![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Печать Пасупати (2700 г. до н.э.) из Мохенджо-Даро, показывающая бога в йогической позеЙога не могла возникнуть сразу, 4700 лет назад, следовательно свое про- исхождение она вела из древности. А поскольку различные вариации этой стройной, спокойной фигуры йога, выполняющего мулубардхасану, «явля- ется одним из наиболее частых моти- вов в индийском ритуальном искусст- ве»5, это позволяет думать, что йогичес- кий мудрец или пророк, который столь часто упоминается в «Ведах», присутствовал среди населения цивилизации Инда-Сарасвати еще в третьем тысячелетии до н.э. Кроме того, если печать в Мохенджо-Даро действительно «изображает фигу- ру бога, сидящего в йогической позе»6, как считают ученые, тогда мы имеем дело с поразительной преемственностью в религиозной иконографии — поскольку до наших дней индуистский бог Шива является «богом йоги», и его часто можно видеть на стенах храмов по всей Индии в виде стройного, почти обнаженного, медитирующего аскета с лохматыми волосами и с чем-то похожим на подняв- шийся пенис (последнее не означает несдержанную похоть — напротив, в тант- рическом буддизме эрекция Шивы символизирует полный йогический контроль над плотскими желаниями)7. Шива имеет титул Пасупати — «повелитель живот- ных» или «бог животных» — из-за способности укрощать свирепых зверей своей йогической властью. Это же, похоже, показывает и фигура на печати из Мохенд- жо-Даро8. Даже фаллический символ лингам (намазанная маслом каменная ко- лонна, возводимая в алтарной части каждого храма Шивы в Индии и считающа- яся воплощением самого бога) представлен в городах цивилизации Инда-Сарас- вати коническим священным камнем или «прото-лингамом»9. По всем этим причинам «йогический бог», изображенный на стеатитовой печати и известный как «прото-Шива», со времени его обнаружения в Мохенд- жо-Даро в 1928 или 1929 году, получил от археологов название “фигура Пасупа- ти”10. Однако вот что считает Джонатан Кеннойер: «Эту фигуру называют “прото-Шива” из-за ее сходства с более поздними изображениями божества Шивы из индуистского пантеона. Хотя многие боже- ства из индуистского пантеона более позднего времени действительно имеют предшественников в ранних верованиях населения долины Инда или местного сообщества, живущего на этом субконтиненте, мы не можем с уверенностью говорить о родстве фигуры с рогами на индусской печати с индуистскими 60- жествами более позднего времени. Действительно, некоторые сходства в изоб- ражении имеются, но вкладываемый смысл мог быть совершено иным11.
ВЕДЫ» И АРХЕОЛОГИЯ Глубоко погруженный в свои мысли, я покинул галерею Хараппы. Вдруг я понял, что меня очень раздражает рассуждение Кеннойера. И не только пото- му, что он своими словами оборвал много интересных иконографических свя- зей между Шивой и фигурой из Мохенджо-Даро. Обрывается связь также с «Ве- дами», где описывается похожий на Шиву или «предшествующий Шиве» бог — ведический бог Рудра12, который у семи риши вызывал огромное уважение, даже благоговение из-за своей йогической силы. Я нашел в музее место, где можно было присесть, открыл записную книж- ку и зафиксировал в ней «Основные положения ведической традиции о происхож- дении цивилизации в Индии». • Перед наводнением существовала какая-то более ранняя цивилизация, которая была знакома с «Ведами» и практиковала йогу. Эту цивилизацию на- воднение разрушило. • Ману и семь риши (Саптариши), которые пережили наводнение, были приверженцами йоги. • Роль семи риши заключалась в сохранении «Вед» путем их запоминания и распространения среди сохранившегося после потопа человечества. • Роль Ману заключалась в восстановлении сельскохозяйственного произ- водства после наводнения при помощи запаса семян и растений, которые он захватил с собой для этой цели, и в возобновлении традиций цивилизации че- рез основание династии царей. •«Веды» и происходящие из них легенды изображают саптариши группой аскетов. После наводнения они поначалу жили в Гималаях, где Занимались ме- дитацией и подвергали себя лишениям, но при этом они также играли ведущую роль в управлении мирскими делами и давали наставления царям. • Календарь Древней Индии, так называемый календарь «саптариши», ко- торый, естественно, не может быть оторван от традиции семи риши, имеет стар- товой точкой примерно 6700 год до н.э. «Основные археологические свидетельства по поводу происхождения индийс- кой цивилизации»: • Полностью функциональное «деревенское сельскохозяйственное сооб- щество», подобное имевшемуся в Мергаре, появилось у подножий Гималаев примерно 9000 лет назад, причем довольно внезапно. Это весьма загадочный факт. Никаких предшественников до сих пор не найдено. Первые поселенцы пришли уже с семенами и уже умели возделывать землю. • Это произошло в середине эпохи катастрофических глобальных наводне- ний, затопивших огромные районы Индийского субконтинента. Таким обра- 30м, нельзя исключить возможность, что основатели Meprapa раньше жили на землях, «проглоченных» поднимающимися морями. • C точки зрения археологии, есть непрерывающаяся связь между Мер- гаром «периода ΙΑ» — примерно 7000 лет до нашей эры — и появлением после 3000 года до н.э Мохенджо-Даро и Meprapa как великих городов. По какой-то причине скорость роста и развития стала особенно возрастать между 2600 и 2500 годом до н.э. — зрелой фазы стремительного роста городов. Его корни можно видеть даже в этой фазе — во множестве разного рода деталей, которые более чем на 4000 лет старше и находятся в самых первых культурных слоях Мергара. • Главные ритуальные изображения пришли к нам из Мохенджо-Даро и Мергара. Эти изображения показывают риши, сидящих в довольно сложной йоговской позе и, по всей видимости, находящихся в глубокой медитации. Возникает вопрос: почему люди самой большой и наиболее сложной город- ской цивилизации древности так часто изображали фигуру полуобнаженного аскета, медитирующего где-то в сельской местности и окруженного свирепыми животными? Если «Веды» были священным писанием Мохенджо-Даро и Мергара, тогда ответ совершенно ясен. Этот образ встречался так часто из-за того, что индусы с детства знали, что их цивилизацию основали и продолжают направлять риши, которые именно так и выглядят. Я закрыл свою записную книжку и вернулся в галерею Хараппы, чтобы еще раз посмотреть на риши из Мохенджо-Даро. Нельзя сказать, что ноги у риши просто скрещены. Чтобы выполнить мулабандхасану, надо сначала сесть и свести вместе подошвы ног так, чтобы колени касались земли. Затем пятки ног следует поджать к промежности, так чтобы пальцы продолжали глядеть вперед. И только после этого совершить поворот ног на 180 градусов, так что- бы они показывали назад. Заметим, что это действие у неопытного ученика может привести к вывиху ног в коленях. Лишь после этого начиналось меди- тирование. Сколько времени, думал я, должна развиваться йога, чтобы стать совершен- ной системой? И если она была совершенной уже 4700 лет назад, тогда сколько тысяч лет до этого она развивалась? И что мы должны думать о людях так назы- ваемого «каменного века», создавших эту систему? Почему от них не сохрани- лось никаких археологических следов? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|