Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька 5 страница





 

 

17. День защитника Отечества

1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы го­товимся отметить. Это День защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, тан­кисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.

2. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.

НАША АРМИЯ

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

3. Помогите ребенку разделить на слоги названия профес­сий военных: лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.

4. Сходите с ребенком на военный парад, в Артиллерий­ский и Военно-морской музеи. Особенно интересен будет такой поход мальчику. Обратите его внимание на военных людей, идущих по улице, на их красивую форму, особую вы­правку. Все это способствует пробуждению патриотических чувств. Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно — защищать Родину.

 

18. Стройка. Профессии

1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на строй­ке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и

цементом. Отработайте четкое произношение названий стро­ительных специальностей, каменщик, крановщик, маляр, сте­кольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, элект­рик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:

Каменщик (что делает?) кладет стены.

Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.

Электрик (что делает?) проводит свет.

Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.

2. Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Маляр пользуется... кистью. Штукатур пользуется... — мастерком. Электрик пользуется... — отверткой. Сантехник пользуется... — плоскогубцами. Стекольщик пользуется... — стеклорезом.

3. Выучите с ребенком стихотворение:

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Он приходит в старый дом С кистью, краской и ведром.

4. Предложите ребенку разделить на слоги названия стро­ительных специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.

5. Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Стро­ители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.

 

19. Ателье. Профессии

1. Проведите с ребенком экскурсию в ателье по пошиву одежды; покажите, в каком здании находится ателье, расска­жите о тех, кто там работает. Пусть ребенок понаблюдает за работой приемщицы, закройщицы.

2. Предложите ребенку рассказать о том, кто работает в ателье, что делает. Например:

— Приемщица оформляет заказы.

— Закройщица принимает заказы и кроит одежду.

— Швея шьет одежду.

3. Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Закройщица пользуется... — ножницами. Приемщица пользуется... — калькулятором. Швея пользуется... — швейной машинкой.

4. Загадайте ребенку загадку об иголке. Пусть отгадает ее, скажет, кому игла нужна для работы, а потом выучит загадку.

Шагает мастерица По шелку и по ситцу. Как мал ее шажок! Зовется он стежок.

5. Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-перс-ток, мел.

6. Выразительно прочитайте стихотворение В.Орлова «Портниха», а потом предложите ребенку его выучить.

ПОРТНИХА

Научилась вышивать я Кур, цыплят и петушков. А еще для кукол платья Сшила я из лоскутков. — Молодец, — сказала мама. — Ты у нас портниха прямо.

 

20. Времена года. Ранняя весна

1. Повторите с ребенком задание по теме «Весна» за про­шлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания.

2. Предложите ребенку ответить на вопросы:

— Какое время года мы провожаем?

— Мы провожаем зиму.

— Какое время года начинается?

— Начинается весна.

3. Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:

• солнышко ярко светит и начинает пригревать;

• тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;

• на крышах появились сосульки;

• дни становятся длиннее, а ночи — короче;

• весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые пере­летные птицы;

• люди сняли теплую зимнюю одежду.

4. Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне.
Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.

Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, И на бабушкину кошку, На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла. Звонко скачут капли с крыши. К нам весна идет. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова вес-на, ка-пель, солн-це, кап-ли.

6. Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объ­яснить, как ему удалось отгадать ее.

Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и полон весной.

7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.

 

 

21. Комнатные растения

1. Повторите задания «Комнатные растения» и «Цветущие комнатные растения» за прошлый год. Проговорите выделен­ные слова и словосочетания. Побеседуйте о том, зачем нужны комнатные растения, как нужно за ними ухаживать.

2. Привлеките ребенка к уходу за комнатными растениями. Покажите, как вы пересаживаете и подкармливаете их.

3. Выучите с ребенком четверостишие. Следите за произ­ношением и выразительностью.

Погляди-ка, погляди-ка! Что за солнечный цветок? Он зовется Ванька мокрый, Бальзамин и Огонек.

4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова цве-ты, гор-шок, фи-ал-ка, баль-за-мин, бе-го-ни-я.

5. Предложите ребенку рассказать об одном из комнатных растений по образцу:

• Традесканция — комнатное растение. У нее тонкие длин­ные стебли, сочные зеленые листья и мелкие белые цветы. Она хорошо растет в тени, любит, когда ее опрыскивают.

22. Пресноводные рыбы

1. Повторите с ребенком задание «Аквариумные рыбы» за прошлый год.

2. Побеседуйте с ребенком о том, что рыбы живут в разных водоемах: океанах, морях, реках, озерах, прудах.

3. Помогите ребенку запомнить названия пресноводных рыб: щука, сом, окунь, лещ, ерш. Рассмотрите с ним изобра­жения пресноводных рыб.

4. Предложите ребенку разделить названия рыб на слоги: ерш, сом, лещ, щу-ка.

5. Пусть ребенок покажет на картинке части тела рыбы: туловище, голову, хвост, плавники.

6. Помогите ребенку составить рассказ об одной из рыб по образцу. Например:

• Сом — крупная речная рыба. У него большое туловище, широкая голова, маленькие хвост и плавники. Его тело не покрыто чешуей. Сом — хищная рыба. Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов водоплавающих птиц.

7. Выучите с ребенком загадку.

Он лежит на дне речном — Старый и усатый... (сом).

 

23. Родной город

1. Повторите с ребенком задание «Родной город» за про­шлый год.

2. Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.

3. Помогите ребенку запомнить название главного про­спекта родного города, главной площади, главной реки.

4. Посетите с ребенком исторический центр города, позна­комьте его с некоторыми достопримечательностями, музеями, театрами; вместе составьте рассказ о вашей экскурсии из трех-четырех предложений по образцу:

• В воскресенье мы с папой и мамой ездили в Петропавлов­скую крепость. Она стоит на берегу Невы, на Заячьем острове. С этой крепости начался наш город. В крепости есть музей и Петропавловский собор.

5. Подберите и выучите с ребенком стихотворение о родном городе. Следите за произношением и четкостью дикции.

 

24. Времена года. Весна

1. Побеседуйте с ребенком еще раз о времени года, которое наступило. Вспомните приметы ранней весны. Подведите ре­бенка к тому, что весной природа просыпается; обратите его внимание на то, что:

• на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;

• появилась первая травка;

• расцвели подснежники;

• возвращаются из жарких стран перелетные птицы;

• проснулись насекомые;

• поднялись после зимней спячки дикие животные.

 

2. Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.

3. Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова па-хать, ко-пать, са-жать, се-ять, бе-лить.

5. Объясните ребенку пословицу о весне, а потом предло­жите выучить ее: «Весенний день весь год кормит».

25. Космос

1. Побеседуйте с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Помогите ребенку ответить на вопросы:

— Что такое космос?

— Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет.

— Как можно попасть туда?

— На космическом корабле.

— Что люди запускают в космос?

— Ракеты, космические корабли.

— Кто был первым космонавтом?

— Юрий Алексеевич Гагарин.

2. Выучите с ребенком стихотворение «Ракета». Следите за произношением и интонационной выразительностью.

РАКЕТА

Мы построили ракету. Как же трудно было это!

Мы трудились целый вечер, Раздобыли где-то свечи, И мотор от кофемолки, И для флага шарф из шелка. Все! Достроили! Ура! Входит мама: «Спать пора! Ночью дети подрастают, Без ракет во сне летают».

3. Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: кос­мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та.

4. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку.

Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную... (ракету).

5. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова космос. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова космос, космонавт, космический.

— Как называется пространство вокруг земли? — Кос­мос.

— Как называют человека, который летает в космос? — Космонавт.

— Какой корабль летает в космос? — Космический.

 

26. Откуда хлеб пришел

1. Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб. Пусть он вспомнит, что ему рассказывали об этом в детском саду. • Люди пашут землю, боронят пашню, сеют зерно, ухажи­вают за всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, де­лают из муки тесто, пекут хлеб.

2. Выучите с ребенком четверостишие Я. Акима:

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

3. Пусть ребенок разделит на слоги слова хлеб, по-ле, зер­но, ко-лос, у-ро-жай, мель-ни-ца, тес-то.

4. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова хлеб. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова хлеб, хлебороб, хлебный, хлебница.

— Что люди пекут из ржаной муки? — Хлеб.

— Как называют человека, который растит хлеб? — Хле­бороб.

— На каком поле растет хлеб? — На хлебном.

— Как называется емкость для хранения хлеба? Хлеб­ница.

5. Помогите ребенку отгадать и запомнить загадки.

Ходит дом ходуном На столбе золотом.

(Колос)

Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня.

(Тесто)

6. Выразительно прочитайте ребенку русскую народную потешку, выучите ее и используйте как пальчиковую гимнастику.

КАША

Каша в поле росла, Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.

К нам в тарелку пришла. «Пошагать» пальчиками по столу. Всех друзей угостим, Помешать указательным пальцем По тарелке дадим. левой руки в правой ладошке.

Птичке- невеличке, Загибать пальчики на обеих руках, Зайцу и лисичке, начиная с больших, при назывании каждого друга.

Кошке и матрешке - Всем дадим по ложке. Разжать пальчики на обеих руках.

 

27. Профессии. Почта

1. Повторите задание «Профессии. Почтальон» за про­шлый год.

2. Помогите ребенку ответить на вопросы:

 

— Кто работает на почте?

— На почте работает почтальон.

