ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Результаты самопознанияРассмотрев процессуальные стороны самопознания, целесообразно поставить вопросы: что же мы получаем в итоге? Как результаты самопознания можно использовать в своей жизни? Прежде всего, на основе самопознания рождаются знания о себе. Эти знания группируются в конструкты по принципу близости, например интеллектуальные свойства, черты характера, эмоциональные качества, способности, поведенческие характеристики. В свою очередь, названные конструкты в своей совокупности выявляют образ Я. Согласование, обоснование компонентов образа Я проясняют для человека его Я-концепцию. Естественно, целиком и полностью Я-концепция не может быть осознана, так как значительная ее часть остается в сфере бессознательного. Поэтому, как мы уже замечали, самопознание не может быть завершенным процессом. Степень осознанности Я-концепции во многом зависит от человека, развития его способности к самопознанию, его стремления к самопознанию и привычки систематически заниматься самопознанием. «Кирпичики» образа Я (знания о себе) могут быть истинными и ложными, адекватными и неадекватными, относительно полными и фрагментарными. Если человек обнаруживает в себе качество, которое присуще ему на самом деле, то такое знание будет истинным. Ложное знание о себе — это обнаружение и фиксация качества, которое не развито в данной личности. Не говоря уже о ложном, истинное знание о себе может отличаться степенью адекватности (здесь уже вклинивается отношенческий компонент). Например, личность считает себя коммуникабельной, контактной, однако окружающие полагают, что коммуникабельность у данного человека развита незначительно. Наконец, полнота знаний о себе предполагает всестороннее познание какого-либо качества или личности в целом. Человек, анализируя свои качества, выделяет не только содержательные характеристики, но и степень их развития, сферы приложения, осознает ограничения, определяет сильные и слабые стороны. Фрагментарность — это отрывочность, односторонность, неспособность к объяснению, установлению причинно- следственных связей. Но знание о себе в целом, отдельных качеств личности не является единственным результатом самопознания. Человек не компьютер по сбору и обработке информации, в том числе и о самом себе. Уже в ходе самопознания включается эмоционально-ценностный компонент, который на завершающих этапах самопознания начинает играть все более заметную роль, и вместе с содержанием самопознания определяет специфику его результатов. Эмоционально-ценностные отношения многообразны и могут быть выражены в самых различных понятиях: симпатия, любовь, отвержение, самоуверенность, самодостаточность и др. В психологии делаются попытки выделить некие стержневые оси некоторой условной системы координат, для того чтобы на них можно было располагать свои самые разнообразные эмоциональные переживания. Отечественный психолог В. В. Столин предлагает выделить три такие оси самоотношений: «симпатия—антипатия», «уважение— неуважение», «близость— отдаленность». Например, симпатия к себе в сочетании с уважением и ощущением близости порождает любовь к себе; антипатия вместе с неуважением к себе и ощущением отчужденности — неприязнь, непринятие, иногда и ненависть к себе и т.п. Если попытаться выделить наиболее общие результаты самопознания с точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, то к ним можно отнести чувство идентичности, самопринятие, самоуважение и как итог — чувство личностной компетентности. Все эти понятия тесно связаны друг с другом, активно изучаются и обсуждаются в современной психологии. Идентичность. Понятие «идентичность» было впервые выделено и описано американским психологом Э. Эриксоном, и означает оно чувство личностного тождества, собственной истинности и полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство идентичности рождается в результате не только самоотождествления, но и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве, восприятия того факта, что и другие признают это тождество и непрерывность. При благоприятных условиях это чувство с возрастом усиливается, человек перекидывает мостики между своим прошлым и будущим, между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидание других по отношению к себе. Если чувство идентичности не возникает или, как мы покажем далее, человек отождествляется лишь с частью себя, возникает отчуждение себя от собственной личности, рассогласование между подструктурами личности, личностью и ее целями и т.д. Это приводит к тяжелым переживаниям, кризисным явлениям, утрате смысла жизни, отчаянию. Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим. Истинное самопринятие — это основа для саморазвития и самосовершенствования. На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого — центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений. Еще американским психологом У.Джемсом в свое время была выведена оригинальная формула, которая связывает притязания личности и те успехи, которых она добивается. Эта формула имеет следующий вид: Успех Самоуважение =Притязания Чем выше успех и ниже притязания, тем выше самоуважение, и наоборот, чем выше притязания и ниже успех, тем меньше человек будет себя уважать. Парадокс, однако, состоит в том, что человек не может полностью отказаться от притязаний как отношения к целям деятельности; успех и неуспех — реальные категории, зависящие как от обстоятельств, так и от самой личности. Поэтому человек вынужден варьировать своими притязаниями в зависимости от успехов и прошлого опыта, а изменение притязаний, в свою очередь, сказывается на успехах. Отсюда в частных случаях мы радуемся своим успехам или огорчаемся своими неуспехами, то уважаем себя, то не очень довольны собой. Главное, чтобы вне конкретной ситуации в целом мы могли все же позитивно относиться к себе, воспринимая неудачи как временное явление, а если эти неудачи все же носят стойкий характер, то не теряли бы присутствия духа, веры в себя, могли бы постоянно менять тактику и стратегию поведения и деятельности. При реалистических притязаниях, высоком самоуважении и самопринятии, при упорном труде многие проблемы могут разрешиться. По большому счету такое убеждение и дает возможность человеку жить, преодолевать препятствия, добиваться результатов. Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого). Как видим, результаты самопознания довольно обширны и многосторонни и представляют собой сплав знаний и эмоционально-ценностного отношения к себе: чувств идентичности, самопринятия, самоуважения, личностной компетентности. Обратимся теперь к анализу некоторых психологических механизмов, которые внутренне определяют работу всей этой сложной «кухни», называемой самопознанием. Глава 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ САМОПОЗНАНИЯ Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой- либо системы. Мы уже отметили, что самопознание является одним из механизмов функционирования самосознания. В то же время и самопознание имеет свои собственные механизмы, которые определяют его деятельность, способствуют началу и завершению актов познавания себя. К таким механизмам относятся идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, наоборот, отстраниться от предмета анализа, «посмотреть» на весь процесс как бы со стороны. Рассмотрим последовательно эти механизмы. Идентификация Идентификация* в психологии употребляется в нескольких значениях: -отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления эмоциональной связи с ними; -самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами; -опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом. С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта. Остановимся на них подробнее. *Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство. Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого. Предпосылки идентификации можно обнаружить уже в животном мире. Например, детеныши животных имитируют поведение взрослых особей. Подражая им, они усваивают типичные навыки поведения, в результате чего происходит своеобразное имитационное обучение. Кроме того, у животных инстинктивно заложены многие формы жизнедеятельности: позы, звуки, действия, которые необходимо опознать (идентифицировать), чтобы сработали ответные реакции. У человека в начальном периоде его развития идентификация также играла одну из главенствующих ролей. Как отмечают многие историки, психологи, во времена родовых отношений личность не отделяла себя от рода, воспринимала себя как часть всеобщего «Мы». Это давало возможность кооперировать усилия в достижении общих целей, укрепляло взаимозависимость, формировало то, что впоследствии будет названо коллективными отношениями. По мере развития общества возникает такой феномен, как целенаправленная передача знаний, умений, навыков от старшего поколения младшему, т. е. обучение. А если есть обучение, то есть учитель и ученики. Первоначально роль учителя сводилась к тому, что он выступал в качестве своеобразного образца для своих учеников. Последние, идентифицируясь с учителем, повторяли его действия, осваивали способы мышления, различные знаковые системы. Постепенно идентификация становится универсальным механизмом и начинает определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями. Пример. Отождествляясь с матерью и отцом, ребенок за счет подражания воспроизводит действия, поступки, словесные выражения родителей, познавая тем самым как самих взрослых, так и себя. Вначале этот процесс происходит неосознанно, но постепенно становится все более осознанным и целенаправленным. Он особенно активно происходит в период кризиса 3 лет. Если взрослый начинает чем-то заниматься, ребенок тут же изъявляет желание делать то же самое. «Я хочу», «Я буду», «Я сам» становятся жизнеутверждающими формулами маленького человечка. Со временем круг людей, с которыми идентифицируется личность, значительно расширяется: это и родственники, и воспитатели в детском саду, и учителя в школе, а также сверстники, литературные герои, герои кинофильмов и т.п. Таким образом, через идентификацию личность познает другого человека, через подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения, качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало. С возрастом и опытом этот процесс становится все более сложным и избирательным. Чаще личность идентифицируется уже не столько с другим человеком, сколько с определенными его свойствами и качествами в силу их значимости для себя. И еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Идентификация с раннего детства происходит не только с близкими людьми как таковыми, т.е. их действиями и поведением, но и с тем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется в психологии «интроекция». В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в результате развития другого механизма — рефлексии (см. с. 51) — этот процесс становится более критичным и осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития интроекция играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей идентификации. Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты, свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши многочисленные ожидания по отношению к другим людям. Пример. Родители формируют по отношению к своему ребенку определенные ожидания и, когда он их не оправдывает, пытаются сделать все, чтобы «втиснуть» его в соответствующие рамки, считая это главной целью воспитания. Ребенок со своей стороны, освоив определенные нормативы поведения, приобретя те или иные черты, ожидает обнаружить их в других, искренне полагая, что если это есть у него, если он так думает, то так должны думать и другие. Данная сторона идентификации имеет как позитивный, так и негативный смысл. Стремление видеть в другом продолжение себя — неотъемлемое свойство идентификации. Обнаружение тех фактов, что далеко не всегда другие думают, чувствуют, мыслят, действуют, как ты, является стимулом для более глубокого познания других и самого себя. В этом состоит позитивный смысл. Негативный смысл описываемого процесса заключается в том, что приписывание другим своих собственных качеств, особенно тех, которые не осознаются личностью, как говорил 3. Фрейд, «вытесняются в бессознательное», выполняет функцию психологической защиты и свидетельствует о том, что с какими-то чертами собственной личности человек не идентифицируется. Здесь мы уже вплотную подходим к проблеме самоидентификации, или самоотождествления, которая играет неменьшую роль в процессе самопознания, чем идентификация с другими людьми. Человек идентифицируется со многими аспектами своего Я: именем, полом, положением, ролью, отдельными чертами, наконец, со своим Я в целом. Так, в имени закрепляется идентификация с телесной и духовной индивидуальностью человека. Чаще всего мы себя не отделяем от имени, фамилии, они органически «врастают» в нашу суть и выражают ее. Насильственная смена имени или фамилии порождает нередко личностный кризис, приводит к разотождествлению, потере перспективы жизни. В то же время мы знаем немало примеров, когда человек сам желает сменить имя, фамилию. Он делает это не только потому, что имя и фамилия не нравятся (смешные, нелепые, вызывают насмешки), а в большей степени потому, что не может с ними идентифицироваться, в результате чувствует постоянный дискомфорт, состояние раздвоенности, «неистинности» самого себя. Не меньшее значение имеет идентификация со своим полом, которая начинает формироваться очень рано. Уже маленькие дети, не зная всех признаков пола, тем не менее уверенно говорят: «Я мальчик», «Я девочка». Половой идентификации способствует вся система воспитания, в результате чего осваиваются мужские и женские типы поведения. При благоприятных обстоятельствах каждый здоровый нормальный человек легко идентифицирует себя с полом, для него быть мужчиной или женщиной — факт, который не подлежит сомнениям, поскольку пол — это то, что дано от рождения. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Пол дан от рождения, но этот факт надо еще каждому и признать, и принять, чтобы он стал естественным состоянием личности. Непринятие пола приводит к еще более тяжелым последствиям, чем насильственная смена имени. Известно немало случаев, когда личность не может принять свой пол, мечтает о его смене, ведет себя как представитель противоположного пола. Причин разотождествления своей личности с полом очень много. Пример. Родители ждали мальчика, а родилась девочка, т. е. их ожидания не оправдались. Принимая на уровне сознания тот факт, что родилась девочка, бессознательно они начинают воспитывать ребенка как мальчика. В другом случае: ребенок — мальчик, наблюдая отрицательное, в силу различных обстоятельств или причин, отношение матери к отцу, усваивает, что женщиной быть предпочтительнее. Впоследствии мальчик начинает вести себя так, как вела бы себя девочка. Этот перечень можно продолжить. С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать. Пример. Женщина, освоив роль жены, матери, хозяйки, переносит ее и на работу, начиная там вести себя так же, как и дома. Или руководитель высокого ранга дома не может выйти из этой роли, начинает командовать домочадцами, как своими подчиненными. Наконец, человек идентифицируется со своим Я в целом или различными его частями, качествами личности, поведенческими характеристиками. Идентификация с собой выступает в качестве одного из самых мощных механизмов самопознания. Только через самоидентификацию возможно обнаружить что-то значимое в себе, выделить это и сделать предметом всестороннего анализа. Если бы человек мог отождествиться со своей личностью в целом и одновременно с каждым аспектом, частью Я, его самопознание было бы полным и всесторонним, но, к сожалению, это происходит далеко не всегда. Чаще всего личность идентифицируется только с частью своего Я, вернее — Я идентифицируется с какой-либо своей частью: чертой личности, свойством характера или ролью, о которой мы уже говорили. Почему и как это происходит? Попытаемся пояснить данное положение на примере модели, принятой в психосинтезе, основателем которого, как уже отмечалось ранее, является итальянский психолог Р. Ассаджоли. Согласно этой модели, в структуру личности входит реальное Я, высшее Я, выполняющее своеобразную функцию бесстрастного наблюдателя, и многочисленные субличности (свойства, черты характера), которые, по мнению представителей психосинтеза, обладают известной самостоятельностью, могут находиться в гармонии, содружестве или в состоянии конфликта, противоборства. Пример. Субличностями можно назвать в нас «Добряка», «Труса», «Умника», «Жадину», «Счастливчика» и т.п. «Добряк» стремится делать добрые дела, «Умник» рассуждает и дает советы, «Трус» избегает неприятных травмирующих ситуаций, «Счастливчик» постоянно надеется, что ему повезет, «Жадина» не желает расставаться со своим добром. Вопросы: с кем из субличностей отождествляет себя Я? Какая субличность отвергается? Если следовать этой логике, то человек может с удивлением обнаружить, что он отождествляет себя с «Добряком», «Умником» и «Счастливчиком» и отвергает в себе все остальное, борется с «Трусом» и не признает «Жадину». Такая структура личности будет выглядеть следующим образом (рис. 6). С точки зрения самопознания такое отождествление значительно ограничивает собственную личность, делает ее дисгармоничной, а познание себя — однобоким и ущербным. Каков же выход из этой ситуации? Разотождествиться со своими субличностями, взять на себя функцию руководства и управления всеми частями своего Рис. 6. Неадекватная структура личности Я, отождествиться затем с собой и всеми своими субличностями, не отдавая предпочтение кому-либо, т. е. быть и руководителем, и мужем, и отцом, и «Добряком», и «Счастливчиком», и «Жадиной», и «Трусом», т. е. всем и никем в отдельности. Новая структура личности будет выглядеть уже по-другому (рис. 7). Рис. 7. Адекватная структура личности Такого рода идентификации и рождают то, что в предыдущей теме мы назвали личностной идентичностью. Чувство идентичности порождает высокое самоуважение, наполняет жизнь смыслом, дает возможность самореализоваться. Итак, мы рассмотрели первый механизм самопознания, но уже из контекста становится ясно, что этот механизм не может существовать изолированно и обеспечить полноценность процесса самопознания. Другим важным механизмом является рефлексия. Рефлексия Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Очень хорошо суть рефлексии выражена в последних строчках одного английского стихотворения в переводе С. Маршака: Он целовал вас, кажется? Боюсь, что это так! Но как же вы позволили? Ах, он такой чудак! Он думал, что уснула я И все во сне стерплю, Иль думал, что я думала, Что думал он: я сплю! Таких примеров можно привести множество. Художественная литература, поэзия изобилуют рефлексивными образами, когда герои думают за других или думают за самих себя. Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.) Для того чтобы более наглядно проиллюстрировать, что такое рефлексия, рефлексивное мышление, обратимся к задаче «О трех мудрецах», которая используется психологами для диагностики рефлексивного мышления. 3 а д а ч а. На дороге сидели три мудреца и спорили о том, кто из них мудрее. В это время проходил какой-то человек, и они обратились к нему за помощью в разрешении спора. «Хорошо, — сказал прохожий. — Вот у меня в мешке пять колпаков: два белых и три черных. Я незаметно надену на вас по колпаку, и кто первым догадается, какого цвета колпак на его голове, тот и будет самым мудрым из вас. Закройте глаза!» С этими словами прохожий надел на каждого мудреца по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. «Откройте глаза! Кто же первым догадается, какой колпак — черный или белый — у него на голове?» Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них уверенно воскликнул: «На мне — черный колпак!» Как он догадался? Попробуйте самостоятельно решить задачу. А теперь сравним ваше решение с тем, как она действительно решается. Первый мудрец видит, что на двух других мудрецах черные колпаки. То же самое со своих позиций видят и два других мудреца. Проведем рассуждение с позиции первого мудреца: - На головах моих соседей черные колпаки. Какой же колпак на мне? Либо белый, либо черный. Допустим, на мне белый колпак. Тогда второй мудрец должен видеть перед собой один белый колпак и один черный. Как в этом случае он должен рассуждать? Рассуждение за второго мудреца: Передо мной один белый и один черный колпак. Какой же колпак на мне? Допустим, белый... Но тогда третий мудрец должен сразу догадаться, что на нем — черный колпак. Но он молчит! Значит, на мне должен быть не белый, а черный колпак. Но второй мудрец не делает этого вывода, он тоже молчит! Значит, на мне не белый колпак, а черный колпак! Таким образом, чтобы решить задачу, нужно рассуждать последовательно за самого себя, за второго мудреца и за третьего мудреца. Это и есть рефлексивное рассуждение. Но задача имеет еще решения, попробуйте теперь найти их самостоятельно, опираясь на приведенную подсказку. *Рефлексия (лат. ге/1есш) — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания. Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть. 1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя. 2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов. 3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование. 4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ. 5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание). 6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь. В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности. Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление. В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности: -признает данное качество как свою сильную сторону; -вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты; -в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе; -отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста; -обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д. Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром. Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей. Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека. Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания человека: 1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.); 2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями; 3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человек! и природы называется «антропоцентризм»). Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя. К первой группе можно отнести барьеры: -возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства); -несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия; -неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии; -неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности. Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам: -боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой; -стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании. Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные психологические защиты. Как возникают защиты? По мнению представителей психоанализа, с одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, но не исчезают бесследно, а продолжают воздействовать на Я, «склоняя» его к удовлетворению неприемлемых потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх-Я), представляющее собой нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитные механизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция — приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу; вымещение — бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация — самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно, что наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей, которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой. К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно. Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим собственным трудом их достигает. Выводы Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире. Значения самопознания: -на религиозном уровне — это способ единения человека с Богом (Абсолютом, Вселенной) через познание в себе Божественного начала; -на поверхностно-психологическом (житейском) уровне — это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми; -на глубинно-психологическом уровне — это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации. К сферам самопознания относятся: поведение человека во внешнем мире и жизнь в мире внутреннем. Областями самопознания являются сознание, бессознательное и сверхсознание (высшее бессознательное). Самопознание осуществляется всегда в соотнесении своих знаний о себе с тем, что обо мне знают другие. Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля. В ходе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе проясняются. Я-концепция и различные ее аспекты, Я-концепция может быть описана через формулы: «Что я знаю о себе», «Что я думаю о себе», «Как я отношусь к себе», «Как я оцениваю себя». Самопознание — это процесс по обнаружению, фиксации, анализу, оценке, принятию у себя определенных качеств или поведенческих характеристик, который имеет свои цели, мотивы, способы и средства, результаты. Мотивы самопознания возникают на базе соответствующих потребностей: в самопознании, самоуважении, целостности своего Я, признании себя со стороны других и т. д. Цели самопознания бывают широкими — в познании себя в целом и познании своих жизненных целей — и более узкими, обусловленными __________жизнью и конкретными ситуациями. Способами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей. Средствами самопознания — познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции. В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ. В результате самопознания могут возникать различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к самопознанию или с препятствиями, которые человек ставит перед собой сам. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОРАЗВИТИЯ Понятие о развитии Понятие «развитие» является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как: -фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений; -объективно существующий факт; -естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.; -физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку); -некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности (применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.); -ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития. Рассмотрим подробнее проблему психического развития как объективный процесс. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Неслучайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок — как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных изменений психических свойств, процессов, состояний во времени, выражающихся в современных преобразованиях-. В настоящее время существует множество различных теорий и версий психического развития: натурализм, социоморфизм, куль-турализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм. Относительно факторов психического развития существует несколько подходов. Согласно биологизаторским представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными факторами, которые задают программу и вектор психическому развитию. Социологизаторское направление акцент делает на социальной обусловленности развития человека (организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества). В теории конвергенции (схождение двух факторов) развитие ребенка представляется как результат сближения (взаимодействия) внутренних __________данных с внешними условиями. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные, выполняют роль задатков. Необходимо отметить, что одни теории в большей степени, а другие — в меньшей игнорируют факт внутренней детерминации развития, хотя в отечественной психологии постоянно обращалось внимание на этот момент. Но внутренняя активность может быть только тогда понята в полном объеме, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса мы добавим саморазвитие, которое по определению не может осуществляться без субъекта жизнедеятельности. Другой проблемой, обсуждаемой в психологии, стала проблема движущих сил психического развития и поиска его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия: между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка и др. В качестве закономерностей психического развития выступают: его неравномерность, пластичность, преемственность и др. Особое внимание в самых различных школах и направлениях психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации. Согласно представителям отечественной психологии, каждый возрастной период может быть охарактеризован посредством понятий: «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологические новообразования». Понятие социальная ситуация развития, согласно классику отечественной психологии Л. С. Выготскому, определяется как специфическая для каждого возраста система отношений субъекта с социальной действительностью, сочетания внешних и внутренних условий, отраженная в его переживаниях и реализуемая в деятельности совместно с другими людьми. Она обусловливает образ жизни ребенка, социальное бытие, в обстановке которого Приобретаются новые свойства и качества, возникают психические новообразования. Понятие ведущая деятельность было вьщвинуто А. Н.Леонтьевым и означает, что на каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность, в рамках которой формируются психика, основные новообразования. Смена ведущей деятельности — это переход от одного возрастного периода к другому. Психологические новообразования — это такие психологические особенности личности, которые приобретаются в данном возрасте и отличают его от других возрастных этапов. Например, наиболее важным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов, младшего школьного возраста — произвольность поведения, подросткового — чувство взрослости и т. п. На основе использования этих понятий Д. Б. Элькониным была разработана самая популярная в отечественной психологии периодизация психического развития. Д.Б.Эльконин делит все детство на три большие эпохи: раннее детство, детстве и позднее детство. В каждой эпохе выделяются по два периода, а в каждом периоде — по две фазы. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность: младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно- эмоциональное общение; раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3 — 7 лет) — сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность; подростковый возраст (10— 15 лет) — общение; ранняя юность (15— 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность. Кроме того, все типы ведущих деятельностей были поделены на две большие группы по принципу: «ребенок — общественный взрослый» (непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра, общение) и «ребенок—общественный предмет» (предметно-манипулятивная деятельность, учебная и учебно-профессиональная). Развитие в рамках каждого периода характеризуется как стабильное, переходы же от периода к периоду и от эпохи к эпохе — как кризисные, переходные. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила периодизация Э.Эриксона (американского психолога). С точки зрения рассматриваемой нами проблемы саморазвития она представляет особый интерес, так как здесь внимание фиксируется в большей степени уже не на внешних, а на внутренних факторах, и вырисовывается не одна, а две линии развития — позитивная и негативная. Кроме того, предпринимается попытка дать периодизацию не только детского, но и всего развития человека. Основанием для выделения статей (их всего 8) является развитие идентичности, о которой мы говорили в предыдущем разделе, на каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти — по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери. Интересен тот факт, что Э. Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому «начало возраста» — понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии. Первая стадия — младенчество (0—1 —1,5 года). В этот период при благоприятном исходе достигается базовое доверие к окружающему миру, надежда; при неблагоприятном исходе — недоверие, уход от общения и деятельности. Вторая стадия — ранний возраст (1,5 — 4 года). Ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Рождаются либо автономия, воля, либо сомнение, стыд. Третья стадия — детство (4 — 6 лет). Развивается способность к инициативе или чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность. Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет). У ребенка наблюдается формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, в противном случае развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности. Пятая стадия — отрочество (11 — 20 лет).Перед человеком встает задача осознания себя и своего места в жизни, развивается чувство идентичности, либо идет процесс ее смещения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм. Шестая стадия — молодость (21 — 25 лет). Переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшейся или несформировавшейся идентичности, как следствие этого — выбор между интимностью и изоляцией. Седьмая стадия — зрелость (25 —50 —60 лет). Цель — решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством. Результат — преодоление противоречия между производительностью и застоем, поглощенностью собой; позитивными __________новообразованиями являются забота, милосердие, негативным — отверженность. Восьмая стадия — старость (свыше 60 лет). Характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения. Позитивным достижением является мудрость, негативным — презрение, в том числе и к себе. Итак, мы кратко напомнили, что такое развитие как объективный процесс, обозначили основную проблематику, которая ставится в психологии. Более подробно об этих проблемах можно прочитать в любом учебнике по возрастной психологии, психологии развития. Здесь же отметим следующий немаловажный факт — изучение психологического развития всегда будет оставаться приоритетной задачей психологии, но для понимания всего его многообразия и специфики важно «посмотреть» на процесс развития не только извне, но и изнутри, что на первый план выдвигает многочисленные проблемы, связанные с саморазвитием личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|