Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение самопознания в жизни человека




Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего

Востока, где была предпринята попытка не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии.

В наиболее завершенном виде проблема самопознания раскрывается в буддизме. Суть учения буддизма изложена в трех проповедях Будды — принца Гаутамы*. *В справочниках последних лет и энциклопедических словарях по религиозным объединениям и религиям мира чаще упоминается принц Шакьямуни («отшельник») — это второе имя принца Гаутамы. — Примеч. ред.

В первой проповеди Гаутама указывает на две крайности, которые необходимо избегать:

потворство чувственным наслаждениям и крайний аскетизм. Этого можно добиться, выбрав срединный путь, который способствует видению и знанию, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване. Далее Гаутама отмечает, что жизнь — страдание (дуккха): рождение, болезнь и смерть есть дуккха; все связанное с привязанностями, желаниями есть дуккха.

Причина страдания состоит в желаниях, в привязанностях к жизни, в чувственных

наслаждениях. Прекращение страдания возможно путем отделения от желаний, отречения, отказа, освобождения от них, что осуществляется посредством следования срединному, восьмеричному пути. Этот путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильную мысль; 3) правильную речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное намерение; 7) правильное усилие; 8) правильную концентрацию.

Во второй проповеди излагается теория об отсутствии души у человека: «Тело (рупа) не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы субъектом дуккхи. Но так как тело является бездушным, оно — субъект дуккхи». Отсюда следует, что человек должен отказаться от своего Я.

В третьей проповеди говорится о «колесе жизни», которое приводится в движение

неведением, затмевающим истинный разум человека. Неведение рождает действия, в

результате чего формируется обыденное сознание, которое выделяет в мире формы. В процессе контакта с формами появляются чувства, вызывающие желания, желания становятся причиной жадности, жадность ведет к жажде вечного существования, жажда к жизни — к рождению, неизбежным следствием рождения являются старость и смерть. Иначе говоря, живое существо обречено на вращение в «колесе жизни», пока не обратится к учению Будды.

Чего же необходимо достигать, чтобы вырваться из «колеса жизни»? Человек, исповедующий буддизм, должен отречься от своего Я, достичь просветления и в конечном счете нирваны.

Нирвана — это состояние полного внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отрешенности от внешнего мира. Нирвана — полное слияние с абсолютом.

Как достичь состояния нирваны? Вот здесь-то и выступает на первый план самопознание. Выстраивается цепочка: совершенное самопознание—совершенное саморегулирование — просветление— нирвана. Таким образом, самопознание является непременным условием достижения предельной цели, т. е. состояния нирваны. Человек, который не знает себя, никогда не приблизится к ней, надолго останется в «колесе жизни».

Одним из ведущих средств самопознания является медитация, которой в буддизме придается огромное значение. В процессе медитации буддист подвергает интуитивному рассмотрению свой собственный поток психики, свое Я — образы, чувства, мысли, стремления и т. п., в результате чего обнаруживает, что все это не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, что его Я нельзя свести к какому-то одному проявлению его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем можно лишь условно. Таким образом, самопознание через медитацию освобождает человека, делает его саморегуляцию естественной, приводит к полному самообладанию за счет актуализации подсознания, в результате чего достигается гармоничное единение с миром.

Несколько по-иному рассматривается значение самопознания в христианстве. Как известно, основными идеями христианства являются: идея греховности, идея спасения и искупления, идея Бога-человека, Бога-спасителя.

Из идеи греховности выросло, с одной стороны, учение о греховности как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой — учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем стал Иисус Христос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Эта добровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению — путь личного спасения для каждого верующего.

Самопознание в христианстве выступает как средство постижения своей божественной природы, единения с Богом.

Здесь проводится грань между индивидом и личностью. Для индивида характерно

самоутверждение, которое в конечном счете приводит к обособлению существования, к

отрицанию другого ради того, чтобы не быть поглощенным, сокрушенным и т. п. этим другим, каков бы он ни был: «другой индивидуальный» или «другой коллективный». Личность же — это совсем иное, совершенная личность — это Бог. А поскольку человек создан по образу и подобию Божию, он также обладает личностью, но она нередко скрыта от него и представляется под видом индивида. Исходя из этих посылок, выводятся пути и средства самопознания. Самопознание индивида состоит в развитии в себе способности осознавать не только положительные, но и отрицательные стороны, принимать себя целиком. Чем в большей степени человек осознает меру своей греховности, чем в большей мере он становится на путь покаяния, тем в большей степени он становится на путь саморазвития, на путь быть самим собой.

Самопознание личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии в себе образа Живого Бога. Средством этого является вера, способами — приобщение к таинствам церкви. В результате человек становится самим собой. «Быть самим собой, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились».

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либо одна сторона.

Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По мнению австрийского психолога и психиатра З.Фрейда, вытеснению подлежит все, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту, используя специальные техники психоанализа, осознать и пережить то, что было вытеснено. В результате наступает катарсис (очищение) и выздоровление личности.

Ученики З.Фрейда, несколько отходя от положений своего учителя, идут дальше. Так, А.Адлер (также австрийский психиатр) смысл самопознания видит в познании человеком своей истинной жизненной цели, которая скрыта от личности нередко ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т.п. Другой ученик — швейцарский ученый К.Юнг обращает внимание на познание в себе тех сторон личности, которые ушли в область так называемой Тени, т. е. сферу, которая не признается человеком в качестве своей, но реально существует и составляет неотъемлемую часть его самости (целостной личности). Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретая тем самым свою целостность и полноту собственного Я.

В психосинтезе, основателем которого является итальянский психолог Р.Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с Высшим Я. Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым ее дисгармоничность.

Например, человек может отождествлять себя с «Отцом», «Начальником», «Неудачником», «Занудой», «Счастливчиком», «Ловкачом» и др. и вести себя в жизни в соответствии с избранной ролью. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, он должен выявить и познать свои субличности, разотождествиться с теми из них, которые взяли над ним «власть», обрести полный контроль над всеми своими субличностями.

В гешталъттерапии*, * Гештальт (нем. Gestalt) — форма, образ, структура, создателем которой является немецкий психолог Ф. Перлз, самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф. Перлз выделяет следующие: умение находить поддержку в себе, а не в других; способность брать на себя ответственность; мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях; идти на риск, чтобы выбраться из тупика. Чтобы достичь цели (зрелости), человек должен познать и тщательно проработать свои невротические уровни:

«клише» — на этом уровне он действует под влиянием сложившихся стереотипов;

«искусственный» — здесь доминируют роли и различные игры;

«тупик» — отсутствие поддержки других и адекватной самоподдержки; «внутренний взрыв», или «смерть», — именно дойдя в своем самопознании до этого уровня, человек открывает свое истинное Я, приобретает черты зрелой личности.

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии.

Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Одним из признанных авторитетов гуманистической психологии является американский ученый К. Роджерс. Согласно его концепции, в человеке выделяются две составляющие: Реальное Я и Идеальное Я и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — это Социальное окружение.

Реальное Я— система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях и т. д. Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания. Социальное окружение — это все то, что навязывается человеку со стороны: нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т.д. Несоответствие, возникающее между

Реальным Я и Идеальным Я, порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения,

различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его.

Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает себя, как ее воспринимают другие, причины, побуждающие искажать свой опыт, действовать в угоду окружению. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых только и возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни.

Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» — ив целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе.

Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.

Итак, мы попытались кратко ответить на вопрос, в чем значение и смысл самопознания для человека. Каждый это значение определяет для себя сам. В то же время в самом общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:

для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание в себе Божественного начала;

на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;

на глубинно-психологическом уровне, который пытается вскрыть наука, самопознание — это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных