам. Внешность может быть обманчива, и вы никогда не узнаете, с кем вы имеете дело. Раздумывая над этим, я собрался с силами, что было уже не просто, и пре- одолел последние несколько метров каменистой Арунахелы по грязной дорож- ке, оттуда виднелись скаты скал горной обители Нарайяны Свами. ЧАЙ И МОЛИТВЫ Риши жил не на самой вершине горы — его бы просто изжарило на священ- ном огне, который зажигается здесь каждый декабрь, когда Шива изображается в виде колонны огня. Он нашел приют в сделанном на ветвях шалаше, в не- скольких минутах ходьбы от вершины. Ему прислуживал юноша, обогнавший нас, когда мы взбирались в гору, и еще четыре других почитателей Шивы (Ши- вачариар), облаченных в оранжевые одежды. Глядя на нас вниз со скалы, они приветствовали нас, стоя по сторонам грязной дороги. Как только мы прибыли, мы внезапно обнаружили, что попали на какую-то церемонию, которая уже шла полным ходом. Молодой прислужник показал, что мы должны снять ботинки, поскольку мы пришли на святую землю, и повел нас вниз по небольшому склону к краю шалаша, в котором, как считалось, На- рьяна Свами проживал последние десять лет. В тенистом полумраке, пресле- дуемые огромными шершнями, мы с трудом разглядели, что шалаш отшельни- ка представляет собой небольшую палатку из пластика, покоящуюся на огром- ных ветвях деревьев. Мы никогда раньше не видели этого риши, воплощения Шивы, лицом к лицу, а тем более никогда не говорили с ним. Он ни с кем не разговаривал, по крайней мере из его звуков ничего нельзя было разобрать. Время от времени он что-то мычал и бурчал, но, похоже, прислужники его отлично понимали. Мы смогли разглядеть только тонкую, но сильную руку риши с обветренной кожей. Иногда риши костлявыми пальцами что-то рисовал в грязи на земле перед пла- стиковой палаткой. Вокруг вообще было много грязи и луж, застывших в углуб- лениях на скалах. Нам предложили сесть в грязь, после чего прислужники принесли нам гряз- ные половинки кокоса, в которых было что-то, что прислужники назвали «чаем, благословенным риши». В этот слегка тепловатый чай они положили по куску масла толщиной в палец и предложили нам выпить. C некоторым трепетом (я боялся всякого рода амеб) мы последовали этому указанию. Потом мы услы- шали молитвы и напоминания, что чай благословен и что от него мы почув- ствуем себя очень хорошо. Потом последовал новый чай и новые молитвы. За- тем нам подали холодный, немного масляный напиток с сушеными растения- ми, в котором плавали листья, тоже благословенные риши. Мы выпили и его. Последовали новые молитвы, новый чай с кишечными паразитами. После этого один из прислужников поманил нас за собой и повел по часо- вой стрелке по небольшому кругу для прогулок (каждый круг можно было за- вершить всего за двадцать-тридцать секунд). Дорожка начиналась и заканчива- лась перед самой палаткой Нарайяны Свами. Здесь мы опустились на колени в грязь, и наши лбы были помазаны священной золой. Потом мы совершили еще несколько кругов, распевая «Шива, Шива, Шива, Рага Ра, Рага Ра» или что-то в этом духе. Все было очень странно. Мы не просили принять участие в церемонии, и, что было для Индии особенно необычно, за участие во всем этом от нас не по- требовали никаких денег. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|