— Что делает почтальон?

— Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

— Откуда люди достают газеты, письма?

— Люди достают газеты, письма из почтового ящика.

 

3. Предложите ребенку разделить на слоги слова поч-та, поч-таль-он, пись-мо, жур-нал, га-зе-та.

4. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова почта. Поиграйте в игру с мячом «Одна семей­ка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова почта, почтальон, почтовый.

 

— Как называется место, откуда можно отправить письмо, посылку, бандероль?

— Почта.

— Как называют человека, который разносит письма, га­зеты, извещения на посылки?

— Почтальон. В какой ящик опускают письма?

— В почтовый.

5. Прочитайте ребенку стихотворение С.Маршака «Поч­та», выучите отрывок из него, поработайте над звукопроизношением и выразительностью.

 

28. Правила дорожного движения

1. Повторите с ребенком известные ему правила дорожного движения. Пусть он расскажет о том, как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте.

• Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части. Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.

2. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за произношением. Обратите внимание ребенка на то, что интонация в первом предложении должна быть вопросительной.

Что за белые полоски На углу, у перекрестка? Знает каждый пешеход: Это «зебра» — переход.

3. Помогите ребенку нарисовать светофор или сделать апп­ликацию светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова до-ро-га, пе-ре-ход, пе-ше-ход, све-то-фор.

5. Отгадайте и выучите с ребенком загадку.

Встало с краю улицы В черном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге.

Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти.

(Светофор)

 

29. Насекомые

1. Повторите задание «Насекомые» за прошлый год. По­вторите выделенные слова и словосочетания.

2. Во время загородной прогулки понаблюдайте вместе с ребенком за насекомыми. Предложите рассказать о некоторых из них по данному вами образцу.

• Это насекомое — бабочка. Она красивая, яркая, разно­цветная. У нее есть тело, головка, лапки, крылья. На го­лове у нее глазки и усики. Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.

3. Пусть ребенок разделит на слоги слова жук, шмель, му-ха, ко-мар, ба-боч-ка, стре-ко-за, гу-се-ни-ца.

4. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числи­тельным два. Ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с этим же существительным и числительным пять и возвра­щает мяч вам. Например:

Два жука. — Пять жуков. Две бабочки. — Пять бабочек. Два муравья. — Пять муравьев. Две гусеницы. — Пять гусениц.

5. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.

Не птица, а с крыльями, Не пчела, а нектар собирает.

(Бабочка)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Черен, да не ворон, Рогат, да не бык.

(Жук)

Божья коровушка, Полети на облышко. Принеси нам с неба, Чтобы были летом В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, В поле пшеница.

5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и ис­пользуйте ее как пальчиковую гимнастику для развития мел­кой моторики.

Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.

 

 

Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название.

 

30. Времена года. Лето

1. Повторите задание «Времена года. Лето» за прошлый год. Повторите выделенные слова и словосочетания. Предложите ребенку дать полные ответы на вопросы:

— Какое время года наступило?

— Наступило лето.

— Что делают дети летом?

— Летом дети купаются, загорают, ходят в лес за ягодами.

 

2. Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдайте за изменениями, происходящими в природе с приходом лета.

3. Выучите с ребенком приметы лета:

 

• лето — самое теплое время года, потому что солнце летом яркое и жаркое;

• летом дуют теплые ветры и идут теплые дожди;

• дни летом длинные, а ночи — короткие;

• летом люди легко одеваются;

• летом дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.

4. Прочитайте ребенку пословицу о лете. Пусть попробует объяснить, как понимает ее.

«Летний день год кормит».

5. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом и выучить загадки. Это будет способствовать развитию и памяти, и речи, и словаря вашего ребенка.

В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну конечно... (Лето).

Прозрачные круглые льдинки Засыпали в парке тропинки. На дождь и на снег не похожи, Но тоже из туч. Это что же? (Град).

6. Выучите с ребенком стихотворение. Покажите, как выразительно его можно прочитать.

ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара! Вот солнцепек! От жары асфальт потек. На улице прохожие Спасаются мороженым. В лужах плещутся скворцы, А мальчишки-сорванцы Под струю фонтана встали, И прогонишь их едва ли!

 

31. Полевые цветы

1. Повторите задание «Полевые цветы» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли ребенок, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.

2. Во время прогулки рассмотрите с ребенком цветы, ко­торые растут в лесу, на лугу, на берегу реки. Пусть он попро­бует составить описательный рассказ о любом полюбившемся цветке по образцу.

• Это ромашка. Ромашка — полевой цветок. Она растет на лугу, на опушке леса, на солнечной лесной полянке. У ро­машки прочный стебель, длинные листочки и очень кра­сивый цветок. У цветка желтая серединка и много белых лепестков.

3. Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: цве-ты, каш-ка, лютик, кле-вер, ро-маш-ка, ва-си-лек, не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик.

4. Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.

Ах, звоночки — синий цвет! С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

5. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова цветок. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. Например:

— Что появляется из бутона?

— Цветок.

— Что делает цветок?

— Расцветает.

— Каким называют луг, на котором много цветов?

— Цветистым.

В конце игры обратите внимание ребенка на то, как по­хожи слова цветок, расцветать, цветистый.

6. Выучите с ребенком потешку «Мышиный горошек»; поработайте над выразительностью речи, покажите, что интонация должна быть шутливой. Эта потешка позволит познакомить ребенка с еще одним полевым растением.

— В траве у дорожки мышиный горошек. Мышиный горошек такой нехороший! Опутал лягушке и лапки, и брюшко. Сидит и задумчиво смотрит лягушка


 

 

 


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

(с 6 до 7 лет)

 

1. Осень

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например;

— Какое сейчас время года?

— Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен­ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо?

— Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью?

— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

— Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

— Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

— Что произойдет с травой поздней осенью?

— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.

— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, гото­вятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

— Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь?

— Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних меся­цев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. — Желтые березовые листья.

Клен. — Алые кленовые листья.

Осина. — Пунцовые осиновые листья.
Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают, Собралися в стаи.

Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает,

Если с нами... (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные дубовый, кленовый, рябиновый, пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках,

Вот кленовый, начиная с больших.

Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой.

Вот последний лист с осинки Укладываем ладони на стол. Ветер бросил на тропинку.

 

2. Овощи

1. Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая у него память. Ему нужно вспомнить как можно больше назва­ний овощей, рассказать вам, где овощи растут. Конечно же, ребенок без труда вспомнит, что овощи выращивают в огоро­дах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.

2. Предложите ребенку разделить названия овощей на слоги: кар-то-фель, мор-ковь, свек-ла, ре-па, ре-дис, по-ми-дор, о-гу-рец, ка-ба-чок, бак-ла-жан.

3. А вот слово лук предложите ребенку для звукового анализа. Напомните ребенку, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки произносятся легко, их можно петь: воздушная струя проходит без преград. Согласные звуки петь нельзя; некоторые из них можно тянуть, другие произносятся коротко. При произнесении согласных звуков воздушная струя всегда встречает преграду. Для того чтобы ребенок произвел звуковой анализ слова, задайте ему следующие вопросы:

— С какого звука начинается слово лук? (Обязательно про­изнесите слово, акцентируя звук [Л].)

— Какой звук слышится вторым? (Акцентируйте произно­шение звука [У].)

— Каким звуком заканчивается слово? (Выделите при про­изнесении звук [К].)

— Сколько всего звуков в слове? (Три.)

— Сколько в слове согласных звуков? Какие звуки соглас­ные? (Два согласных звука: [Л], [К].)

— Сколько в слове гласных звуков? Какой звук гласный? (Один гласный звук [У].)

— Почему в слове только один слог? (Потому что один гласный звук.)

4. Попробуйте совместно придумать загадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — ваш ребенок. Например:

— Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

— Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.)

— Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан.)

5. Об одном из овощей можно попробовать составить рассказ-описание по плану:

— Что это?

— Это овощ или фрукт?

— Где он растет?

— Какой он на вид, на ощупь, на вкус?

— Что можно из него приготовить?

• Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, пасту, можно положить его в борщ.

6. Выучите с ребенком следующий текст и проведите паль­чиковую гимнастику.

 

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили  

Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

 

Хватательные движения руками. Указательный и средний пальцы трут­ся о большой.

И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке.

Удары обеими ладонями по столу. Отряхнуть ладони друг о друга.

 

 

3. Фрукты

1. Предложите ребенку вспомнить названия фруктов. Для этого можно провести игру-соревнование с мячом. Вы бро­саете мяч друг другу и называете при этом фрукты. Побеждает тот, кто последним назовет очередной фрукт (яблоко, груша, слива, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви, манго и т. д.).

2. Вспомнит ли ребенок, что фрукты растут на деревьях в саду? Проверьте это.

3. Предложите ребенку разделить названия фруктов на слоги, а затем назвать сначала те фрукты, в названиях которых два слога (гру-ша, сли-ва, ли-мон, гра-нат, ки-ви, ман-го), а потом — те фрукты, в названиях которых три слога (яб-ло-ко, а-пель-син, ман-да-рин, ви-но-град).

4. Попросите ребенка вспомнить названия фруктов, которые начинаются со звука [А] (ананас, абрикос, апельсин, айва), содер­жат звук [Н] (лимон, гранат, манго, ананас, мандарин, виноград).

5. Потренируйте ребенка в составлении загадок-описаний о фруктах. Например:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных