Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька 7 страница




3. Пусть ребенок разделит на слоги некоторые названия профессий (по-вар, шту-ка-тур, ка-пи-тан, во-ди-тель, при-ем-щи-ца), сделает звуковой анализ слов врач, повар.

4. Выучите с ребенком отрывок о профессиях из стихотво­рения С. Михалкова «А что у вас?» Поработайте над звукопроизношением и выразительностью.

5. Загадайте ребенку загадки, предложите отгадать их и объяснить, как он догадался.

У этой волшебницы,

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей!

(Парикмахер)

Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад.

(Водопроводчик)

6. Отработайте с ребенком четкое произношение скороговорки. Проведите соревнование.

Ткет ткач ткани На платок Тане.

 

16. Труд на селе зимой

1. Побеседуйте с ребенком о труде людей на ферме зимой.

Помогите ему ответить на вопросы:

— Где зимуют коровы?

— На ферме.

— Кто ухаживает за ними?

— Скотник, доярка, телятница.

— Что делает доярка?

— Доит коров.

— Что делает скотник?

— Кормит животных и убирает за ними.

— Что делает телятница?

— Ухаживает за телятами.

 

2. Пусть ребенок разделит на слоги названия профессий: до-яр-ка, скот-ник, те-лят-ни-ца.

3. Побеседуйте с ребенком о труде сельских механизаторов зимой. Выясните, знает ли он, что зимой тракторист ремон­тирует свой трактор и готовит его к пахоте. Еще он привозит на ферму корма и вывозит на поля навоз. Комбайнер готовит свой комбайн к уборке урожая.

4. Предложите разделить на слоги и эти слова: трак-то-рист, ком-бай-нер.

5. Загадайте ребенку загадки. Пусть он отгадает их и объ­яснит, как догадался.

Он нальет коню водицы, Чтоб конь вдоволь мог напиться. Он расчешет хвост и гриву, Сразу станет конь красивым. Угостит овсом и сеном И соломки даст на смену.

(Конюх)

Кто к телятам так спешит, Кто их чистит, сторожит, Кто из соски кормит их — И малышек, и больших?

(Телятница)

6. Отработайте с ребенком четкое произношение скороговорки.

Стоит воз овса, Возле воза — овца.

 

17. Орудия труда. Инструменты

1. Побеседуйте с ребенком о том, зачем людям нужны инструменты. Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и рассказать о том, кому и для чего они нужны. Потренируйте ребенка в составлении сложноподчиненных предложений. Например:

— Ножницы нужны парикмахеру, чтобы делать стрижки.

— Шприц нужен медицинской сестре, чтобы делать уколы.

— Кисть нужна маляру, чтобы красить стены.

— Иголка нужна швее, чтобы шить.

— Нож нужен повару, чтобы резать продукты.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Вы называете профессию, а ребенок перечисляет все инструменты, которые нужны представителю этой профессии. Например:

— Плотник.

— Плотнику нужны молоток, рубанок, стамеска, пила.

— Маляр.

— Маляру нужны кисть, валик, ведро.

— Швея.

— Ножницы, иголка, булавки, метр, швейная машина.

 

3. Пусть ребенок сделает звуковой анализ слова пила, разделит на слоги слова то -пор, нож-ни-цы. ста-мес-ка, ва-лик, ло-па-та.

4. Предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался.

Дуб громадный повалю я, Говорю не хвастая. Все, что хочешь, распилю я, Острая, зубастая.

(Пила)

Землю копала — Ничуть не устала. Кто мною копал, Тот устал.

(Лопата)

5. Отработайте четкое произношение скороговорки.

Краб крабу сделал грабли. Продал грабли крабу краб. Сено граблями, краб, грабь.

 

18. Животные жарких стран

1. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Что ни страница — то слон, то львица». Выясните, названия каких животных жарких стран запомнил ребенок. Пусть перечислит их и разделит на слоги.

2. Пусть ребенок сделает звуковой анализ слов лама, слон, тигр, разделит на слоги слова лев, зеб-ра, кро-ко-дил, кен-гу-ру, о-безь-я-на.

3. Поиграйте с ребенком в игру «У кого — кто?» Вы бро­саете ребенку мяч и произносите первую часть фразы; ребенок ловит мяч, заканчивает фразу и возвращает мяч вам. Напри­мер:

У тигра тигренок (тигрята). У льва львенок (львята). У кенгуру — кенгуренок (кенгурята). У слона — слоненок (слонята).

4. Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Например:

Хвост льва (чей?) львиный. Усы тигра (чьи?) тигриные. Хобот слона (чей?) — слоновий. Глаза обезьяны (чьи?) — обезьяньи.

5. Помогите ребенку составить рассказ-описание об одном из животных по образцу:

• Это тигр. Он живет в жарких странах. Я его видел в зоо­парке. Он большой, рыжий, полосатый. У него крупная голова, мощные лапы и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его дети называются тигрята.

6. Выучите с ребенком стихотворение Б. Заходера «Кенгуру». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

КЕНГУРУ

Носит мама-кенгуру В теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день играют в прятки!

 

19. Комнатные растения

1. Постоянно привлекайте ребенка к уходу за комнатными растениями. Пусть он рыхлит землю, обтирает листья, поли­вает и опрыскивает растения. Выясните, знает ли ребенок названия тех комнатных растений, которые есть у вас дома. Научите его четко и правильно произносить их названия: аза­лия, амариллис, традесканция, хлорофитум, колеус, примула.

2. Предложите ребенку составить рассказ об одном из ком­натных растений по образцу.

• Это комнатное растение — амариллис. У него длинные широкие темно-зеленые листья. Когда он цветет, у него появляется толстый прямой стебель, а на стебле два оран­жевых цветка — лилии. Размножается амариллис клубня­ми. Амариллис надо часто поливать, надо протирать его листья, рыхлить землю.

3. Пусть ребенок разделит на слоги слова фи-ал-ка, как­тус, при-му-ла, сделает звуковой анализ слова кактус.

4. Помогите ребенку запомнить, что комнатные растения размножаются разными способами: черенками (герань), лис­тьями (фиалка), воздушными корнями (хлорофитум), корне­вищами (папоротник), клубнями (амариллис).

5. Предложите ребенку отгадать загадку и рассказать, как он догадался.

Ежик странный у Егорки На окне сидит в ведерке. День и ночь он дремлет, Спрятав ножки в землю.

(Кактус)

6. Прочитайте ребенку рассказ.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. На­конец им исполнилось шесть лет. Они получили много по­дарков. Мама подарила им Барби, папа — дом для нее, дядя — мяч, дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принесла каждой по маленькому горшочку с землей и сказала:

— Поставьте горшочки на окно, поливайте раз в неделю, и произойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

Через неделю в Олином горшочке появился зеленый рос­ток, а через две недели на высоком стебле распустился пре­красный цветок.

— Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

— Он отблагодарил тебя за заботу.

— А где же мой цветочек? — спросила Юля.

— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка.

7. Предложите ребенку ответить на вопросы к рассказу:

— О ком рассказ?

— Что подарила девочкам бабушка?

— Что произошло с Юдиным цветочком? Почему?

— Что сказала Юле бабушка?

— Какой была Юля?

8. Когда ребенок ответит на вопросы, предложите ему прослушать рассказ еще раз и подготовиться к пересказу.

 

20. Животный мир морей и океанов

1. Вспомните с ребенком все, что он знает о жизни жи­вотных рек, озер, прудов. Каких пресноводных рыб он пом­нит? Что знает о строении тела рыбы?

2. Если есть возможность, посетите с ребенком дельфина­рий, побывайте в океанариуме. Рассмотрите изображения морских животных на картинках в книгах.

3. Предложите ребенку разделить на слоги слова кит, краб, дель-фин, а-ку-ла, ось-ми-ног, сделать звуковой анализ слова скат.

4. Поработайте над звукопроизношением и четкостью дик­ции в скороговорке:

В озере — карп, а в море — краб.

5. Об одном из морских животных ребенок должен составить описательный рассказ по образцу.

• Дельфин — это животное, которое живет в морях и океа­нах. Дельфин большой, черный, гладкий. У него овальное туловище, вытянутая мордочка, сильные хвост и плавники. Дельфин — очень умное животное. Иногда дельфины спа­сают в море тонущих людей.

6. Выучите с ребенком стихотворение Е. Серовой «Подводная страна». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

ПОДВОДНАЯ СТРАНА

Лежит подводная страна Глубоко под водой. Там рыба плавает луна Рядком с морской звездой. Но хоть и встретится луна, Совсем не светится она. Ничуть не ярче и звезда, Она не светит никогда. А чтобы скаты и угри Найти свой дом могли бы, Горят там всюду фонари — Светящиеся рыбы.

 

21. Ранняя весна

1. На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы наступа­ющей весны. Обратите его внимание на сосульки на крышах, ка­пель, проталинки, распускающуюся вербу, веселый щебет птиц.

2. Помогите ребенку запомнить, что есть два периода весны: ранняя весна и поздняя весна. Расскажите, что сейчас началась ранняя весна. Помогите ребенку запомнить приметы ранней весны:

• снег еще лежит на земле, но уже появились проталины;

• лед на водоемах потемнел и начал трескаться;

• солнце светит ярко и начинает пригревать;

• начинается капель, на крышах появляются сосульки;

• на проталинах распускаются первые цветы — подснежни­ки: мать-и-мачеха, пролеска, гусиный лук, хохлатка, фи­алка;

• прилетели и начали строить гнезда грачи, весело чирикают воробьи и щебечут синицы.

3. Пусть ребенок составит рассказ о ранней весне, расскажет о том, что происходит в природе ранней весной, по плану:

— Какое время года наступило?

— Каким стало небо?

— Что ты можешь рассказать о солнце?

— Что появилось на крышах?

— Каким стал снег и что появилось на снегу?

— Что распускается на проталинках?

— Как ведут себя птицы и другие животные?

 

4. Предложите ребенку сделать звуковой анализ слова грач.

5. Помогите ребенку нарисовать или наклеить картинки с изображением цветов-подснежников. Пусть он подпишет их и составит об одном из них описательный рассказ.

6. Выучите с ребенком стихотворение В. Бородулина «Верб­ные сережки».

ВЕРБНЫЕ СЕРЕЖКИ

Солнце дарит нам весну, Вытаяли стежки. Я за пазухой несу Вербные сережки. Мягкие пуховички, Маленькие крошки.

Так пушисты и легки Вербные сережки. Снег вокруг еще лежит, Спор ведет с весною, Я поставлю вас в кувшин, Напою водою. Я в обиду вас не дам, Стойте без заботы. Улыбнется мама вам, Как придет с работы.

 

 

22. Наша Родина — Россия

1. Побеседуйте с ребенком о нашей Родине, а затем задайте вопросы:

— Как называется наша Родина?

— Наша Родина называется Россия, или Российская Феде­рация.

— Какие народы живут в России?

— В России живут разные народы, но основное население — русские.

— Как называется главный город нашей страны?

— Столица нашей Родины — Москва.

— На какой реке стоит столица?

— Москва стоит на Москва-реке.

— Какие еще города есть в России?

— Санкт-Петербург, Великий Новгород, Рязань, Орел, Но­восибирск, Калининград, Владивосток.

— Какие реки есть в России?

— Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь.

2. Предложите ребенку разделить на слоги географические названия: Обь, Дон, О-ка, Ка-зань, Са-ма-ра, Вол-го-град. Пусть он попробует произвести звуковой анализ слов Тула, Волга. Не забудьте объяснить ребенку, что обозначают эти географические названия.

3. Помогите ребенку объяснить пословицу:
Человек без Родины что соловей без песни.

4. Выучите с ребенком стихотворение З.Александровой «Родина». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

РОДИНА

Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!

 

23. Москва — столица России

1. Прочитайте ребенку текст о Москве.

• Москва — столица, самый главный город России. Там ра­ботают российское правительство, президент. Сердце Мос­квы — Кремль, Красная площадь. В Кремле на Спасской башне находятся самые главные часы России — Кремлев­ские куранты. В Москве много предприятий, банков, те­атров, музеев, стадионов, парков.

2. Задайте ребенку несколько вопросов к тексту:

— Как называется столица России?

— Кто работает в Москве?

— Что находится в сердце Москвы?

— Как называются главные часы России?

— Что есть в Москве?

 

3. Предложите ребенку еще раз прослушать текст, а затем пересказать его.

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова Кремль, Моск-ва, сто-ли-ца, пре-зи-дент.

5. Выучите с ребенком стихотворение Ф. Глинки «Мос­ква». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

МОСКВА

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах.

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных.

Это матушка Москва.

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град.

 

24. Родной город. Санкт-Петербург

1. Повторите задания по теме «Родной город» за прошлый год. Помогите ребенку вспомнить ваш полный адрес, адрес детского сада, названия главных проспекта и площади, реки Санкт-Петербурга.

2. Прочитайте ребенку текст.

• Санкт-Петербург — один из самых больших городов Рос­сии, его называют Северной столицей. Он основан Пет­ром I. Петербург стоит на реке Неве, на берегу Финского залива. В городе много рек и каналов: Мойка, Фонтанка, Большая и Малая Невки, Обводный канал, Крюков канал. Самый главный проспект города — Невский проспект. В Петербурге много музеев: Эрмитаж, Русский музей, музей-квартира А. С. Пушкина, музей Арктики и Антарк­тики, Зоологический музей и другие. На всю страну сла­вятся петербургские предприятия.

3. Организуйте беседу по тексту. Пусть ребенок ответит на вопросы:

— Как называют Санкт-Петербург?

— Кем он основан?

— На какой реке стоит город?

— Какие еще реки и каналы есть в Санкт-Петербурге?

— Что славится на всю страну?

 

4. После повторного чтения предложите ребенку переска­зать текст.

5. Предложите ребенку разделить на слоги слова Не-ва, Эр-ми-таж, Фон-тан-ка. Пусть он сделает звуковой анализ слова Мойка.

• В слове Мойка всего пять звуков: три согласных и два гласных. Звук [М] — согласный, твердый, звонкий; звук [О] — гласный; звук [Й] — согласный, мягкий, звон­кий; звук [К] — согласный, твердый, глухой; звук [А] — гласный.

6. Выучите с ребенком отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, Блеск безлунный...

 

25. Мы читаем. С. Я. Маршак

1. Вспомните с ребенком названия произведений Са­муила Яковлевича Маршака, которые вы читали («Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мы­шонке», «Рассказ о неизвестном герое», «Усатый-полоса­тый» и т.д.).

2. Выучите с ребенком отрывок из его любимого произве­дения С. Я. Маршака. Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

3. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к любимому произведению С. Я. Маршака. Окажите ему необходимую по­мощь.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко». Это позволит вам проверить его память и чувство рифмы.

А потом

Ты покатился

И назад... (не воротился).

Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а... (не киска).

А зубастый крокодил Чуть меня... (не проглотил).

Стала петь котенку щука — Не услышал он... (ни звука).

5. Выясните, помнит ли ребенок, в каком произведении С.Я.Маршака мы встречаем упоминание о льве, лисице, слоне, журавле, носороге, кенгуру, мохнатом медведе, зубастом крокодиле? («Где обедал воробей?»)

26. Мы читаем. С. В. Михалков

1. Вспомните с ребенком названия произведений Сергея Владимировича Михалкова, которые вы ему читали («А что у вас?», «Дядя Степа», «Трезор», «Котята» и т.д.).

2. Выучите с ребенком отрывок из его любимого произве­дения С. В. Михалкова. Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

3. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к этому про­изведению.

4. Поиграйте с ребенком в уже знакомую ему игру «Под­скажи словечко».

В коридоре смех и топот, В коридоре гул речей.

В кабинете — дядя Степа На осмотре... (у врачей).

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно... (пять).

Трусы и рубашка Лежат на песке, Никто не плывет По опасной... (реке).

5. Пусть ребенок попробует вспомнить, из какого произ­ведения эти строки:

Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая! («Песенка друзей»)

27. Мы читаем. К. И. Чуковский

1. Вспомните с ребенком произведения Корнея Ивановича Чуковского, которые вы читали («Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце» и т. д.).

2. Выучите с ребенком отрывок из его любимого произве­дения К. И. Чуковского. Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

3. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к этому про­изведению. Окажите ему необходимую помощь.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито: «Что ж нету... (Айболита)!»

Загляни-ка ты в кадушку — И увидишь там... (лягушку).

Ехали медведи На... (велосипеде).

Прибегали два курчонка, Поливали... (из бочонка).

5. Предложите ребенку отгадать, из какого произведения К. И. Чуковского следующие строки:

И сидят и дрожат Под кусточками, За болотными прячутся Кочками.

(«Тараканище»)

28. Мы читаем. А. Л. Барто

1. Вспомните с ребенком стихотворения Агнии Львовны Барто, которые вы читали («Помощница», «Снегирь», «Ма­шенька», «В защиту Деда Мороза» и т.д.).

2. Выучите с ребенком его любимое стихотворение А. Л. Бар­то. Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

3. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к этому сти­хотворению. Окажите ему необходимую помощь.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Две сестры глядят на братца. Маленький, неловкий. Не умеет улыбаться, Только хмурит... (бровки). Как большой сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка, Погремушка... (с бубенцом).

В холодном парке, Среди льдин, Скучает лебедь. Он... (один).

5. Пусть ребенок попробует отгадать, из какого произве­дения следующие строки.

Я на солнышке лежала, Руки кверху держала. Вот они и загорели. («Девочка чумазая»)

29. Весна. Весенние цветы

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Понаблюдайте приметы весны во время прогулки. Запомнить названия весенних месяцев поможет четверостишие:

Март, апрель и май зеленый Дарят листья липам, кленам. Просыпаются сады, Распускаются цветы.

2. Побеседуйте с ребенком о приметах поздней весны, которые вы наблюдали во время прогулки, помогите ребенку их запомнить:

• дни стали длиннее, а ночи — короче;

• на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

• дуют теплые ветры;

• идут теплые дожди;

• прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

• появилась первая зеленая трава, а на деревьях и кустарни­ках — листья, в траве распустились весенние цветы.

3. Предложите ребенку нарисовать картинку «Весна» и рассказать по ней о времени года, которое наступило, по плану:

— Какое время года наступило?

— Какими стали небо и солнце?

— Какие изменения произошли в природе?

 

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова май, ап-рель, солн-це, дож-ди, по-го-да, при-ро-да, о-ду-ван-чик, а затем сделает звуковой анализ слова март.

5. Выучите с ребенком стихотворение Е. Серовой «Ландыш». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

ЛАНДЫШ

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим — я и ты?

30. Перелетные птицы

1. Повторите с ребенком задания по теме «Перелетные птицы». Понаблюдайте за птицами во время прогулки.

2. Прочитайте ребенку рассказ.

• Весна вступает в свои права. Начали возвращаться к нам перелетные птицы. Открыли весну грачи. Они прилетели еще при снеге и сразу же принялись за ремонт старых и постройку новых гнезд. Вслед за грачами прилетели сквор­цы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда зеленой дымкой покроется лес, прилетят мухолов­ки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

3. Задайте ребенку несколько вопросов по тексту, например:

— Какое время года вступает в свои права?

— Кто возвращается к нам?

— Какие птицы открыли весну?

— Когда они прилетели и за что принялись?

— Кто прилетел вслед за грачами?

— Какие водоплавающие птицы прилетят потом?

— Какие птицы прилетят, когда зеленой дымкой покро­ется лес?

 

4. Прочитайте текст еще раз и предложите ребенку пере­сказать его.

5. Пусть ребенок разделит на слоги названия перелетных птиц: дрозд, гусь, ут-ка, скво-рец, зяб-лик, ку-куш-ка, лас-точ-ка, му-хо-лов-ка, а затем сделает звуковой анализ слова грач.

6. Выучите с ребенком стихотворение С.Дрожжина. Пора­ботайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Вернулось царство весенних дней: Звенит по камушкам ручей, Река шумит,

И с криком стая журавлей Уж к нам летит.

31. Мы читаем. А. С. Пушкин

1. Вспомните с ребенком произведения А. С. Пушкина, ко­торые вы уже читали («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» и т.д.).

2. Выучите с ребенком отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... Там Русью пахнет!

 

3. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к любимой сказке А. С. Пушкина, окажите необходимую помощь.

4. Если есть возможность, посетите с ребенком площадь Ис­кусств и возложите цветы к памятнику великому русскому поэту.

32. Школа. Школьные принадлежности

1. Побеседуйте с ребенком о том, для чего дети учатся в школе. Расскажите, что школьные годы — самая прекрасная пора в жизни человека, что в школе каждый день дети узнают новое и интересное. Вспомните и расскажите ребенку о своих школьных годах, о школьных друзьях.

2. Отправьтесь на школьный базар вместе с ребенком. По­купая школьные принадлежности, постарайтесь учитывать же­лания будущего школьника.

3. Предложите ребенку разделить на слоги слова ра-нец, пе-нал, бук-варь, тет-радь, ка-ран-даш, у-чеб-ник.

4. Потренируйте ребенка в составлении сложноподчинен­ных предложений. Поиграйте в игру «Что для чего?»: вы бро­саете ребенку мяч и задаете вопрос: «Для чего нужен пенал (или другой предмет)?» Ребенок ловит мяч и отвечает на ваш вопрос, а потом возвращает мяч вам. Например:

— Пенал нужен для того, чтобы носить в нем карандаши и ручки.

— Папка нужна для того, чтобы носить в ней тетради.

— Обложки нужны для того, чтобы не пачкались обложки книг. — Краски нужны для того, чтобы ими рисовать.

5. Предложите ребенку отгадать и выучить загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом пройдет — Там заметку кладет.

(Карандаш)

6. Выучите с ребенком стихотворение З.Александровой «В школу». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

В ШКОЛУ

Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад Ребятишек в школу. Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. Вы идете в первый раз В первый класс учиться. Куклы грустные сидят На пустой террасе. Наш веселый детский сад Вспоминайте в классе. Вспоминайте огород, Речку в дальнем поле... Мы ведь тоже через год Будем с вами в школе.

 

КАРТОТЕКА

методических рекомендаций для родителей

по формированию у дошкольников

грамматического строя речи

 

В картотеке представлены методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР — задания, направлен­ные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно про­вести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Эти задания рассчитаны прежде всего на тех детей, у которых возникли наиболее серьезные проблемы в усвоении грамматики и которым недостаточно игр и упражнений, содержащихся в еженедельных заданиях. Зада­ния можно давать как выборочно, учитывая те грамматиче­ские категории, при усвоении которых у детей возникли про­блемы, так и подряд, но с учетом задач коррекционно-развивающей работы для каждой возрастной группы1. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по ана­логии.

Эти же задания могут быть представлены и в виде карто­теки упражнений и игр по формированию грамматических категорий в кабинете начинающего логопеда. Карточки на­клеиваются на плотный картон и помещаются в картотечный ящик. При необходимости карточки могут быть размножены с помощью ксерокса.

• Большая часть упражнений проводится в игровой форме.

Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребен­ком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машин­ку, кубики.

• Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.

• Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматиче­ские ошибки в повседневном общении.

Учим ребенка образовывать уменьшительные имена суще­ствительные. Поиграйте в игру с мячом «Ласковые имена», научите ребенка образовывать имена по аналогии. Вы бросае­те ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, про­износит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч

вам.

Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька

Таня Вова Петя

Рая Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

Даня Лара Вася

Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов. По­играйте с ребенком в игру «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает боль­ше ласкательных имен? За каждый правильный ответ игра­ющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
Марина Арина Оля

Алена Лена Лиля

Саша — Сашенька — Сашуля — Сашечка — Сашок
Алеша Женя Слава

Рома Паша Валера

 

Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребенку пока­зать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных