Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька 6 страница




Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. Что это? (Яблоко.)

Овальный, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на де­реве. Что это? (Лимон.)

6. Об одном из фруктов ребенок должен составить рассказ-описание по уже известному плану (см. задание 2).

7. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за правиль­ностью звукопроизношения и выразительностью речи. Пока­жите, как нужно выразительно рассказывать стихотворение.

В САДУ

Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен. Светится золотом желтый лимон. В кроне зеленой висят апельсины, Солнцу подставив рыжие спины. Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду?

 

4. Насекомые

1. Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть по­лезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.

2. Подготовьте с ребенком пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». Сначала просто прочитайте ребенку рассказ. Затем задайте ему несколько вопросов:

 

— О ком этот рассказ?

— Что происходит с насекомыми осенью? И т. д.

Предупредите ребенка, что он будет пересказывать рассказ, и прочитайте текст еще раз.

• В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жу­желиц. В последние дни сентября пропадают дневные ба­бочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.

3. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

Этот увалень мохнатый, Сладкоежка полосатый Опускает хоботок В распустившийся цветок.

(Шмель)

Злюка тощая такая Надо мной весь день летает И ужалит ненароком, Если я измажусь соком.

(Оса)

По листочку проползает, Всюду дырки оставляет. Вот прожорливая штучка! А свернулась закорючкой.

(Гусеница)

ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Два пера, и три былинки, И листочек, и травинку В муравейник принесли Работяги... (муравьи).

Звон весь день в ушах стоит. Надо мною кто звенит? Прилетел он со двора. Длинный нос у... (комара).

4. Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:

— Кто это?

— Какого он (она) размера?

— Какие части тела у него (у нее) есть?

— Как он (она) передвигается?

— Чем питается?

— Приносит пользу или вред? Например:

• Эта бабочка называется крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с красными, желтыми, белыми и чер­ными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка пита­ется цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается лис­тьями растений и наносит растениям вред.

5. Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему придумать загадки-описания о насекомых по образцу:

• Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и короткими усиками, три пары ног. Надкрылья насекомого — красного цвета с чер­ными точками. Под ними — пара прозрачных крылышек. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю. Кто это? (Это божья коровка.)

6. Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. Покажите ребенку, как можно рассказать их выразительно. Следите за правильностью произношения звуков.

Фигуристка водомерка По воде, как по фанерке, Пробежала, проскочила, Даже ног не замочила.

Вот большое коромысло Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют. Это каждый школьник знает.

Майский жук — как рыцарь в латах, Очень страшный и усатый. Жук над веткою кружит, От жужжанья весь дрожит.

Зеленый кузнечик кобылкой зовется. И стрекот кобылки в траве раздается. А скачет кобылка как заводная. Я более прыткой букашки не знаю.

Нектар и пыльцу собирает пчела. С утра до заката у пчелки дела. Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа Накопит нам меду на пасеке деда.

7. Предложите ребенку разделить названия известных ему насекомых на слоги: ба-боч-ка, стре-ко-за, му-ра-вей, ко-мар, му-ха, жу-же-ли-ца, гу-се-ни-ца.

8. Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова жук с помощью вопросов:

 

— С какого звука начинается слово жук?

— Какой звук следует за первым?

— Каким звуком слово жук заканчивается?

— Сколько всего звуков в этом слове?

— Сколько согласных звуков в слове?

— Сколько гласных звуков?

— Сколько слогов? Почему?

 

5. Перелетные и водоплавающие птицы

1. Напомните ребенку, что одной из примет осени явля­ется отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, стано­вится трудно добывать корм.).

2. Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди.

3. Помогите ребенку разделить названия этих птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова утка.

• В этом слове четыре звука. Первый звук — [У], он глас­ный. Второй звук — [Т], он твердый согласный. За ним следует звук [К], тоже твердый согласный. Последний звук — [А], гласный. В слове два слога, потому что в нем два гласных звука.

4. Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу; ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.
Например:

У скворца... — скворчата. У журавля... — журавлята. У аиста... — аистята. У грача... — грачата. У утки... — утята. У гуся... — гусята.

5. Предложите ребенку отгадать загадки, а если появится желание — выучить их и потом загадать друзьям.

Вдоль по берегу гуляет, На лягушек нападает. На носу повисла капля, А зовется птица... (цапля).

Птица белая как снег. Птица, что красивей всех. Выгибает гордо шею. Назови ее скорее!

(Лебедь)

Клином выстроились птицы, Им на месте не сидится. Закурлыкали вдали Чудо-птицы... (журавли).

Он гогочет и шипит. Он имеет грозный вид. На широких красных лапах. Для гусят он — просто папа.

(Гусь)

6. Лесные ягоды. Грибы

1. Продолжаем работу над темой «Лесные ягоды. Грибы». Помнит ли ваш ребенок названия грибов и лесных ягод? Пред­ложите ему поиграть в увлекательную игру: вы будете бросать друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот, кто назовет гриб последним (боровик, подосиновик, подберезовик, моховик, масленок, волнушка, сыроежка, лисичка, рыжик, груздь). Так же можно поиграть, называя ягоды (малина, чер­ника, голубика, брусника, морошка, рябина, клюква, земляника, ежевика).

2. Попробуйте вместе с ребенком разделить названия гри­бов и ягод на слоги, бо-ро-вик, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик, мо-хо-вик, мас-ле-нок, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, ли-сич-ка, ры-жик, груздь; ма-ли-на, чер-ни-ка, го-лу-би-ка, брус-ни-ка, мо-рош-ка, ря-би-на, клю-ква, зем-ля-ни-ка, е-же-ви-ка.

3. Кстати, выясните, почему в слове груздь только один слог (потому что в нем один гласный звук).

4. Проверьте, как развиты память и фонематический слух вашего ребенка. Назовет ли он гриб и ягоду, названия которых начинаются со звука [Б]? Это боровик и брусника. Сможет ли вспомнить названия грибов и ягод, начинающиеся со звука [М]? Это моховик, масленок, малина, морошка.

5. Помогите ребенку составить рассказы-описания об од­ном из грибов и об одной из ягод по плану.

РАССКАЗ О ГРИБЕ

— Как называется этот гриб?

— Он съедобный или несъедобный?

— Как выглядит ножка гриба?

— Какая у него шляпка?

— Что можно из него приготовить?

РАССКАЗ О ЛЕСНОЙ ЯГОДЕ

— Как называется ягода?

— Где она растет?

— Какая она на вид, на вкус, по запаху?

— Что из нее готовят?

 

• Это подосиновик, съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или сварить суп, его можно мариновать.

• Это малина. Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, ком­пот, джем.

 

6. Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники (земляничное), желе из малины (малино­вое), джем из черники (черничный), повидло из брусники (брус­ничное), компот из ежевики (ежевичный).

7. Выучите с ребенком и используйте в качестве физкуль­турной паузы во время домашних занятий следующее упраж­нение.

 

 

ЗА ГРИБАМИ

 

Все зверушки на опушке Маршируем на месте. Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачем вприсядку, собирая вообра­жаемые грибы. Рыжики срывали. Лисички бежали Бежим, собирая воображаемые грибы. Лисички собирали. Скакали зайчатки, Скачем на прямых ногах, собирая воображаемые грибы.Срывали опятки. Медведь проходил Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.

Мухомор раздавил.

7. Домашние животные

1. Предложите ребенку вспомнить названия домашних жи­вотных (корова, лошадь, собака, кот, коза, свинья, овца, кро­лик). Знает ли он, почему они называются домашними? (При­носят человеку пользу, а человек за ними ухаживает.)

2. Помогите ребенку разделить названия домашних живот­ных на слоги, а затем назвать сначала животных, в названиях которых один слог (кот, конь, бык), потом животных, в на­званиях которых два слога (кро-лик, ов-ца, ба-ран, ко-за, ло­шадь, свинь-я), три слога (ко-ро-ва, со-ба-ка).

3. Сможет ли ребенок сделать звуковой анализ слова кот? • В слове три звука. Первый — согласный твердый звук [К], второй — гласный звук [О], третий — согласный твердый звук [Т]. В слове один слог, потому что в нем один глас­ный звук.

4. Выясните, помнит ли ребенок названия детенышей домашних животных? Поиграйте с ним в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете домашнее животное; ребенок ловит мяч, называет детеныша или детенышей этого животного и возвращает мяч вам.

У козы — козленок (козлята).

У кошки — котенок (котята).

У крольчихи — крольчонок (крольчата).

У свиньи поросенок (поросята).

У собаки — щенок (щенята).

У овцы — ягненок (ягнята).

У коровы — теленок (телята).

У лошади — жеребенок (жеребята).

5. Предложите ребенку составить рассказ-описание о любом домашнем животном по плану:

— Как называется животное?

— Оно дикое или домашнее?

— Какого оно размера?

— Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

— Чем покрыто его тело?

— Какую пользу приносит животное?

— Как называются его детеныши?

• Это баран. Баран — домашнее животное среднего размера. У него крепкое туловище, большая голова, стройные ноги, коротенький хвостик. На голове у барана — толстые рога. Тело барана покрыто густой кудрявой шерстью. Баран дает человеку мясо, шерсть, шкуру. Человек кормит барана сеном, травой. Дети барана — ягнята.

6. Следующее задание позволит потренировать ребенка в образовании притяжательных прилагательных. Предложите ему ответить на ваши вопросы:

— Чей это хвост? (бараний, овечий, козий, коровий)

— Чья это голова? (баранья, овечья, козья, коровья)

— Чье это ухо? (баранье, овечье, козье, коровье)

— Чьи это рога? (бараньи, овечьи, козьи, коровьи)

7. Выучите с ребенком и используйте в качестве физкультминутки следующее упражнение.

 

КОНИ

Идем по кругу с высоким подниманием колена. На каждое название заги­баем по одному пальцу на обеих руках. Опять идем по кругу. Вновь загибаем пальцы.

Кони пасутся гурьбой на лугу. Я всех коней перечислить могу: Черный как уголь. Белый как снег. Рыжий как пламя, красивее всех. Серый весь в яблоках, с гривой седой Конь шоколадный, совсем молодой. Кони пасутся у речки гурьбой. Их посчитаем еще раз с тобой: Черный как уголь. Белый как снег. Рыжий как пламя, красивее всех. Серый весь в яблоках, с гривой седой Конь шоколадный, совсем молодой.

8. Дикие животные наших лесов

1. Предложите ребенку вспомнить названия диких живот­ных наших лесов (медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь). Это можно сделать, используя уже из­вестную вам игру с мячом. Вы бросаете друг другу мяч и называете животных. Побеждает тот, кто назовет животное последним.

2. Знает ли ребенок, что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище? А как называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?» Она не только позволит проверить уровень знаний ребенка по теме, но и поупражняет его в образовании притяжательных прилагательных.

— Как называется жилище медведя?

— Берлога.

— Берлога — чье жилище?

— Медвежье.

— Как называется жилище лисы?

— Нора.

— Нора — чье жилище?

— Лисье.

— Как называется жилище волка?

— Логово.

— Логово — чье жилище?

— Волчье.

— Как называется жилище белки?

— Гнездо.

— Гнездо — чье жилище?

— Беличье.

 

3. Помогите ребенку разделить названия диких животных на слоги и назвать: сначала тех животных, названия которых делятся на два слога (мед-ведь, ли-са, бар-сук, ка-бан, за-яц, бел-ка, бо-бер), а потом — тех животных, названия которых содержат один слог (лось, еж, рысь).

4. Проверьте уровень развития фонематического слуха ва­шего ребенка. Сможет ли он вспомнить названия диких жи­вотных, начинающиеся с твердого согласного звука [Б] (бобер, барсук) и мягкого согласного звука [Б'] (белка)? Сумеет ли перечислить все названия, содержащие твердый согласный звук [К] (кабан, волк, белка, барсук)?

5. Об одном из диких животных ребенок должен составить рассказ-описание. Для составления рассказа-описания пред­ложите ему план:

— Как называется животное?

— Оно дикое или домашнее?

— Хищное ли это животное?

— Чем оно питается?

— Какого оно размера?

— Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

— Чем покрыто его тело?

— Как называется его жилище?

— Как называются его детеныши? Например:

• Это лиса, дикое животное. Лиса — хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса — животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордоч­кой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы — нора. Ее детеныши — лисята.

6. Предложите ребенку отгадать загадку-шутку о диких животных, а если появится желание, то и выучить ее, чтобы потом загадать друзьям. Сможет ребенок определить, о скольких животных эта загадка?

Морда в белую полоску. Лапу он сосет, как соску. На колючках листья носит. В серой шубке, если осень. (Барсук, медведь, еж, заяц)

7. Выучите с ребенком подвижное упражнение и используйте его в качестве физкультминутки во время занятий.

ПАПА, МАМА И РЕБЕНОК

Волки вышли из-за елки. Идем по кругу, широко шагая,

На охоту вышли волки.. гово­рим низким голосом. Волк, волчица и волчонок — Папа, мама и ребенок.

Три колючих колобка Приседаем, сделав круглые спинки. Притаились у пенька.

Еж, ежиха и ежонок Двигаемся по кругу вприсядку.— Папа, мама и ребенок.

У лесной речушки хатка, Стоим лицом в круг, делаем из рук «крышу» над головой.

Там бобриха и бобрятки. Подкладываем руки под щеку

Папа-бобр их охраняет, Идем по кругу, изображая, как плывет бобер. Возле хатки он ныряет.

Три пушистых рыжих шкурки Дружно вышли на прогулку. Идем по кругу крадучись.

Лис, лисица и лисенок — Папа, мама и ребенок.

9. Одежда. Обувь. Головные уборы

1. Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:

— Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы? ( Одежда, обувь, головные уборы долж­ны соответствовать сезону и погоде.)

2. Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложноподчиненные предложения. Пусть даст полные ответы на вопросы:

— Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?

— Осенью я ношу резиновые сапожки, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги.

— Почему летом ты не носишь шубу?

— Я не ношу летом шубу, потому что жарко.

— Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?

— Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.

3. Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: шап-ка. паль-то, бе-рет, са-по-ги, крос-сов-ки, плащ.

4. А теперь пусть ребенок вспомнит названия одежды, начинающиеся с твердого согласного звука [П] (пальто, платье, плащ), с твердого согласного звука [III] (шарф, шапка, шорты); названия обуви, начинающиеся с твердого согласного звука [Б] (ботинки, босоножки), с твердого согласного звука [С] (сапоги, сандалии); названия головных уборов, содержащие твердый согласный звук [К] (платок, шапка, косынка, бейсболка).

5. Проверьте, знает ли ребенок, как называются некоторые детали одежды. Это задание позволит проверить соответствие уровня развития словаря ребенка возрастной норме. Поиграй­те в игру «Подскажи словечко».

В нем ношу платок, монетки, Для сестренки две конфетки, Болтик, гвоздь, один банан. Назови его!

(Карман)

Нет у юбки и у майки, Есть у платья и фуфайки. У плаща их тоже два. Догадались?..

(Рукава)

Есть, ребята, он у куртки. Мне он нужен на прогулке. От дождя спасает он. Что же это?

(Капюшон)

 

10. Зима. Зимующие птицы

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

— Какое сейчас время года?

— Сейчас зима.

— Почему ты так думаешь? Постарайся перечислить все приметы зимы.

— На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на вет­ках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев.
Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль Проходят чередой С морозом, со снежком, С Рождественской звездой.

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Лед(какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый. Сосулька (какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Снежинка (какая?) — белая, легкая, узорная, красивая, хо­лодная, хрупкая.

Сугроб (какой?) —...

4. Предложите ребенку задание для проверки фонемати­ческого слуха. Сможет ли он из перечисленных в предыдущем задании существительных выбрать слова, начинающиеся со звука [С] (снег, снежинка, снеговик, сугроб)? Определит ли, с какого звука начинается слово лед? (С мягкого согласного звука [Л'].)

5. Выучите с ребенком следующее стихотворение, порабо­тайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

В ЗИМНЕМ ПАРКЕ

В парке зимнем, в парке сонном Под периной снежной склоны. Елки в шишках как в сережках. Мы гуляем по дорожкам Кто на лыжах, кто на санках, Лепим бабу на полянке. Удивляются пичуги: «Что слепили тут подруги? Вот так баба! Как картина! Вся украшена рябиной!» Высунул язык щенок, Удивленья скрыть не смог.

В парке зимнем нагулялись, По сугробам навалялись. Только нам домой пора. До свиданья! До утра!

6. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, чем они питаются, как им можно помочь.

• Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края осенью. Это сова, сорока, ворона, воробей, голубь. Некоторые зиму­ющие птицы прилетают к нам с севера. Это снегирь, сини­ца, свиристель, щегол, клест. Снегирь и свиристель любят рябину. Щегол питается семенами некоторых растений. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. Надо помогать птицам, развешивать кормушки, насыпать в них корм: пшено, хлебные крошки, семена и сушеные ягоды. Для синичек можно подвешивать кусочки несоленого сала.

7. Потренируйте ребенка в слоговом анализе. Пусть разделит на слоги названия зимующих птиц и скажет, какое название содержит наименьшее количество слогов (клест —1 слог), а какие — наибольшее (со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, сви-рис-тель — 3 слога).

 

11. Мебель

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в мебельный салон иди в мебельный магазин. Побеседуйте с ребенком о назначении разных пред­метов мебели, обратите его внимание на части мебели и ма­териалы, из которых она сделана.

2. Побеседуйте с ребенком о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской.

3. Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом из предметов мебели по образцу, предложенному вами.

• Это диван. Он стоит в гостиной. Он большой, мягкий, удобный, красный. У него есть сиденье, спинка и подло­котники. На диване можно сидеть и отдыхать, можно при­лечь на диван и почитать книгу.

4. Проверьте, умеет ли ребенок употреблять в речи простые и сложные предлоги. Возьмите мячик и выполняйте действия с ним, а ребенок пусть комментирует ваши действия. Например:

— Мячик лежит на письменном столе.

— Мячик упал со стола.

— Мячик закатился под стол.

— Мама достала мячик из-под стола.

— Мячик лежит в ящике стола.

— Мама достала мячик из ящика.

— Мячик закатился за стол.

— Мама достала мячик из-за стола.

— Мячик летит над столом.

5. Предложите ребенку отгадать, а потом выучить загадку.

В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том. В нем место есть и для конфет, Он называется... (буфет).

6. Предложите ребенку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику. В тексте гимнастики выделены относительные прилагательные, которые помогут обогатить словарь ребенка.

 

В нашей комнате — столовой — На каждое название мебели загибаем Есть отличный стол дубовый, пальцы на обеих руках, начиная с больших. Стулья — спинки все резные, Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

 

7. Предложите ребенку вспомнить названия мебели, начи­нающиеся со звуков [К] (кровать, кресло, комод), [С ] (стол, стул), а потом разделить эти слова на слоги (кро-вать, крес-ло, ко-мод, стол, стул).

 

12. Посуда

1. Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома.
Сходите на экскурсию в магазин «Посуда». Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание ребенка на части посуды и материалы, из которых она сделана. Придя домой, поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какие?» Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды; ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам. Например:

Ложки (какие?) — серебряные. Тарелки (какие?) — фарфоровые. Кастрюля (какая?) эмалированная. Ваза (какая?) — хрустальная. Нож (какой?) — металлический. Поднос (какой?) — пластмассовый. Кувшин (какой?) — стеклянный. Блюдо (какое?) — фаянсовое.

2. Побеседуйте с ребенком о том, что посуда бывает чай­ной, кофейной, столовой, кухонной. Пусть он подберет по не­сколько названий посуды каждого вида.

3. Предложите ребенку вспомнить названия посуды, состо­ящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). Пусть он попробует сделать звуковой анализ слов ковш, чашка.

4. Об одном из предметов посуды ребенок должен приду­мать загадку-описание, о другом — рассказ-описание. Напри­мер:

• Этот предмет мебели стоит в гостиной. У него есть стек­лянные дверцы, полки, ножки. В нем хранят книги. Что это? (Книжный шкаф.)

• Это стол. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За этим столом обе­дают.

5. Выучите с ребенком небольшой отрывок из стихотворе­ния К. Чуковского «Федорино горе». Следите за правильно­стью произношения, четкостью дикции и выразительностью речи.

 

13. Новогодний праздник

1. Побеседуйте с ребенком о приближающемся праздни­ке, погуляйте по городу и полюбуйтесь его праздничным убранством. Обратите внимание ребенка на иллюминацию, гирлянды, наряженные елки. Привлеките его к украшению елки дома, к подготовке подарков и сюрпризов всем домаш­ним.

2. Предложите ребенку ответить на вопрос «Почему ты любишь новогодний праздник?» Отвечая, пусть он использует сложноподчиненное предложение, начав ответ со слов: Мне нравится новогодний праздник, потому что...

3. Рассмотрите с ребенком елочные игрушки, которые есть у вас дома. Побеседуйте о том, из чего они сделаны. Поиг­райте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое?» Пусть ребенок нарисует одну елочную игрушку и составит о ней описатель­ный рассказ по образцу:

• Это елочная игрушка — шарик. Он большой, легкий, се­ребристый, блестящий. Шарик висит на ветке, кружится и сверкает.

4. Предложите ребенку отгадать и выучить загадки.

Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой. Он подарки нам принес. Кто он?

(Дедушка Мороз)

Красавица какая Стоит, светло сверкая!

Так пышно убрана. Скажите, кто она? (Новогодняя елка)

5. Помогите ребенку сделать звуковой анализ слов бусы,
шарик. Пусть определит количество звуков в этих словах, скажет, сколько в них гласных и согласных звуков, даст характеристику каждому звуку. Например:

• В слове бусы четыре звука, из них два гласных и два соглас­ных. Звук [Б] — согласный твердый звонкий. Звук [У] — гласный. Звук [С] — согласный твердый глухой. Звук [Ы] — гласный.

6. Подберите и выучите с ребенком стихотворение про Новый год. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

 

14. Транспорт

1. Вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом на ули­цах города. Выясните, что знает ребенок о транспорте, помнит ли, для чего предназначен грузовой и пассажирский транс­порт, что существует пять видов транспорта: дорожный, же­лезнодорожный, водный, воздушный, подземный.

2. Предложите ребенку разделить на слоги слова трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус. Пусть он сделает звуковой анализ слова фары.

3. Для развития фонематических представлений ребенка предложите ему вспомнить названия видов транспорта, кото­рые начинаются со звука [Т] (трамвай, такси, троллейбус), которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси), которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус).

4. Предложите ребенку составить описательный рассказ о транспорте по образцу. Например:

• Это автобус. Автобус — дорожный пассажирский транс­порт. Он большой, желтый. У него просторные салон и кабина водителя, четыре колеса, две двери, большие стек­лянные окна, круглые фары. Автобусом управляет шофер.

5. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.

Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землею чудо мчится, Каждый может прокатиться.

(Метро)

Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком. Они перевозят различные грузы: Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили... Они называются... (автомобили).

6. Проведите с ребенком соревнование: предложите выучить скороговорку, отработать правильное произношение всех звуков в ней, а затем три раза произнести ее в быстром темпе. У кого это получится лучше? Подскажите ребенку, что произносить скороговорку следует, четко артикулируя.

Об коряги корабль все борта поцарапал.

 

15. Профессии

1. Помогите ребенку составить рассказ о профессии папы или мамы: рассказать, кем и где папа или мама работает, в чем заключается эта работа.

2. Предложите ребенку вспомнить названия профессий ра­ботников детского сада, ателье, магазина, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях. Можете провести с ним игру «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить. Воспитатель... — воспитывает детей. Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты.

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма. Каменщик... — возводит стены из кирпича. Маляр... — красит окна, двери, стены. Шофер... водит машину, автобус. Летчик... — управляет самолетом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных