ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИНТЕРЛЮДИЯ: ПОИСК КУМАРИ КАНДАМАМое путешествие в Индию в феврале 2000-го было многоцелевым, и я с са- мого начала планировал оставаться в стране до середины марта. Хотя задержки с разрешением и были досадными, но на самом деле они мне не очень мешали. Скорее всего, разрешение мне все же дадут... Тем временем мы с Сантхой совершили давно задуманное путешествие в Южную Индию и сначала слетали в Мадрас, сейчас называемый Ченнай, что- бы забрать там имущество, оставленное в 1992 году. Это путешествие было полно воспоминаний о Веллуру и прибрежных хра- мах Махабалипурама на Коромандельском берегу. Из Махабалипурама мы на- правились в глубь страны, к Тируваннамалай, — храму, посвященному с неза- памятных времен богу Шиве. Потом мы направились к Мадурай, древнему учеб- ному центру тамилов, опять же связанному с йогическим богом Шивой. К северо-востоку от Мадурая мы планировали посетить Пумпухур, а юго-вос- точней — Рамесварам, находящийся на тонком уступе материка, который про- тянулся по направлению к Шри-Ланке, отделяя Полкский пролив от Манарс- кого залива. Затем мы отправились к Кении Кумари — мысу Кумари. На протяжении всего 1999 года я много занимался Южной Индией и был весьма заинтригован тем, что я нашел. В моей библиотеке оказался один ис- точник информации, который я, пожалуй, не открывал слишком долго. Это были «Описательные и исторические работы, относящиеся к семи пагодам на Коро- мандельском берегу» капитана М.У. K3ppa1s. Как я уже упоминал, в антологии Кэрра записаны местные легенды о великолепном городе в Махабалипураме, поглощенном водами огромного наводнения. Эти легенды наверняка были широко распространены в XVIII—XIX веках, когда была составлена антология Кэрра. Я хотел узнать, пересказываются ли эти легенды в наши дни и есть ли в них какой-то смысл. Я также перечитал работу Дэвида Шулмана, преподавателя индологии и срав- нительного религиоведения в Еврейском университете в Иерусалиме. Его интен- сивные исследования тамильских мифов о наводнении заинтересовали меня ука- занием на такие населенные пункты, как Пумпухур, Мадурай и Кения Кумари. В тамильском эпосе «Манимекалай» говорится, что древний город-порт Каве- рипумпаттинам был сметен с берегов Пумпухура наводнением. Другие легенды говорят о древних школах мудрости (сангам), которые «в допотопном Тамиле тя- нулись значительно южнее мыса Кумари»16. Эти земли, затопленные двумя на- воднениями, разделенными тысячей лет, назывались Кумари Кандам; в легенде говорилось, что ее выжившие жители бежали в Мадурай17. ...Обычно, когда я отправляюсь в дорогу, я несу на плече сумку, полную книг и справочных материалов — либо привезенных из Англии, либо приобретен- ных по дороге. Остановившись на несколько дней в Гоа, я существенно попол- нил мой запас объемистыми отчетами конференций и старыми номерами «Journal ofMarine Archaeology», которые подарил мне Камлеш. Первой, что я принялся изучать в полете из Гоа в Ченнай, была статья в жур- нале (тома 5—6 за 1995—1996 годы), озаглавленная «Подводные исследования у берегов Пумпухура в 1993 году»18. Большая часть этой работы посвящалась архео- логическим исследованиям для проверки мифа «Манимекалай». Исследования были связаны с подводным руинами Каверипумпаттинама — древнего города- порта IV-III веков до н.э., который морские археологи из Национального ин- статута океанографии нашли совсем близко от берега, всего на трехметровой глу- бине19. В этой работе также упоминалась непонятная U-образная структура, ко- торую аквалангисты обнаружили на глубине 23 м, в 5 км от берега20. В 1993 году у меня еще не имелось полученных на компьютере карт Гленна Милна. Но, находясь на этой глубине и на таком расстоянии от берега (судя по компьютерным картам), U-образная структура должна была относиться к очень далекому времени21. Главным автором данного доклада и главой исследовательской группы в Пумпухуре был С.Р. Рао, предшественник Камлеша Воры в Национальном ин- статуте океанографии и первооткрыватель подводных руин в Дварке. Посколь- ку он сейчас был на пенсии и жил в Бангалоре, совсем близко от Ченнай, мне пришло в голову, что по пути на юг я могу к нему заглянуть. «ДОЛЖНО БЫТЬ, ОНА СУЩЕСТВОВАЛА...» Феврмь 2000 г. Моя встреча с Рао, о которой я писал в начале этой книги, имела место 29 фев- раля. К моему изумлению, патриарх индийской морской археологии благожела- тельно отнесся к мнению, что допотопная цивилизация могла существовать на индийских прибережных землях в конце ледникового периода: «Должно быть, она существовала... Возможно, это подтверждает структура, которую мы нашли на глубине 23 м. Мы даже сфотографировали ее. Структура действительно существует, любой может погрузиться на дно и увидеть ее. Не думаю, что она единственная. Похоже, что дальнейшие исследования позволят обнаружить и другие. А потом можно опуститься глубже, чтобы попытаться обнаружить более важные вещи»22. Мы еще вернемся к поискам Кумари Кандам. Я многое понял именно во время этих поисков, которые происходили в 2000 году и даже большую часть 2001 года, занятую погружениями под воду.
Тем временем, за пару дней до моей встречи с Рао, что-то сдвинулось в глу- бинах индийской бюрократии, и Камлеш по электронной почте сообщил мне доброе известие, что разрешение получено и что теперь я могу совершать по- гружения в Дварке с группой Национального института океанографии. По всей видимости, большую роль сыграло личное вмешательство доктора Деса. В лю- бом случае, теперь передо мной не было никаких препятствий, и мы с Сантхой могли запланировать визит в Дварку на 2 марта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|