ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Саморазвитие и жизненный путь личностиПонятие жизненного пути достаточно широко используется в современной психологии. Жизненный путь — это индивидуальная история человека как субъекта деятельности, которая развертывается в реальном пространстве и времени и определяется жизненными обстоятельствами и самим субъектом. Своеобразие жизненного пути определяется очень многими факторами: полом, возрастом, образованием, микросредой, где живет человек, образом жизни в определенных исторических условиях, психологическими особенностями и др. Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: коренная перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События (не путать с событийной общностью) могут быть случайными и закономерными. Если каждого из нас спросить, можете ли назвать события, которые буквально перевернули вашу жизнь, заставили почувствовать себя другим, то ответ, скорее всего, будет утвердительным. «Да, — скажете вы, — на меня очень повлияла встреча с замечательным человеком...» (или чтение художественного произведения определенного автора, или болезнь, или работа, или учеба и др.). Как мы уже отмечали, многие события носят случайный характер, но немало и таких, которые мы создаем сами, вполне сознательно и целенаправленно, например: ставим и достигаем определенные цели, выбираем партнера по общению; прогнозируем трудности такого общения и дружбы; сознательно идем на риск или, наоборот, избегаем трудностей. Что такое событие? Пожалуй, наиболее полное определение данному понятию дал известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн. События жизни — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период времени определяются перспективы жизнедеятельности. В современной психологии предпринимаются попытки разработать классификацию событий. Так, отечественный психолог Н. А. Логинова выделяет: события среды; события поведения человека в окружающей среде; события внутренней жизни. События среды чаще всего не зависят от личности и обусловлены вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Сюда можно отнести: войну, различные стихийные бедствия, рождение или смерть близкого человека, назначение на новую должность. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности конкретного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях — событиями. Необходимо отметить, что события среды вносят изменения в ход жизни человека, но не являются однозначными для него. Значимость того или иного события определяется позицией личности, которую она занимаем по отношению к происходящему. Роль события определяется и тем, станет ли человек жертвой внешних сил или борцом, отстаивающим свою индивидуальность. Например, человека несправедливо обвинили в чем-то. Можно смириться с таким обвинением а можно отстаивать свою правоту. События поведения человека в окружающей среде, или поступки являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизнедеятельности. Люди совершают множество поступков, но лишь некоторые из них приобретают характер событий, открывая новые перспективы (не всегда положительные). Поступки бывают разные: гражданские; трудовые; нравственные; поступки, связанные с самоизменением и самоформированием. Например, немало людей, для которых бросить курить — это поступок, помириться с врагом — также поступок. События внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя. Что может быть значимым для внутренней жизни? Это моменты: утверждения себя; саморазвития как отражение тех достижений, которые произошли в жизни внешней. Вспомним всем хорошо знакомые слова А. С. Пушкина, когда он после удачной работы воскликнул «Аи, да Пушкин, аи, да сукин сын!» Успех в жизни — это успех и в саморазвитии. К событиям внутренней жизни можно отнести: новые переживания человека, новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей а также открытие в себе чего-то «ужасного», напрочь изменяюще го положительное отношение к себе, актуализирующего тенденции к самобичеванию, самоуничижению и т.д. Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития. В свою очередь, саморазвитие и жизненный путь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они имеют ряд общих и ряд отличительных черт. Во-первых, и жизненный путь, и саморазвитие — сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности. Во-вторых, несмотря на уникальность и индивидуализированность, они даны каждому человеку объективно. Не может человек прожить жизнь, не имея своего жизненного пути, не строя свою личность (не развиваясь). В-третьих, они равны по времени: и жизненный путь человека, и самосознание начинаются с рождения и заканчиваются со смертью. Различия между ними — разная степень взаимообусловленности, которая может осуществляться или на протяжении всей жизни, или на определенных ее этапах. Речь идет о том, что на определенных жизненных этапах интенсивность саморазвития коренным образом изменяет жизненный путь; в других же случаях сами жизненные события интенсифицируют, замедляют или придают противоположный знак саморазвитию человека. Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития. Если таковым он не является, а роль субъекта выполняют другие, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни. Нужно отметить, что не всегда такое «плавание» является неудачным. Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие выраженных позывов к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении, но обстоятельства складываются крайне неудачно, и он «выживает» только благодаря своему мужеству, самоотверженности, своей позиции и философии жизни. Это и есть то, что обычно называется судьбой, которая всегда есть у человека, даже вне зависимости от того, является он автором своей жизни и субъектом саморазвития или подвержен чистым случайностям и вовлечен неосознанно в водоворот жизни. И все же позиция субъекта и автора своей жизни, своего саморазвития предпочтительнее (несмотря даже на неблагоприятные события и так называемые превратности судьбы), чем подчинение обстоятельствам, даже со счастливыми исходами. Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере (несмотря на жизненные сложности и препятствия), заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам. В первом случае человек способен к ответственности, при необходимости — к риску, не винит ни других, ни обстоятельства в своих неудачах. Во втором — все определяется внешними обстоятельствами (которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными), и человек оказывается зависимым от них, неспособным к инициативе в построении жизненного пути и своего внутреннего мира в случае неудач; рождается отчаяние, резко снижаются самоуважение и приспосабливаемость к жизни. Все это наводит на мысль о том, что в саморазвитии человеку необходимо оказывать помощь, чтобы он в полной мере мог самореализоваться и воплотить в жизнь свою миссию, свое предназначение, занял достойную позицию по отношению к своей судьбе. Но об этих проблемах мы поговорим в разделе 3. Итак, человек обладает уникальным, неповторимым собственным внутренним миром, который есть производное от мира внешнего, его отражение, осуществляемое в специфической для каждой личности форме. Этот мир имеет пространственно-временную организацию, свое уникальное содержание, основу которого составляют чувственные образы и мысли в виде внутренней речи Человеческое Я как центр внутреннего мира ведет диалоги и монологи и с самим собой, и с реальными или вымышленными собеседниками, планирует свою жизнь и деятельность, познает себя мечтает, ставит различные по значимости цели. Внутренний мир, или субъективная реальность, развивается проходя ступени оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации, что и составляет смысл, суть саморазвития человека, осуществляемого в тесной связи со значимыми близкими или значимыми другими (людьми, обществом) Единицей анализа саморазвития является самопостроение личности в каждый конкретный момент времени по воспроизводству, улучшению или ухудшению себя. В общем плане любой возраст имеет свои специфические задачи по самопостроению и саморазвитию личности. Саморазвитие осуществляется в ходе жизнедеятельности человека и тесно связано и взаимообусловлено его жизненным путем, на определенном этапе которого (чаще всего в подростковом возрасте) он становится субъектом собственного саморазвития. Глава 3. САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС. ФОРМЫ САМОРАЗВИТИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|