Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические предпосылки развития элементарной трудовой деятельности детей.




Рассматривая труд ребенка дошкольного возраста, психологи пытаются:

} а) определить его место в ряду других видов деятельности (игры, учения, познания, общения, конструктивной, изобразительной дея­тельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгеру, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин);

} б) проследить особенности развития трудовой деятельности на этом возрастном этапе.

} Правильно организованный труд способствует развитию:

} детского ума (знакомство с простейшими явлениями механики, со свойствами различных материалов и т.д.)

} волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость в преодолении препятствий).

} В труде развивается внимание и наблюдательность по отношению к деталям предмета, к двигающимся предметам, к изменениям в процессах и т.п.

} Труд связан с запоминанием фигур, форм, расстояний, движений.

} Работая, ребенок практически анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, выносит суждение, делает выводы. Развивается находчивость.

} В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

} Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру.

} С трудом, как и с игрой, связан первый этап профессионального самоопределения.

Предпосылки вхождения в трудовую деятельность

} Новыми видами деятельности ребенок овладевает не сразу, а постепенно. Вначале он выполняет самые простые, элементарные действия.

} В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений.

} Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

} Младшие дошкольники выполняют трудовые задания не ради получения какого-либо результата, а ради удовольствия, которое им доставляет самый процесс деятельности (помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, могут полить цветок, накормить рыбку и т.п.).

} Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста становится сложнее и разнообразнее. Интерес к процессу деятельности начинает сочетаться с интересом к результату, продукту труда. Продолжается накопление трудовых навыков. В выполнении трудовых заданий ребенок обнаруживает больше самостоятельности.

} Старший дошкольник: начинают складываться мотивы общественно полезного человеческого труда, происходит формирование волевых качеств и накопление определенных трудовых навыков. Могут планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность. Старшие дошкольники с увлечением мастерят что-либо из бумаги или из дерева, с удовольствием помогают взрослым в их домашней работе, более ответственно и сознательно относятся к даваемым им поручениям.

} Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию («Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила»).

} В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»).

} Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных