ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАСЛЕДСТВО ПОТЕРЯННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИФевраль 2000 г. Во время длительных перелетов в Гоа и долгих остановок в Мумбай я про- должал размышлять над некоторыми свидетельствами происхождения индийс- кой цивилизации. Я перечитывал свои заметки, сделанные в Национальном музее в Дели, а потом на самом верху пустой страницы написал прописными буквами слово «ГИПОТЕЗЫ». Гипотезы: Цивилизация Инда-Сарасвати, период развития которой археологи опре- деляют в 9000 лет, может быть еще более древней. Ее могли создать жители не- известной индийской цивилизации, выжившие в последнем великом глобаль- ном наводнении в конце ледникового периода. Такого рода наводнения происходили много раз 15 000—7000 лет тому на- зад, но существовал особо опасный период, 12 000—10 000 лет назад, о котором говорит изменение уровня солености Арабского моря и Бенгальского залива13. Археологические свидетельства подтверждают, что первые сельскохозяйствен- ные поселения, подобные Мергару, появились сразу после самого сильного на- воднения, имевшего место 10 000—9000 лет назад. К примеру, Грегори Пос- сель считает: «У нас нет удовлетворительной хронологии для индуистской ис- тории, особенно ее начальных стадий и различных фаз доисторической жизни. Существующие в настоящее время оценки, базирующиеся на радиоуглеродном анализе, позволяют сделать вывод, что самые ранние деревни появились при- мерно в 7000—8000 гг. до н.э., как и начало использования сельскохозяйствен- ных культур, приручение животных, начало сельскохозяйственного произвол- ства и скотоводства»14. Создатели самых первых деревень практиковали «протоведическую» ре- лигию, которую они принесли с собой из своей затопленной родины. Возмож- но, они говорили на какой-то ранней форме санскрита. Выжившие являлись опытными фермерами, как это подтверждают археологические записи, и их культурный уровень был высок, но религиозные и философские соображения (возможно, даже представления о потопе как наказании за грехи) заставили их создать новый — аскетический и рациональный — мир, хотя они посте- пенно двигались по пути развития еще более сложной и обширной городской цивилизации. У новой цивилизации имелись правители, но реальное руководство новым сообществом по-прежнему осуществляли члены братства мудрецов, чьи пред- ки сумели спастись от наводнения. Это была династия знатоков «Вед», чьей за- дачей было сохранение и передача драгоценного дара допотопных знаний. На протяжении тысяч лет от Meprapa до Мохенджо-Даро жизненные установле- ния определялись в первую очередь этими великими риши, а не экономически- ми и прочими материальными причинами. Именно они придавали форму не- прерывному, мирному, умеренному материальному развитию цивилизации Инда-Сарасвати. Сначала это была только гипотеза, и теперь я почувствовал, что настала пора изложить ее на бумаге. Мою гипотезу подтверждало то, что никто не мог объяс- нить внезапное появление вполне сформировавшегося сельскохозяйственного производства в Meprape 10 000—9000 лет тому назад. Это подводило реальный базис под индийские мифы о потопе. И это объясняло феноменальную про- должительность и непрерывность цивилизации Инда-Сарасвати от ее внезап- ного возникновения в конце ледникового периода до столь же внезапного рас- цвета и позднейшего крушения в третьем тысячелетии до н.э. Была только одна возможность достаточно быстро проверить эту гипотезу. Все, что мне требовалось, — это разыскать руины, имеющие древность более 9000 лет, причем на индийском подводном континентальном шельфе. Именно это я и собирался сделать в Дварке. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|