Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие самопознания




ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов педагогических учреждений

среднего профессионального образования

2-е издание, стереотипное

Москва

АСАDЕМА

 

 

УДК 371 (075.32)

ББК 88.8я723

М25

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

высшей школы МПГУ В.А. Ситаров;

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского

государственного педагогического университета В.Н. Карандашев

Маралов В. Г.

М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений.

— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.

15ВК 5-7695-0877-9

Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и

саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и

саморазвития, их роль и значение в жизни человека. Особое внимание уделяется вопросам

психолого-педагогической поддержки и сопровождения самопознания и саморазвития на

разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога.

Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики,

упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе

освоения курса «Основы самопознания и саморазвития».

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

УДК 371(075.32) ББК 88.8я723

I8ВN 5-7695-0877-9

© Маралов В. Г., 2002

© Издательский центр «Академия», 2002

ВВЕДЕНИЕ

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности.

Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях

Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития,

которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой.

Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Примерно в этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков — к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития — к идее саморазвития и создания условий для ее существования. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные технологии в рамках гуманистического направления в науке и практике, где идея саморазвития становится главенствующей, что нашло отражение в возникновении понятий «личностно-ориентированный подход», «личностно - ориентированное обучение», «личностно-ориентированная дидактика» и т. п.

В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей. Более того, человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут иметь никакого смысла.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно познавать себя, и о многом-многом другом.

Этим проблемам и посвящено настоящее учебное пособие, котороесостоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части четыре раздела. В разделе 1 «Психология самопознания» дается понятие самопознания, раскрывается его значение для жизни человека, описываются сферы и области самопознания, показывается, что самопознание является структурным компонентом

самосознания человека. Особое внимание обращается на процессуальную сторону

самопознания, способы и средства, механизмы и барьеры самопознания.

В разделе 2 «Психология саморазвития» вводятся понятия «развитие» и «саморазвитие»,

описываются стадии саморазвития, раскрываются его формы: самоутверждение,

самосовершенствование, самоактуализация; механизмы, барьеры саморазвития.

 

Раздел 3 «Психолого-педагогическая поддержка самопознания и саморазвития»

посвящен вопросам становления самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, проблемам самовоспитания как средства саморазвития. Основной акцент делается на то, как организовать и осуществить поддержку самопознания и саморазвития у растущего человека, выделяются направления формирования культуры самовоспитания.

 

Раздел 4 «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога» затрагивает

вопросы поддержки самопознания и саморазвития уже самого педагога. Дается общая

характеристика личности и профессиональной компетентности педагога, его профессионального самосознания, описываются закономерности профессионального самопознания и саморазвития, барьеры саморазвития, показывается, как в условиях образовательного учреждения можно создать такую атмосферу, которая способствовала бы актуализации способностей к самопознанию и саморазвитию у педагогов, раскрываются средства достижения этой цели.

В практической части — «Практикуме по самопознанию и саморазвитию» — приводятся конкретные диагностические методики, а также задания по организации поддержки самопознания и саморазвития у детей, примеры тренинговых упражнений. Практикум также состоит из четырех разделов, которые соответствуют логике построения разделов теоретической части пособия.

Часть I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ

Понятие самопознания

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своейжизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,

исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п.

С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Для многих эта фраза не составляет тайны, и они понимают ее буквально как императив (указание), что нужно познать себя. Если же попросить охарактеризовать себя («Что же ты о себе знаешь?»), то, на удивление спрашивающего, ответ будет очень скупым и предельно обобщенным, например: «Я умный, добрый, справедливый, умею строить отношения с другими». Примерно таким же образом о себе отвечает маленький ребенок: «Я хороший», «Я большой», повторяя то, что ему говорят родители. Интересно отметить, что люди необразованные, проживающие в малокультурных обществах, вообще затрудняются оценить себя и дать характеристику.

Любопытный факт мы находим у отечественного психолога А. Р. Лурия, изучавшего в 30-е годы XX столетия психологические особенности крестьян в Средней Азии, которых просили оценить себя. Многие просто не понимали вопроса, другие, уяснив, что от них требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».

Человека высокой культуры и образования выражение «Познай самого себя» наводит на серьезные размышления, высвечивает все новые и новые философские вопросы. Мы зададим всего четыре:

— Каково значение самопознания для человека?

— Что в себе надо и что не нужно познавать? (Что выступает объектом самопознания?)

— Как, каким образом человек познает себя? (Каковы механизмы, пути и средства

самопознания?)

— Человек познал себя, что дальше?

В ходе дальнейшего изложения постараемся дать ответы на эти вопросы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных