Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии




По словам отечественного психолога Г. А. Цукерман, «проблема __________саморазвития

буквально ворвалась в современное педагогическое сознание, как выпущенный из бутылки

джин (в точности как освобожденный джин, не руководимый мудрым хозяином), и немедленно

принялась возводить дворцы для новых властителей дум (идей, провозглашающих примат

индивидуального над всеобщим) и разрушать дворцы былых владык (идей, выводящих

индивидуальное сознание из общественного)...». Вероятно, для этого созрели определенные

предпосылки. Понимания развития как объективного процесса оказалось недостаточно, чтобы

строить представления о формировании и развитии личности на старых идеях. Осуществлять

процесс обучения и воспитания, даже с учетом формулы известного отечественного психолога

С.Л.Рубинштейна — «внешние причины действуют через внутренние условия», — по-

прежнему оказалось невозможным. Именно поэтому идея саморазвития столь популярна не

только среди профессионалов — психологов и педагогов, но и среди обычных людей. Не

секрет, что в последнее десятилетие интерес к психологии и к собственной личности

значительно вырос. Причин для этого довольно много. Остановимся лишь на некоторых,

обозначив их как предпосылки проблемы саморазвития (мы будем говорить об отечественной

науке).

-Возрастанию интереса к психологии способствовали позитивные изменения, которые

произошли в нашем обществе. Эпоха тоталитаризма канула в прошлое. До подлинной

демократизации еще очень далеко, но тем не менее тенденция движения к ней намечена

достаточно отчетливо: люди почувствовали себя более свободно в определении своих планов,

целей, намерений, приблизились интуитивно к пониманию себя как субъектов собственной

жизнедеятельности.

-В самой науке о человеке субъектный подход стал занимать все более значимое место.

В последнее время появилось немало интересных публикаций по различным аспектам

психологии личности и ее формирования, где во главу угла ставится именно проблема

субъектности. Изучение личности как разрозненной системы психических процессов, свойств и

качеств постепенно уходит в прошлое. Психологов, педагогов, философов все больше

интересуют вопросы: как человек строит себя? Как он организует свою активность? Чем

обусловлен выбор жизненных целей? Какие ценности преследует современный человек? В

результате каких причин нарушается процесс позитивного саморазвития? Почему личность

теряет свою идентичность, предпочитая полноценной жизни и деятельности наркоманию,

алкоголь? И многие другие. Но вернемся к позитивной ноте, с которой начали. Мажорная нота

звучит достаточно оптимистично и вселяет надежды и уверенность: «Человек является автором,

субъектом своей жизнедеятельности, своей судьбы и своей биографии». Осознание этого факта

буквально сделало переворот в психологии, породило ряд оригинальных исследований, нашло

непосредственный выход в практику. В то же время ничто не возникает на голом месте. Наши

известные психологи уже давно подготавливали почву для новых взглядов. Идея субъектности

затрагивается С.Л. Рубинштейном, Б. Г.Ананьевым, А. Н.Леонтьевым и многими другими.

Основания для этой идеи просты: если человек проявляет активность, то он и является ее

инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он

обладает свободой выбора. Уже Л.С.Выготский в своей педагогической психологии,

написанной в 1926 г., отметил, что человека воспитывать нельзя, он воспитывает себя сам, а

окружающие предоставляют лишь материал, который может потребоваться человеку для

построения своей личности.

-Большую роль сыграло внедрение идей гуманистической психологии в общественное

сознание, психологию и педагогику. Согласно психологам-гуманистам (Г. Олпорт, А. Маслоу,

К. Роджерс и др.), человек представляет собой целостную и уникальную личность, которая

способна самостоятельно строить свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем

духовном развитии. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его

потенциальные и актуальные возможности к построению и реализации ценностей высшего

порядка. Она же и постулировала тот факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в

этот процесс не способствует развитию, а тормозит его. Человек сам должен принять на себя

определенную меру ответственности за то, что он делает, за свое развитие, сам должен

находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Навязать или

сформировать все это невозможно, поэтому необходимо создать лишь условия для

саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но ни в коем случае

не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти

пути оказались для кого-то эффективными.

-Значительную роль сыграли исследования внутреннего мира человека, начало которым

в отечественной психологии положили работы И.С.Кона, В. В. Сталина, А.Г.Спиркина,

Б.Г.Ананьева, И. И. Чесноковой и многих других. Достаточно плодотворное и детальное

исследование самосознания личности, ее >7-концепции (этот термин в большей степени

применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение;,

работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной

реальности, Т.Н.Березиной по исследованию внутреннего пространства и времени человека,

внутреннего диалога.

-Хотелось бы отметить достижения в области практической психологии, в частности в

сфере образования, где была выдвинута и реализована на практике идея сопровождения

(работы Г. Бар-диера, И.Ромазана, Т.Чередниковой, М.Р.Битяновой, Т.И.Чирковой).

Сопровождение — это способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью

создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов

взаимодействия. На данной проблеме мы остановимся позже, где будем обсуждать вопросы

поддержки, сопровождения самопознания и саморазвития детей дошкольного возраста и

школьников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных