Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музыкальная деятельность ребенка




Одним из любимых видов деятельности ребенка является музыкальная. Разно­образны виды ее — восприятие музыки, исполнительская деятельность, творчест­во, музыкально-образовательная деятельность. Каждый из этих сложных, специ­фических видов музыкальной деятельности охватывает несколько сфер и оказы­вает особое влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребенка в целом.

Тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки является важ­ным компонентом музыкальности. Восприятие музыки развивается прежде всего в процессе специального слушания музыкальных произведений. Значение этого вида деятельности в формировании будущей музыкальной культуры, любви к музыке высоко оценивается многими как отечественными, так и зарубежными специалистами (В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Д. Б. Каба­левский, Д. Марселл и др.). Уже в детском возрасте в процессе слушания форми­руется «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположени­ем, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности»1.

Восприятие детьми музыки как вид деятельности включает также восприятие музыки в связи с ее последующим исполнительством, музыкально-дидактиче­ские игры для развития сенсорных способностей. В восприятии музыки тесно пе­реплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы. На протяжении дет­ского возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие му­зыки, развивается способность эмоционально откликнуться на общее настроение музыкального произведения.

Сформированные в процессе восприятия обобщенные способы действий (на­пример, вслушивание) оказывают положительное воздействие и на другие виды музыкальной деятельности ребенка, в том числе исполнительскую.

Детское музыкальное исполнительство представляет собой практическую, дос­таточно разнообразную деятельность — пение, музыкально-ритмическое движе­ние, игра на музыкальных инструментах. Пение, по мнению многих специали­стов, является первым и наиболее доступным видом музыкальной и исполни­тельской деятельности. В процессе пения не только успешно развиваются музыкальные сенсорные способности (особенно музыкально-слуховые представ­ления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстетиче­ское отношение к окружающему, музыке.

В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благо­приятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкальности в целом, но и на создание обще­го бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка. Как верно отмечал основа­тель системы ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор

Э. Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям ра­дость, иначе он теряет половину своей цены»2.

Все шире, активнее используется в детском возрасте игра на музыкальных ин­струментах. Дети учатся играть и на самых простых ударных инструментах (ко­локольчики, бубен, треугольники, барабан), и на металлофонах, цитрах, триолях, флейтах и др. В детском саду этой деятельностью дети занимаются как индиви­дуально, так и группой (в небольшом ансамбле, оркестре).

На протяжении детского возраста под влиянием воспитания и обучения со­вершенствуются все виды детского музыкального исполнительства, оно стано­вится все более выразительным. Это проявляется, по мнению специалистов (Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенемана и др.), в развитии способности искренне и непо­средственно выражать эмоциональное содержание музыки, непринужденно дей­ствовать, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музы­кальном инструменте, в отражении в процессе исполнения индивидуального своеобразия ребенка.

Особое место в музыкальной деятельности детей занимает творчество (песен­ное, музыкально-игровое и танцевальное, импровизация на детских музыкаль­ных инструментах).

1 Ветлугина Я. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. С. 98.

2 Далькроз Э. Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6-я лекция //Театр и искусство. (Без года.) С. 7.

Многолетние исследования ученых в лаборатории эстетического воспитания Института детского воспитания АПН СССР (ныне — РАО РФ) под руковод­ством Н. А. Ветлугиной (1968, 1974) показали важную роль в формировании творческой активности в разных видах художественной деятельности специаль­ных творческих заданий. Выделены три этапа в усложнении такого рода заданий.

На первом этапе детям предлагают задание, требующее от них первоначаль­ной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий (сочини, придумай, найди, измени, дети подражают раз­личным звукам («баю-бай, а-ау»), пению кукушки, петуха и т. п., зовут друг друга по имени; из предложенных элементов танца выбирают те, которые подходят к характеру данной мелодии, и т. п.). Дети действуют совместно с педагогом, активно подражают способам действий, примененным в музыкальном образце, проявляют себя, в отдельных случаях, используя лишь элементы творческих дей­ствий.

На втором этапе детям предлагают задания, вызывающие у них целенаправ­ленные действия, поиски решений. Способы действий стимулируются уже кос­венным путем (сочинить песню на заданный текст, пользуясь косвенным образ­цом; придумать действия определенных персонажей на основе рассказанной чазки, иллюстрирующие отдельные эпизоды; придумать пьеску, передавая ха­рактерные движения сказочных персонажей, и т. п.).

Такого рода задания ставят детей в постоянно меняющиеся ситуации и пока­зывают, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить или улучшить созданное ранее. При этом возникает атмосфера совместного твор­чества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

На третьем этапе детям дают задания, предполагающие их самостоятельные действия, без применения образцов (сочинить песню, выбрав текст по своему ус­мотрению из нескольких заданий, составить композицию простейших плясок, сюжета музыкальных пьес и т. п.). Дети обдумывают замыслы игры, рассказа, ри­сунка, аппликации, планируют свои действия, намечают, какими художественны­ми средствами лучше воспользоваться для реализации замысла.

Музыкальные творческие проявления детей более скромны по сравнению с проявлением творчества в таких видах художественной деятельности, как, на­пример, изобразительная и литературная. Существует мнение, что к музыкально­му творчеству способны лишь особо одаренные дети. Однако специальные иссле­дования (Теплов Б. М., 1941, 1985; Ветлутина Н. А., Кенеман А. В.,1983 и др.) оп­ровергают это мнение и убедительно доказывают, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую», деятельность очень полезно для об­щего художественного развития, естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям.

Интерес детей к творческой деятельности увеличивается, если они знакомят с ее продуктами своих родных, малышей, показывают свои импровизации в раз­влечениях, на концертах и т. п.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобрета­ет ребенок. Воспитателю необходимо грамотно организовать деятельность ребен­ка на приобретение их. Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка. Задача воспитателя — побуждать творческую активность ре­бенка, развивать его изыскательные качества.

Важным условием успешного формирования художественного творчества ре­бенка является также оптимальный стиль педагогического общения воспитателя.

Грамотное руководство художественной деятельностью детей предполагает владение воспитателем не только специальными умениями (рисовать, петь, тан­цевать и др.), но и определенными педагогическими. Вот основные из них:

♦ умение наблюдать художественную деятельность детей (все ее виды), опреде­лять уровень ее развития у детей;

♦ планировать формирование художественной деятельности, всех ее видов, опре­делить «ближние», «средние» и «дальние» перспективы в развитии художест­венной деятельности группы и отдельных детей;

♦ отобрать необходимый материал, в наибольшей степени отвечающий целям художественной деятельности (определенного вида ее) и задачам конкретного занятия, в частности грамотно размещать материал для самостоятельной ху­дожественной деятельности в группе («музыкальная зона», книжный уголок и т. п.);

♦ организовать художественную деятельность всей группы, подгруппы, отдель­ных детей;

♦ обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их худо­жественной деятельности;

♦ отобрать методы и приемы в работе с детьми в процессе руководства художе­ственной деятельностью, отвечающие задачам ее конкретного вида, возраст­ным и индивидуальным особенностям детей;

♦ вызывать в процессе общения с детьми эмоциональное отношение к предме­там окружающей действительности, художественным произведениям;

♦ стимулировать общением образное мышление, детское творчество, создавать в процессе руководства художественной деятельностью проблемные ситуа­ции, решение которых способствовало бы созданию детьми наиболее вырази­тельных образов;

♦ предусмотреть возможные затруднения в художественной деятельности де­тей;

♦ выделить группы отдельных детей, требующих особого внимания в развитии конкретного вида художественной деятельности; заметить рост, «продвиже­ние» детей в овладении художественной деятельностью;

♦ дать оценку художественной деятельности ребенка с учетом его «зоны бли­жайшего развития», вселяющую веру в его возможности;

♦ формировать у детей грамотные и доступные им критерии оценки в области художественной деятельности;

♦ создавать в процессе руководства художественной деятельностью атмосферу сотворчества, вступать с детьми в личностно-деловое общение;

♦ быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами художественной деятельности;

♦ грамотно сочетать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.;

♦ использовать художественную деятельность детей с целью создания благо­приятного психологического климата в группе, включать в коллективную, групповую художественную деятельность неуверенных в себе, «малопопуляр­ных» детей.

Итак, в детском возрасте ребенок начинает овладевать художественной дея­тельностью, имеющей важное значение в формировании качеств, необходимых для перехода к школьному обучению. По мнению ученых, именно в типичных «дошкольных» видах деятельности — игровой, изобразительной, конструктив­ной — развиваются такие способности, которые трудно, а то и вовсе нельзя сфор­мировать позже. Успешное развитие художественной деятельности оказывается возможным при умелом руководстве со стороны педагогов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных