Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория эффекта масштаба




Теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции), предложенная в начале 80-х годов XX века американскими экономистами Полом Крюгманом и К. Ланкастером, объясняет торговлю между странами, которые одинаково (или очень близко) наделены факторами производства, а также торговлю между странами технологически близкой или даже однородной продукцией (внутриотраслевую торговлю).

В соответствии с этой теорией в качестве фактора международной специализации стран выступает экономия издержек на единицу продукции, которая возникает при увеличении масштабов производства до оптимальных размеров. Возникает экономия за счет массового производства.

Сторонники этой модели утверждают, что страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если обе они будут специализироваться в разных отраслях, характеризующихся экономией на масштабах (возрастающим эффектом масштаба, или эффективностью массового производства) – снижением издержек на единицу выпуска по мере наращивания объема производства. Поэтому многие развитые страны, обеспеченные факторами производства в примерно равных пропорциях, как бы сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки, с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавая крупные предприятия в своих странах и извлекать эффект масштаба. Поэтому США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагая на японский рынок самолеты и суперкомпьютеры, которые Япония также не производит вообще. Примером внутриотраслевой специализации может служить торговля автомобилями между странами – их производителями (например, Германия уверенно заняла мировой рынок автомобилей представительского класса).

Торговля на основе масштаба производства оказывает более сильный эффект на благосостояние страны, чем торговля на основе сравнительных преимуществ. Концентрация каких-то отраслей в нескольких странах позволяет увеличить масштаб производства и повысить его эффективность. Она может приводить к ухудшению благосостояния других стран. Цена давнего производителя обычно ниже издержек начинающего, что блокирует начало этого производства в другой стране в условиях открытой экономики. Экономия на масштабе производства на уровне отрасли обычно закрепляет исторически сложившуюся международную специализацию стран в тех или иных отраслях.

Вместе с тем, реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самих фирм, а не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных