ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие субъективной реальностиВ начале данного раздела мы рассмотрели развитие как объективный процесс, привели для примера две периодизации психологического развития (авторы Д. Б. Эльконин и Э. Эриксон). С точки зрения проблемы саморазвития важно поставить вопрос о возможности периодизации, когда развитие рассматривается не как объективный процесс, а «изнутри», как становление внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным окружением. Следует отметить, что в современной психологии существует периодизация, которая разработана В. И. Слободчиковым. На ее характеристике мы и остановимся. В качестве исходных понятий выступает «событийная общность» и «само-бытность». Со- бытийная общность — это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи само развитие происходить не может. На __________первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность — это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считал, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, — и не могу стать, как ты»). Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития — стадии освоения — способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия. Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в таблице 1. Таблица1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|