Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интегральная периодизация субъективной реальности




(по В.И.Слободчикову)

Ступени

субъективнос

ти Период становления событийности Период становления самобытности

Кризисы

рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения

Оживление Родовой кризис:

0—2 мес. ±3нед.

Новорожденность:

0,4 — 3,5 мес.

Кризис

новорожденности:

3,5 — 7 мес.

Младенчество:

6 — 12 мес.

Одушевление

Кризис

младенчества: 11 -

18 мес.

Раннее детство:

1,5 — З года

Кризис раннего

детства:

2,5— 3,5 года

Дошкольное

детство: З года—

6, 5 лет

Персонализац

ия

Кризис детства:

5,5 -7,5 лет

Отрочество:

6,2 -И, 5 лет

Кризис отрочества:

И — 14 лет Юность: 13 -18 лет

Индивидуали

зация

Кризис юности:

17-21 год

Молодость:

19 — 28 лет

Кризис молодости:

27— 33 года

Взрослость:

32— 42 года

Универсализа

ция

Кризис взрослости:

39 -45 лет

Зрелость:

44 — 60 лет

Кризис зрелости:

55 -65 лет Старость: 62-...

Проанализируем коротко содержание этих ступеней.

На первой ступени — оживления — ребенок вместе с родным взрослым (биологической

матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение,

сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным

событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную

телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-

временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени —

подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных,

общительных, действенных измерениях.

На второй ступени — одушевления — ребенок вместе с близким взрослым осваивает

предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных

действа и с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым

партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития — прямохождение и

речь — кг к способы первичного самоопределения во внешнем и внутренне м пространстве

субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок

впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом

собственных желаний и умений.

На третьей ступени— персонализации — партнером растущего человека становится

общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник,

мастер и т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности

во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве.

Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной

биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным

моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к

саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек:не достигает еще внутренней

свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от

зависимости от других людей.

На четвертой ступени — индивидуализации — портом молодого человека становится

человечество (в определенных пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения,

опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация

общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть

данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок

окружающих, человек становится ответственным за свою личность. которая зачастую

складывалась не по его воле и без его ведома.

Последняя — пятая ступень — универсализации — знаменует выход за пределы

собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих

сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального

события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной

сущности независимо от того, является она верующей или нет.

Такова в общих чертах периодизация развития субъективной реальности. Из вывода В.

И. Слободчикова следует, что процесс саморазвития — как сущностная форма бытия

человека — начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие

годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль

очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с

которой взаимодействует.

Вывод автора во многом объясняет, почему мы столько внимания уделили структуре

внутреннего мира и ступеням его развития. Дело в том, что, хотя саморазвитие всегда

внутренний, даже интимный, процесс, касающийся отдельного человека, отдельной личности, в

то же время это процесс объективный, осуществляемый совместно со значимыми другими.

Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяжении всей жизни. Другой

вопрос: всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится

полноправным его субъектом? Согласно приведенной периодизации, при благоприятных

условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к

постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух

предшествующих ступенях — оживлении и одушевлении — идет подготовительная работа,

когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда

осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам (не только

положительным), он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в

актах самоопределения выражает свою личность и познает ее.

Что же является единицей, «кирпичиком» саморазвития? Такой единицей является акт

самопостроения личности. Самопостроение — это процесс, равный человеческой жизни,

осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно

сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет

механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в

близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное

Я. Мы не будем описывать механизмы того, как это происходит (здесь включаются очень

многие факторы: «каким я был», «чего достигал», «как переживал», «какой я сейчас», «каким

бы хотел себя видеть» и многое другое, причем вся эта работа протекает далеко не всегда на

сознательном уровне). Отметим, что в итоге человек выбирает стратегию самопостроения:

воссоздает себя в прежнем качестве либо воссоздает себя в качестве новом. И то и другое,

накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. Г: о-этому,

действительно, личность всегда находится в движении в процессе саморазвития. Другое дело,

какой характер носит его саморазвитие: позитивный или негативный, прогрессивный или

регрессивный, насколько существенны и устойчивы позитивные и негативные изменения.

Пользуясь периодизацией В. И. Слободчикова, можно на каждой ступени выделить и

направления саморазвития личности. Например, на ступени оживления инициатива взрослого

человека состоит в том, чтобы добиться разрыва эмоционально-личностного единства за счет

введения предметов, которыми пользуются взрослые, или заместителей предметов — игрушек,

которыми пользуются дети. Ребенок же, в свою очередь, проявляет инициативу в

восстановлении единства и строит, следовательно, в этом направлении свою развивающуюся

личность. Но выстроить прежние отношения оказывается уже невозможным, в результате чего

сам ребенок требует введения предметов. Итог — разрушение единства «ребенок—взрослый»,

появление нового единства — «ребенок—предмет совместных действий —взрослый». На

стадии одушевления взрослые проявляют инициативу в построении образа самостоятельности у

ребенка, который строит свою личность в имитации существенного содержания поведения

взрослых («Я —сам», «Я —большой», «Я —как папа»). Разрешение этого противоречия идет по

пути совместной игровой имитации взрослого поведения. Ребенок строит свою личность

(саморазвивается) в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. В итоге

разрушается воображаемое уподобление взрослому. На этапе персонализации инициатива

общественного взрослого состоит в предъявлении социальных ожиданий, ценностей.

Инициатива же подростка состоит в постановке задач самоопределения, они требуют

совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате

разрушаются отношения зависимости, выстраиваются возможные отношения равенства.

Таким образом, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты

самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать

полноправным и независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы,

насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства. Все сказанное дает

возможность анализа проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных