Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность саморазвития и его основные характеристики




Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними

их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и

Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться

и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в

предмет практического преобразования.

Каковы же характеристики и признаки саморазвития?

Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим

является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания,

деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс

саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента

выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом

своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным

желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в

частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом

возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство

взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом

саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает

ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять

перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает

менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая __________может

быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа

социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности.

Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде

пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта

жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для

дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда

ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате

взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном

подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется

свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и

продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством

своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что-

то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.

Понятно, что нормативный уровень — это уровень воспроизводства (пусть и в

авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень

позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно

поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей

жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к

личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако

если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе

отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность

в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и

самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к

совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта

свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда

альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том

числе и выборы личностного роста, — признак субъективности индивида как автора своей

жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на

себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит

формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития

самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на

протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами

(идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности,

определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннего

мира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального

развития).

Глава 2.

САМОРАЗВИТИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА

Из контекста всего сказанного ранее ясно, что __________нельзя в полной мере понять особенности

и закономерности саморазвития без анализа внутреннего мира человека, т.е. без анализа

субъективной реальности. Дело в том, что саморазвитие — это одна из сложных форм работы

внутреннего мира, в том числе и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с

переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений, постановкой жизненных

целей, поиском путей самоопределения. И все это осуществляется в процессе продвижения

человека по своему жизненному пути, в рамках которого личность обнаруживает себя, строит

себя, постигает смысл своего существования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных