ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие самопознанияОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических учреждений среднего профессионального образования 2-е издание, стереотипное Москва АСАDЕМА
УДК 371 (075.32) ББК 88.8я723 М25 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ В.А. Ситаров; доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета В.Н. Карандашев Маралов В. Г. М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 15ВК 5-7695-0877-9 Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и саморазвития, их роль и значение в жизни человека. Особое внимание уделяется вопросам психолого-педагогической поддержки и сопровождения самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога. Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики, упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения курса «Основы самопознания и саморазвития». Для студентов средних педагогических учебных заведений. УДК 371(075.32) ББК 88.8я723 I8ВN 5-7695-0877-9 © Маралов В. Г., 2002 © Издательский центр «Академия», 2002 ВВЕДЕНИЕ Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее. Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития. Примерно в этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков — к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития — к идее саморазвития и создания условий для ее существования. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные технологии в рамках гуманистического направления в науке и практике, где идея саморазвития становится главенствующей, что нашло отражение в возникновении понятий «личностно-ориентированный подход», «личностно - ориентированное обучение», «личностно-ориентированная дидактика» и т. п. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей. Более того, человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут иметь никакого смысла. Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно познавать себя, и о многом-многом другом. Этим проблемам и посвящено настоящее учебное пособие, котороесостоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части четыре раздела. В разделе 1 «Психология самопознания» дается понятие самопознания, раскрывается его значение для жизни человека, описываются сферы и области самопознания, показывается, что самопознание является структурным компонентом самосознания человека. Особое внимание обращается на процессуальную сторону самопознания, способы и средства, механизмы и барьеры самопознания. В разделе 2 «Психология саморазвития» вводятся понятия «развитие» и «саморазвитие», описываются стадии саморазвития, раскрываются его формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; механизмы, барьеры саморазвития.
Раздел 3 «Психолого-педагогическая поддержка самопознания и саморазвития» посвящен вопросам становления самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, проблемам самовоспитания как средства саморазвития. Основной акцент делается на то, как организовать и осуществить поддержку самопознания и саморазвития у растущего человека, выделяются направления формирования культуры самовоспитания.
Раздел 4 «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога» затрагивает вопросы поддержки самопознания и саморазвития уже самого педагога. Дается общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога, его профессионального самосознания, описываются закономерности профессионального самопознания и саморазвития, барьеры саморазвития, показывается, как в условиях образовательного учреждения можно создать такую атмосферу, которая способствовала бы актуализации способностей к самопознанию и саморазвитию у педагогов, раскрываются средства достижения этой цели. В практической части — «Практикуме по самопознанию и саморазвитию» — приводятся конкретные диагностические методики, а также задания по организации поддержки самопознания и саморазвития у детей, примеры тренинговых упражнений. Практикум также состоит из четырех разделов, которые соответствуют логике построения разделов теоретической части пособия. Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ Понятие самопознания Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своейжизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами. Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность. Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя». Для многих эта фраза не составляет тайны, и они понимают ее буквально как императив (указание), что нужно познать себя. Если же попросить охарактеризовать себя («Что же ты о себе знаешь?»), то, на удивление спрашивающего, ответ будет очень скупым и предельно обобщенным, например: «Я умный, добрый, справедливый, умею строить отношения с другими». Примерно таким же образом о себе отвечает маленький ребенок: «Я хороший», «Я большой», повторяя то, что ему говорят родители. Интересно отметить, что люди необразованные, проживающие в малокультурных обществах, вообще затрудняются оценить себя и дать характеристику. Любопытный факт мы находим у отечественного психолога А. Р. Лурия, изучавшего в 30-е годы XX столетия психологические особенности крестьян в Средней Азии, которых просили оценить себя. Многие просто не понимали вопроса, другие, уяснив, что от них требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают». Человека высокой культуры и образования выражение «Познай самого себя» наводит на серьезные размышления, высвечивает все новые и новые философские вопросы. Мы зададим всего четыре: — Каково значение самопознания для человека? — Что в себе надо и что не нужно познавать? (Что выступает объектом самопознания?) — Как, каким образом человек познает себя? (Каковы механизмы, пути и средства самопознания?) — Человек познал себя, что дальше? В ходе дальнейшего изложения постараемся дать ответы на эти вопросы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|