Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория конкурентных преимуществ М.Портера




Одна из общих проблем теорий внешней торговли – совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос «как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?». Ответить на данный вопрос попытался ученый–экономист из США М.Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций».

В 1991 г. Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция»), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли.

В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе.

Конкурентные преимущества национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»:

1) факторных условий (обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д., целенаправленно создаваемые страной);

2) условий внутреннего спроса, позволяющего использовать эффект масштаба, стимулирующего нововведения и повышение качества продукции. Это поможет фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок;

3) наличия смежных и поддерживающих отраслей (конкурентоспособных отраслей-поставщиков, что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам, и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию. Т.о. формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей);

4) стратегии фирмы, ее структуры и места во внутриотраслевой конкуренции. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость, – важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все 4 составляющие имеют наиболее благоприятный характер. Причем «конкурентный ромб» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждая составляющая влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Т.о., согласно теории М. Портера, конкуренция, в т.ч. и на мировом рынке – это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо «выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые».

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных