Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие субъективной реальности




В начале данного раздела мы рассмотрели развитие как объективный процесс, привели

для примера две периодизации психологического развития (авторы Д. Б. Эльконин и Э.

Эриксон). С точки зрения проблемы саморазвития важно поставить вопрос о возможности

периодизации, когда развитие рассматривается не как объективный процесс, а «изнутри», как

становление внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта

собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным

окружением.

Следует отметить, что в современной психологии существует периодизация, которая

разработана В. И. Слободчиковым. На ее характеристике мы и остановимся.

В качестве исходных понятий выступает «событийная общность» и «само-бытность». Со-

бытийная общность — это способ существования связи человека с другими людьми, без этой

связи само развитие происходить не может. На __________первых порах роль другого выполняет мать,

затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность —

это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность,

творить новое.

Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считал, что человек

рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть

происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит

неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда

принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот

момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами

деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать

человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем:

«Хочу быть, как ты, — и не могу стать, как ты»).

Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией

освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг

друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития — стадии освоения — способность

самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия.

Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление,

персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация

представлена в таблице 1.

Таблица1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных