ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА ו О. ТАЙНА КРАСНОГО ХОЛМАЗемля поблизости совершенно не тронута четырьмя оке- анами, которые разбушевались с наступлением юги и по- глотали все оконечности мира... После того, как погиб- ли все живые существа, были поглощены все созданные вещи... все будущие семена определенно расположены здесь... Все легенды, искусства, значительное число свя- щенных писаний и «Веды» были здесь тщательно сохра- йены... Брахманы, которые прибыли к подножью гор, были мной созваны после потопа, и я заставил их изу- чать «Веды» и делать из них выборки... Сканда Пурана Февраль 2000 гЮжная Индия В 5 утра мы с Сантхой начали взбираться по вьющейся дорожке по направ- лению к скалистой 800-метровой вершине Арунахела, священной горе в Тамил- наде. Даже в 6 часов рассвет еще не начался. Если не считать звуков наших ша- гов и криков петухов, все вокруг было тихим и неподвижным. Когда мы про- шли мимо уличных фонарей Тируваннамалая, внизу перед нами открылся раскрашенный огнями город, лежащий у подножья горы. В середине города, к востоку от нас, виднелось огромное темное пятно. Это было в районе Apy- нахелесвара, одном из самых важных храмов Шивы во всей Индии1. Мы на- шли удобный камень, где можно было сесть и подождать восхода солнца... После того как я был очарован маг- нетизмом и обаянием фигуры «прото- Шивы» на печати из Мохенджо-Даро, я начал понимать, что Шива присут- ствует в Индии повсеместно. Даже в Дварке, с его культом Кришны, имеет- ся красивый храм Шивы. Но самые приверженные сторонники бога йоги — и в наибольшем числе — нахо- дятся на юге, среди говорящих по-дра- видски людей из штата Тамилнад, а од- ним из главных центров этого культа является Тируваннамалай. Индуизм отличается тем, что в нем почти ничто не следует понимать дос- ловно. Личности изменяются и оказываются одна на месте другой, одна вещь выступает в роли другой, боги могут проявлять себя в одно и то же время раз- личными способами, имеется много неясностей и противоречий, и потому древ- нюю историю великого храма Шивы на Арунахеле понять трудно: «Высшее существо, океан милосердия, господь Шива однажды высказал же- лание: “Я хочу стать многими”. В соответствии с его волей внезапно появились Брахма и Вишну. Им было дано задание — создать миры и оберегать их. Однако вместо того чтобы исполнять обязанность, указанную господом, они из-за своего эгоизма начали спор, который перерос в большой конфликт. Видя, в какой раж они вошли, сражаясь друг с другом, господин сострадания счел целесообразным явить себя в форме, которая бы положила конец их противоборству»2. Если эту длинную историю изложить коротко, Шива явил себя на месте, где сейчас находится Арунахела, в форме бесконечно высокого столба яркого све- та, извергая огонь, пронизывающий все небо и наполняющий Вселенную. Но при виде этого ослепительного и устрашающего зрелища Брахма и Вишну не убоялись, а наоборот, снова начали соперничать: на этот раз они пытались най- ти «начало или конец» этой колонны3. Только когда оба оказались не в силах это сделать, снова появился Шива, во всем своем блеске4. В этой истории есть еще несколько поворотов, но в конечном счете Шива простил враждовавших Брахму и Вишну и сказал: «Продолжайте неустанно выполнять свою работу по созданию и поддержанию, не забывая меня»5. Затем он объявил, что лучезарная колонна в виде горы огня останется на этом месте навечно: «Моя лучезарная форма будет почитаться здесь всегда как вечная, неизмен- ная Арунахела. Океаны не покроют ее водой даже во время великого наводне- ния. Ветра не смогут сотрясти ее, и всепожирающий огонь не сожжет ее. Услы- шав эти слова, Брахма и Вишну смиренно поклонились Шиве и начали молить ся; «Поддерживающий Вселенную! Пусть эта Гора станет главной опорой мира, как ты сказал. Но умерь свою лучезарность, о Рудра, так, чтобы она стала пере- носимой, но осталась в своем безграничном великолепии и осталась хранили- щем всего благоприятного»6. В ответ на мольбы Брахмы и Вишну «Шива уменьшил ослепляющую луче- зарность своей сияющей внешности в виде колонны, превратив себя в тускло светящуюся гору»7. Так появился «Красный холм» или Арунахела, о которой говорится: «Точно также, как мы отождествляем себя со своим телом, господь Шива отождествляет себя с этой Горой, где красный свет скал обозначает пер- вобытный огонь»8. Брахма и Вишну стали молить Шиву: «Хотя этот Красный Холм существует на благо всем нам, никто не может почитать его без твоей милости... [Потому] мы просим тебя также принять фор- му Лингама на восточной стороне Горы, так чтобы мы могли тебя почитать...»9 И тогда Шива подчинился, и у подножья восточной стороны горы появилась огромная каменная колонна — Шивалинга или фаллический символ Шивы. В знак благодарности Брахма и Вишну приказали Вишвакараме, архитектору богов, воз- двигнуть вокруг храм — это был самый первый храм Арунахелесвар, ныне не суще- ствующий. Сейчас на этом месте стоит другой храм, но верующие утверждают, что это самый первый, «себя воздвигнувший» каменный лингам, появившийся в нача- ле времен. Он находится в Святыне святынь и продолжает почитаться миллионами пилигримов как знак и печать присутствия на земле Шивы10. ЛИШЕНИЯ Мы смотрели, как на юго-востоке восходит солнце. Сначала оно озарило девять пирамидальных гопурам, окружавших храмовый комплекс, потом про- гнало тени с площадей, галерей и усыпальниц. В разрастающемся свете дня мы увидели позади храма равнину, простирающуюся до горизонта. Тут и там на равнине были видны небольшие холмы. Мы возобновили свой подъем на Арунахелу. Хотя было не особенно высо- ко, дорожка поднималась, сильно извиваясь, так что подъем занял у нас много времени. Прошел час, а мы все еще находились далеко от вершины. Солнце уже начало припекать, и я стал жалеть, что взял с собой только одну бутылку воды. Мы с Сантхой остановились, чтобы отпить по глотку и посмотреть сверху на отдаленные вершины Арунахелелесвара. Возвышающийся в утренней дымке храм выглядел словно вышедшим из легенды, неземным. Мне даже стало ка- заться, что и в самом деле храмы, как это говорят легенды, создавались богами в самом начале современной эпохи. Мы снова двинулись вверх — и внезапно уви- дели стройного, но мускулистого молодого человека, с длинными спутанными волосами, покрытым сажей лбом и в оранжевом наряде садху. Он сидел на усту- пе скалы прямо над нами со скрещенными ногами и, казалось, не подозревал о нашем присутствии. Но когда Сантха поздоровалась с ним по-тамильски, его ответ был достаточно дружелюбным. Мы прошли мимо, и когда я через несколько минут снова посмотрел назад, то увидел, что он больше не сидит на своем месте, а следует за нами, босой и мол- чаливый. Без всяких усилий он обогнал нас и скоро исчез за грудой булыжников. Я подумал, что он, возможно, является одним из приверженцев Нарайяны Свами — почти легендарным человеком, с которым мне хотелось встретиться. Я слышал, что Свами пребывал на вершине Арунахелы на протяжении десяти лет, не употребляя никакой твердой пищи и довольствуясь совсем небольшим количеством молока и чая, которые приносили ему его помощники. Подвергая себя подобным лишениям (тапасу), которые могут перемежаться с такими от- носительно приятными вещами, как продолжительные половые сношения без семяизвержения, и с такими неприятными, как держание рук вертикально над головой на протяжении десятков дней, великие йоги, подобные Нарайяне Сва- ми, приобретали, как считают, особую энергию сверхъестественного «тепла»: «Основной трансформацией, которую выполняли риши, подвергая себя та- пасу, было стремление заставить тело производить тепло. Огонь во время тапа- са становился столь сильным, что человек сам начинал излучать пламя, способ- ное освящать и сжигать... Утверждалось, что те, кто мог выполнять тапас, были способны стать невидимыми, могли ходить по воде и летать по воздуху. В “Йо- га-сутре” перечислено множество подобного рода способностей, которые дос- тигаются практикованием йоги, включая обретение большой физической силы и различных знаний, к примеру, знания своих предыдущих воплощений и уме- ния читать чужие смысли...»11 Напряженная физическая и умственная дисциплина, которую требует тапас, является важным шагом к освобождению от смерти. Считается, что через свои устрашающие лишения Семь риши из «Вед» обрели искусство омоложения, ле- чения болезней и умение воскрешать к жизни мертвых. Одной из целей риши, выполняющих тапас, было вознесение в обитель бессмертных. Утверждают даже, что боги и демоны тоже выполняют тапас, чтобы обрести бессмертие12. Джон И. Митчинер, специалист по традициям «семи риши», указывает, что «такие способности и в самом деле приписываются риши во всей индийской литературе»13. Возникает вопрос — почему? Почему сквозь всю историю проходит посто- янная связь великих риши с этими необычными способностями и почему риши всегда используют одни и те же средства — йогу, лишения, медитацию, чтобы развить свои способности? Является это только плодом воображения или же это часть каких-то древних легенд? Может, за этими легендами скрыто что-то очень важное? Я не надеялся получить ответ на эти вопросы от Нарайяны Свами — про- сто хотелось посмотреть на человека, который живет на вершине горы на чае и молоке десять лет. Поглядеть на него было любопытно и потому, что, по всей видимости, он символизировал определенную традицию, упомянутую в тамиль- ском тексте «Арунахела Махаматмиам» («Слава Арунахелы»). Там говорилось, что Шива садит поддеревом около вершины горы в наряде сиддха׳. «Шива находится здесь всегда в качестве сиддха под именем Арунагири- Йоги, облаченный только в набедренную повязку, со спутанными волосами; на его лбу видны следы вибхути [священной золы]»14. Поскольку я уже много времени занимался Индией, я не видел ничего стран- ного в том, что Шива мог одновременно являться фаллической каменной ко- лонной в святыне святынь храма у подножия горы и в то же время быть аскетом, медитирующим под деревом на вершине горы, а также одновременно — и са- мой горой, ибо говорилось, что «в отличие от других гор, которые стали святы- ми, потому что в них жил Бог [к примеру, гора Кайлас в Гималаях], Арунахела является самим богом Шивой»15. ГЛАВНАЯ ОПОРА МИРА Из легенд о наводнении в Северной Индии мы знаем, что Ману и семь муд- рецов нашли убежище в Гималаях, в «земле Семи риши» между Индом и Ган- гом, и что именно отсюда они начали распространять «Веды» и восстанавли- вать земледелие. В Южной Индии в тамильской традиции, записанной в «Скан- да-Пуране», роль места, где спасшиеся укрылись от наводнения и откуда началось распространение знаний, выполняет Арунахела, вечно охраняемая Шивой, который гарантировал, что «океаны не поглотят ее даже во время силь- ного потопа»16: «Земля поблизости совершено не тронута четырьмя океанами, которые раз- бушевались с наступлением юги и поглотили все оконечности мира... После того как погибли все живые существа, были поглощены все созданные вещи... все будущие семена определенно расположены здесь... Все легенды, искусства, зна- чительное число священных писаний и “Веды” были здесь тщательно сохране- ны... Брахманы, которые прибыли к подножию гор, были мной созваны после потопа, и я заставил их изучать “Веды” и делать из них выборки... У мудрецов, чтимых за соблюдение всех религиозных обрядов и ритуалов, обитавших в пе- щерах на горах, начали светиться их спутанные волосы. Они были подобны 100 000 солнцам и огням...»17 Эти «Пураны» также говорят нам, что среди тех кто посетил Арунахелу, были семь мудрецов, обычно связываемых с сохранением «Вед» в Гималаях после потопа18. Когда мы с Сантхой продолжали взбираться вверх на гору, попав в зону освежающего тумана и потом пройдя через темное ущелье, я подумал, что такая гора из красного гранита, принадлежащая к самым ранним формациям на Земле19, не могла быть затоплена послеледниковым наводнением. Даже в са- мом худшем случае большие приливные волны не поднялись бы так высоко. Арунахелы являлись твердой, надежной «главной опорой мира» во времена быстрого и непредсказуемого поднятия уровня моря по всему берегу Южной Индии. Нет ничего удивительного в том, что, подобно Гималаям на севере, на этой горе, как считалось, «все семена будущего» сберегли для последующего использования человечеством, и что это было то самое место, где мудрецы со- храняли древнюю мудрость в «Ведах», чтобы впоследствии ее распространить. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|