Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура самосознания




Человеческое Я едино и неделимо, оно тождественно самому себе. Неслучайно,

вспоминая о себе в детстве, мы воспринимаем все события как свои, а не как чужие, хотя

прекрасно отдаем себе отчет в том, что Я сегодня — это нечто иное, чем 10—15 — 40 лет назад.

Такое единство обеспечивается нашей памятью, которая «цементирует» личность во времени.

Если оно нарушается, имеет место тяжелейшее заболевание, которое называется раздвоением,

иногда растроением личности. В таких ситуациях человек проживает как бы несколько жизней,

одно время он — такой, обладает, например, уравновешенным и спокойным характером, в

другое — совсем иной. Известны случаи, когда раздвоение происходит быстро, в течение

нескольких часов или даже минут, причем существующая в данный момент личность не

подозревает о другой личности, которая функционировала совсем недавно. У здорового

нормального человека такого разотождествления не бывает.

Как видно из всего сказанного ранее, вычленение себя для себя в качестве объекта

самопознания предполагает множественность Я, которое, к счастью, не предполагает

разотождествления и утраты единства. По крайней мере, в структуре Я можно выделить Я как

субъект, как инициативное деятельностное начало и Я как объект, другими словами, Я—

познающее и Я—познаваемое. На самом деле таких Я в рамках единого, неделимого__________,

тождественного самому себе Я-множество. На этот факт указывают не только ученые, но и

писатели, поэты. Приведем отрывок из стихотворения известного поэта А. Вознесенского,

хорошо иллюстрирующий названный нами факт:

Я — семья,

во мне, как в спектре, живут семь «я»

невыносимых, как семь зверей,

а самый синий свистит в свирель!

А весной

мне снится,

что я —

восьмой...

Действительно, можно говорить о «Я—реальном», «Я—идеальном», «Я—

фантастическом», «Я—в прошлом», «Я—в будущем» и др. Но все эти Я суть части нашей

целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта),

так и познаваемого (объекта).

Отсюда понятно, что если есть Я как субъект и Я как объект, то должно быть нечто, что

характеризует меру взаимодействия между ними. Такой мерой являются самопознание и

эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и

самоконтроль, с другой. Схематически структуру самосознания можно изобразить следующим

образом (рис. 2):

Поясним данную схему. Итак, центральным звеном в структуре самосознания выступает

Я как субъект, которое играет роль под влиянием различных причин (мотивов) активного

деятельного начала. Эту функцию оно выполняет, используя самопознание, которое тесно

переплетается с эмоционально-ценностным отношением. Результатом самопознания является

прояснение образа Я, а иногда и конструирование нового образа Я, к которому, например,

стремится личность. Этот образ Я возникает не сразу, первоначально проясняются отдельные

аспекты Я, черты личности, особенности поведения, т.е. формируются представления о себе.

Только в ходе систематического самопознания эти отдельные представления складываются в

целостный образ. Важную роль при этом играет деятельность самооценивания, сравнения себя

с другими людьми или некоторым идеальным образом. В зависимости от выбранных

нормативов (шкалы) самооценка бывает высокой, средней, низкой, адекватной

(соответствующей действительности), неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

Когда образ Я получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость, он перерастает в

психологическое образование, которое __________называется Я-концепцией. Сформировавшаяся Я-

концепция оказывает влияние на все сферы жизни и деятельности человека, определяет его

намерения, планы, притязания, т.е., включаясь в деятельность Я как субъекта, выполняет

саморегулирующую функцию. Сопоставление своей деятельности в ходе саморегулирования с

некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые

коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль необходим и в самом процессе

самопознания и опирается на данные самооценки, оценки нас другими людьми.

Приведенные пояснения позволяют сформулировать следующее определение

самосознания. Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию)

образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта,

выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное

отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться

в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе,

образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания

деятельности саморегулирования и самоконтроля.

Приведенная и описанная нами схема функционирования самосознания носит

обобщенный характер и приобретает свою специфику на разных уровнях организации человека.

Мы уже ссылались на отечественного психолога В. В.Столина, который предложил

рассматривать человека на трех уровнях его организации: биологического индивида,

социального индивида, личности. Поэтому и самосознание на этих уровнях будет выглядеть

следующим образом.

На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность

выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела. На уровне

социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя

(что обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов

выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже

профессиональной идентичности, становление самоконтроля. На уровне личности

самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла

существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и

настоящем.

Итак, мы попытались показать, как работает наше самосознание. А работает оно по

принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов Я, где активно

задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной

стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой. Своеобразным продуктом этого

взаимодействия является осознание себя, Я-концепция. Рассмотрим структуру Я-концепции

более подробно, выделим некоторые ее характерные особенности.

В современной науке существуют самые разные подходы к описанию Я-концепции. Мы

попытаемся обобщить их и представить суть данного личностного образования в доступном

для понимания виде. Схематически структуру Я-концепции можно изобразить следующим

образом (рис. 3):

Основу у Я-концепции, ее содержание составляют знания о себе, т. е. своеобразная

картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я умный, общительный,

немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д.

На эту «картину» тут же накладывается отношение. Например: в целом я собой

удовлетворен и принимаю себя таким, какой есть, — высокое самоуважение. Возможны разные

варианты, например: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и

т.д.

Проявленная картина того или иного качества в структуре Я-концепции, или Я-

концепция в целом подвергается оценке путем сравнения себя с другими людьми или каким-то

идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.). В результате формируется

самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватная — неадекватная, устойчивая—неустойчивая,

которая вносит свои коррективы в уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также

знания и представления о себе. Самооценка выступает мощным регулятором поведения. На

этом мы остановимся чуть позже.

Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и

свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет

функционирования особого механизма, который __________называется «рефлексия». В результате

отыскиваются причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности —

неудовлетворенности собой, формируются намерения самосовершенствоваться или, наоборот,

все оставляется как есть.

На схеме показано также, что все эти структурные компоненты у Я-концепции

характерны не только для Реального Я, но в равной степени и для Идеального Я, и для

Зеркального Я. Разумеется, концепции Реального, Идеального и Зеркального Я могут

значительно различаться, вступать в противоречие и даже в конфликт.

Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты Я: физическое, социальное,

интеллектуальное, эмоциональное — и в отношении каждого аспекта выстраивать свое

представление о нем, формировать частные Я-концепции. Кроме того, все эти аспекты в рамках

Реального, Идеального, Зеркального Я могут еще рассматриваться и во временном отношении.

Попытаемся теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые

расширяют наши представления о Я-концепции человека. К ним можно отнести следующие.

Полнота —фрагментарность Я-концепции — определяется тем, насколько полно и

обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе

и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

Глубина —поверхностность знаний о себе — способность познать себя не только на

уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о тебе другие и что

сначала с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание себя, наоборот,

характеризуется отрывочностью, несистематичностью и только тех качеств, которые доступны

быстрому осознанию. Глубокое познание себя — это стремление к постоянному расширению

Арены (вспомним «Окно Джогари»).

Гармоничность — конфликтность Я-концепции определяется тем, насколько

различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя

целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной Я-

концепцией мы имеем дело тогда, когда человек принимает какие-то определенные качества и

отвергает другие или когда он одним и тем же в себе свойством и качеством и удовлетворен, и

не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

Об этих проблемах мы поговорим несколько позже.

Адекватность —неадекватность представлений о себе — еще одна важная

характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в

него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с

реальностью; причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же ^-

концепция — залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

Устойчивость — динамичность Я-концепции может быть рассмотрена в двух аспектах.

Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен

сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-

вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени

человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в

случае необходимости.

Принятие — непринятие себя — когда люди, которые обладают низким самоуважением,

считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень

самопринятия. Низкое самопринятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и

апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек

должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не

являются положительными. С этим вполне можно согласиться, однако с одной существенной

оговоркой: высокий уровень самопринятия только тогда дает положительный эффект, когда он

органически сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию. Без этого самопринятие

перерастает в снобизм и самодовольство. Мы привели здесь лишь некоторые важные

характеристики Я-концепции, которые позволяют более содержательно понять ее своеобразие и

специфику, придать самопознанию определенную направленность, задают систему координат

для более глубокого самоанализа.

В заключение хотелось бы поставить еще несколько важных вопросов: как «работает» Я-

концепция? Как она регулирует поведение человека, определяет его поступки, действия,

жизненные сценарии?

Попытаемся __________раскрыть эту проблему на примере формирования конкретного уровня

притязаний. Дело в том, что в любой деятельности, в процессе общения мы соотносим свои

возможности (оцениваем себя) с требованиями деятельности, или требованиями, которые

предъявляют к нам другие люди. В силу этого мы ставим либо более трудные, либо более

легкие цели, иными словами, формируется определенное отношение к цели, или уровень

притязаний. Чем труднее цель ставит человек перед собой, тем выше его притязания; наоборот,

если он предпочитает ставить легкие цели, это свидетельствует о его низких притязаниях,

боязни потерпеть неуспех, а через это — изменить отношение к себе.

Схематически этот процесс можно представить следующим образом (рис. 4):

Поясним данную схему, затем проиллюстрируем ее на конкретном примере.

На формирование Я-концепции личности влияние оказывают очень многие факторы. К

важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию

(внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние

факторы). Например, если у того или иного человека в какой-либо сфере реально высокие

достижения, он постоянно добивается успеха и это подтверждается другими, значимым

социальным окружением, то это является существенной предпосылкой для развития

соответствующей Я-концепции, высокой самооценки в данном виде деятельности. И если такая

деятельность становится значимой, то у него формируются и высокие ожидания,

притязательность как свойство личности, выражающееся в стремлении добиваться высоких

результатов.

Притязательность в конкретной ситуации будет стимулировать высокий уровень

притязаний. Это понятный и естественный процесс. Однако здесь существуют несколько

интересных «но». Во-первых, многое будет зависеть от того, насколько человек воспринимает

цель (ситуацию) как значимую и трудную для себя. Во-вторых, он обязательно оценит свою

подготовленность к достижению данной цели. В-третьих, не последнюю роль сыграют

ситуативные мотивы деятельности. В-четвертых, достижение успеха будет зависеть от того,

какие волевые качества он проявит в ходе преодоления неизбежных преград.

Отсюда вариантов поведения может быть значительное число, все зависит от сочетания

и взаимодействия приведенных факторов. Могут быть низкими самооценка и притязательность,

а конкретный уровень притязаний высоким, а может и наоборот — личность высоко оценивает

себя, имея высокую притязательность, а вот конкретный уровень притязаний будет на уровне

среднего или низким.

Пример (описывается лишь одна стратегия поведения). Представим себе студента,

которому предстоит сдавать экзамен. Высокая результативность предшествующей

деятельности, высокие оценки преподавателей и сокурсников способствовали формированию

позитивного отношения к себе, высокой (адекватной) самооценки: «Я умный, способный, у

меня хорошая память, я быстро схватываю материал, у меня развитое воображение, хорошие

речевые данные и т.п.». Разумеется, все это способствует возникновению высокой

притязательности как стремления добиваться значимых результатов. Логично предположить,

что он будет претендовать на экзамене на высокую отметку. Однако это предположение носит

лишь гипотетический характер. Конкретный __________уровень притязаний будет зависеть от оценки

степени подготовленности, от значимости экзамена для будущей профессиональной

деятельности, от мотивации и т. п. Студент снизит свои притязания, если он не готовился или у

него не сложились отношения с преподавателями. Наоборот, студент с невысокой самооценкой

и притязательностью повысит свои притязания, если воспринимает экзамен как легкий, хорошо

к нему готов, желает в следующем семестре получать стипендию.

В любом случае влияние Я-концепции на отношение к цели деятельности

прослеживается однозначно. То же самое можно сказать и о нашем общении, поведении. На

основе образа Я (самооценки) осуществляется саморегуляция, сопровождающаяся

самоконтролем.

Итак, мы показали, что самопознание является неотъемлемой частью и структурным

компонентом самосознания. Без самопознания невозможно было бы возникновение Я-

концепции личности. Мы попытались раскрыть структуру этой Я-концепции, показать ее роль в

саморегулировании поведения и деятельности. В то же время сами механизмы самопознания

как специфической деятельности пока нами не анализировались. Это требует специального

разговора.

Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ,

РЕЗУЛЬТАТЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных