ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологииПо словам отечественного психолога Г. А. Цукерман, «проблема __________саморазвития буквально ворвалась в современное педагогическое сознание, как выпущенный из бутылки джин (в точности как освобожденный джин, не руководимый мудрым хозяином), и немедленно принялась возводить дворцы для новых властителей дум (идей, провозглашающих примат индивидуального над всеобщим) и разрушать дворцы былых владык (идей, выводящих индивидуальное сознание из общественного)...». Вероятно, для этого созрели определенные предпосылки. Понимания развития как объективного процесса оказалось недостаточно, чтобы строить представления о формировании и развитии личности на старых идеях. Осуществлять процесс обучения и воспитания, даже с учетом формулы известного отечественного психолога С.Л.Рубинштейна — «внешние причины действуют через внутренние условия», — по- прежнему оказалось невозможным. Именно поэтому идея саморазвития столь популярна не только среди профессионалов — психологов и педагогов, но и среди обычных людей. Не секрет, что в последнее десятилетие интерес к психологии и к собственной личности значительно вырос. Причин для этого довольно много. Остановимся лишь на некоторых, обозначив их как предпосылки проблемы саморазвития (мы будем говорить об отечественной науке). -Возрастанию интереса к психологии способствовали позитивные изменения, которые произошли в нашем обществе. Эпоха тоталитаризма канула в прошлое. До подлинной демократизации еще очень далеко, но тем не менее тенденция движения к ней намечена достаточно отчетливо: люди почувствовали себя более свободно в определении своих планов, целей, намерений, приблизились интуитивно к пониманию себя как субъектов собственной жизнедеятельности. -В самой науке о человеке субъектный подход стал занимать все более значимое место. В последнее время появилось немало интересных публикаций по различным аспектам психологии личности и ее формирования, где во главу угла ставится именно проблема субъектности. Изучение личности как разрозненной системы психических процессов, свойств и качеств постепенно уходит в прошлое. Психологов, педагогов, философов все больше интересуют вопросы: как человек строит себя? Как он организует свою активность? Чем обусловлен выбор жизненных целей? Какие ценности преследует современный человек? В результате каких причин нарушается процесс позитивного саморазвития? Почему личность теряет свою идентичность, предпочитая полноценной жизни и деятельности наркоманию, алкоголь? И многие другие. Но вернемся к позитивной ноте, с которой начали. Мажорная нота звучит достаточно оптимистично и вселяет надежды и уверенность: «Человек является автором, субъектом своей жизнедеятельности, своей судьбы и своей биографии». Осознание этого факта буквально сделало переворот в психологии, породило ряд оригинальных исследований, нашло непосредственный выход в практику. В то же время ничто не возникает на голом месте. Наши известные психологи уже давно подготавливали почву для новых взглядов. Идея субъектности затрагивается С.Л. Рубинштейном, Б. Г.Ананьевым, А. Н.Леонтьевым и многими другими. Основания для этой идеи просты: если человек проявляет активность, то он и является ее инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора. Уже Л.С.Выготский в своей педагогической психологии, написанной в 1926 г., отметил, что человека воспитывать нельзя, он воспитывает себя сам, а окружающие предоставляют лишь материал, который может потребоваться человеку для построения своей личности. -Большую роль сыграло внедрение идей гуманистической психологии в общественное сознание, психологию и педагогику. Согласно психологам-гуманистам (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), человек представляет собой целостную и уникальную личность, которая способна самостоятельно строить свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности к построению и реализации ценностей высшего порядка. Она же и постулировала тот факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его. Человек сам должен принять на себя определенную меру ответственности за то, что он делает, за свое развитие, сам должен находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Навязать или сформировать все это невозможно, поэтому необходимо создать лишь условия для саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но ни в коем случае не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти пути оказались для кого-то эффективными. -Значительную роль сыграли исследования внутреннего мира человека, начало которым в отечественной психологии положили работы И.С.Кона, В. В. Сталина, А.Г.Спиркина, Б.Г.Ананьева, И. И. Чесноковой и многих других. Достаточно плодотворное и детальное исследование самосознания личности, ее >7-концепции (этот термин в большей степени применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение;, работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной реальности, Т.Н.Березиной по исследованию внутреннего пространства и времени человека, внутреннего диалога. -Хотелось бы отметить достижения в области практической психологии, в частности в сфере образования, где была выдвинута и реализована на практике идея сопровождения (работы Г. Бар-диера, И.Ромазана, Т.Чередниковой, М.Р.Битяновой, Т.И.Чирковой). Сопровождение — это способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. На данной проблеме мы остановимся позже, где будем обсуждать вопросы поддержки, сопровождения самопознания и саморазвития детей дошкольного возраста и школьников. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|