ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БЕЛЫЕ ВЕРШИНЫ И ЧЕЧЕВИЧНЫЙ СУПСледующие четыре дня я провел в кровати в мрачной комнате гостиницы. Пришлось заплатить за то, что я в свои сорок пять лет оказался столь безрассуд- ным, что позволил себе переохладиться. Ценой этого стала острая, пульсирую- щая боль в голове, которая продолжалась без перерыва более семидесяти двух часов. Я чувствовал себя разбитым, руки дрожали, я не мог есть. Как оказалось, я пропустил не много погружений. Ветер, который подул еще в первый день, ночью усилился. На волнах появились буруны, видимость уменьшилась до нуля, и дальнейшие погружения стали невозможны. Корабль, нанятый Национальным институтом океанографии, направился в близлежащий рыболовный порт, и все стали ждать улучшения погоды. Когда я оправился от болезни, ветер уже улегся, и корабль опять бросил якорь около развалин. Однако под водой видимость была не лучше, чем в чечевичном супе, и это не позволяло мне делать какую-либо серьезную работу. Пару раз я пытался погрузиться под воду в разных местах, но все же не смог ничего разоб- рать. Затем ветер поднялся снова; в прогнозе говорилось, что сильный ветер будет не меньше недели, и я начал понимать, что в этом сезоне погружений мне больше не видать. СЛОЙ НА СЛОЙ Сколько лет может быть городу, который лежит под волнами? Сидя на берегу Гомати Гхат у «Храма морского бога» в последний вечер мо- его пребывания в Дварке, я глядел на бушующие волны темнеющего залива и пытался решить эту загадку. Когда я разговаривал с Pao в его доме в Бангалоре, он рассказал мне, что занялся раскопками в Дварке больше двадцати лет назад. Работая в индийской Службе наблюдения за археологическими раскопками, он участвовал в сносе современного здания, которое стояло позади главного храма Дварки (храма Кришны), закрывая обзор. Рао: Здание было снесено. Когда мы убрали обломки, то с удивлением об- наружили под ними храм — храм Вишну30. Нам открылись прекрасные скульп- туры и все такое прочее. Мы были поражены: хотели освободить вид на храм XIII-XIV веков, а при этом обнаружили храм IX века. Мы начали копать глуб- же и внизу нашли еще два храма. Я: То есть существующий в Дварке храм был построен на вершине старого? Pao: Не наверху, а несколько в стороне. А под существующим храмом, на- верное, есть еще один, поскольку то, что мы раскопали, оказалось небольшим святилищем, и еще одно святилище должно находиться под нынешним храмом. Я: Значит, ваши раскопки делались рядом с существующим храмом, и там вы нашли более ранние слои? Рао: Да, более ранние слои. Копая дальше, мы натолкнулись на слой с яв- ными следами морских осадков — и с керамикой и прочими артефактами, от- носящимися примерно к 1500 году до н.э. Но что здесь было между 1500 годом до н.э. и 1500 годом н.э., мы не знаем. Однако, похоже, нам была послана свыше божественная помощь: один профессор по имени Б.Р. Рао, геолог, приехал в Дварку, чтобы провести здесь исследования для университетских нужд. Я по- казал ему это место, и он сказал: «Да, здесь явно видны признаки действия моря». Когда он увидел керамику, он сделал предположение, что где-то поблизости есть остров. Он спросил: что я собираюсь делать? Я сказал, что мы должны произ- водить в море раскопки — то есть заниматься морской археологией31. После этого Б.Р. Pao добился от правительства выделения средств для ис- следований в Дварке. Но мы не знали, с чего начать работу. У нас не было никакого опыта под- водной археологии. Тогда я подумал, что нам нужно сделать решительный шаг вперед... Но куда? К счастью, рядом с берегом находился храм Самудры На- райаны, морского бога. Там люди делали ему подношения. Может, такие под- ношения были и в древности и такого рода здания тоже строились. И мы при- нялись искать. Всего через несколько дней мы обнаружили там следы каких-то сооружений32. БОЛЕЕ РАННИЙ ГОРОД Глядя на залив из храма Самудра Нарайана, я размышлял по поводу дати- ровки Pao подводных руин. Могли они относиться ко второму тысячелетию до н.э. и к периоду «поздней Хараппы»? Я не видел причин, по которым разбро- санные остатки строений могли быть отнесены к более позднему времени. Ско- рее всего, они были моложе, может, даже значительно моложе. Кроме приста- ни, обосновавшейся на скале, все остальные развалины находились на мелко- водье, на глубине 7 м и еще меньше, и легко могли оказаться погруженными в воду в относительно недавнее время от простого опускания земли, вызванного сильным землетрясением, которые в Гуджарате совсем не редкость33. Увиден- ное мною под водой, совсем не походило на поселения «поздней Хараппы», ко- торые я знал. Напротив, округлые башни на дне моря и общий стиль архитек- турных блоков больше напоминали работу средневековых строителей, чем что- либо, связанное с цивилизацией Инда-Сарасвати. Но вот что меня продолжало интриговать (на это также надеялся и Рао): возможно, дальше в море могут оказаться и другие руины, которые Нацио- нальный институт океанографии еще не нашел. Pao напомнил мне, что в тех текстах, благодаря которым он обнаружил подводные руины, говорилось и о других, более древних руинах, находящихся дальше в море — поскольку Криш- на, как утверждалось, построил Дварку на месте еще более древнего города под названием Кусустхали. Pao сказал: «Я обычно читал “Махабхарату” и другие “Пураны”, такие как “Вишну Пурана”, где ясно говорится, что Дварка была построена в Кусустхали таким образом, чтобы ее со всех сторон окружала вода... И Кришна пришел в Кусуст- хали и затем построил город, назвал его Дварка — там, где существовал более ранний город — до того, как построили Дварку...» Меня очень взволновало упоминание, что Кришна построил свой город на месте более раннего — это очень хорошо совпадало с теми ясными свидетель- ствами, которые Pao нашел в окрестностях храма в Дварке, снимая слой за ело- 7 - 5641 Хэнкок ем под храмом (и вокруг) и все время возвращаясь к слою 1500 года до н.э., ныне находящемся на уровне моря. Развалины, которые Pao тогда нашел под водой, относятся, как он считает, ко времени перед самым 1500 годом до н.э. — может, к 1700—1800 годам до н.э. А поскольку остатки города, от которого сейчас со- хранились только развалины у храма в Двакре и близ Гомати-Гхат, находятся на месте другого города, то он должен быть много старше. И этот город — город Кришны — должен быть именно там, согласно легенде о Кусустхали. Я: Есть какая-то правда в древних текстах, которые утверждают, что в Двар- ке в отдаленном прошлом существовал какой-то священный центр? Или Криш- на создал совершенно новый город? Рао: Ну, знаешь, говорят, что [предшественник Кришны] построил свой город Кусустхали и перешел в Брахамалоку [высший мир]. Так что разные мифы говорят примерно одно и то же по поводу места, куда пришел Кришна. Исходя из мифов, можно сказать, что ранее существовавший город имел какое-то свя- тилище... Во времена поднятия уровня моря самым лучшим местом для того, чтобы заново построить или перенести погрузившееся под воду святилище или свя- щенный центр, было самое ближнее место, которое еще возвышалось над уров- нем моря. Когда вода залила и новое святилище, его перенесли еще выше — и так далее. Может, именно это мы и видим в Дварке: Дварка Кришны была со- здана для того, чтобы заменить существовавший до потопа священный центр, который тексты именуют Кусустхали, а потом и Дварка Кришны оказалась за- топленной, и тогда создали современную Дварку. Я считаю, что если бы мы были способны заглянуть дальше в морские глубины, ниже того уровня, на ко- тором осталась Дварка Кришны (если это действительно Дварка Кришны, как полагает Рао), тогда мы нашли бы более древние, глубже расположенные под- водные руины. ГОД ДО Н.Э. Но являются ли подводные руины, найденные Pao в Дварке, остатками «го- рода Кришны», или чего-либо еще? ...Я сидел на берегу, глядя на темнеющие волны и чувствуя головокружи- тельный аромат священных палочек, которые зажигали вокруг меня облачен- ные в оранжевые одежды садху (садху — мудрец, аскет, святой человек. — Прим, перев.), пришедшие увидеть восход солнца с Самудра Нарьяной. Я вдруг понял, что Pao ошибается. C одной стороны, он утверждает, что подводные руины принадлежат к 1800—1700 годам до н.э. C другой стороны, он настаивает, что это город Кришны. Однако в Индии почти повсеместно считают, что Кришна скончался примерно в 3102 году до н.э.34, и эта дата также знаменует собой на- чало Кали-юги. Ho Pao и не попытался разрешить это противоречие: Я: Еще один вопрос относительно Кришны. Уход, или смерть, или инкар- нация Кришны произошла, если я правильно понял, в самом конце предыду- щей эпохи — «юги» — или в начале Кали-юги. Во многих подсчетах, я видел их немало, начало Кали-юги определяется примерно 3100 годом.
Pao: Совершенно верно. Я: Вы считаете эту дату неправильной? Потому вы, похоже, стремитесь пе- ренести дату смерти Кришны на другое время, во второе тысячелетие до н.э., чтобы она соответствовала по возрасту подводной Дварке? Pao: Ну, я бы не назвал бы эту дату смерти Кришны невозможной. Все сви- детельства, что мы до сих пор получили, указывают на 1700 или 1800 годы. Ka- кая из дат неправильна? Я полагаю, 3100 год до н.э. Мы обсуждали этот вопрос в журнале. Мы говорили, что на месте затонувшего города можно найти и дру- гие древности... Так что мы не можем совсем отбрасывать более раннюю дату. Но если уже найденные под водой развалины действительно относятся к 1700— 1800 годам до н.э., тогда вполне логично поискать еще более древние ру- ины — руины, которые, согласно легендам, были затоплены великим наводне- нием в начале Кали-юги в 3102 году до н.э. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|