![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологические предпосылки развития элементарной трудовой деятельности детей.Рассматривая труд ребенка дошкольного возраста, психологи пытаются: } а) определить его место в ряду других видов деятельности (игры, учения, познания, общения, конструктивной, изобразительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгеру, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин); } б) проследить особенности развития трудовой деятельности на этом возрастном этапе. } Правильно организованный труд способствует развитию: } детского ума (знакомство с простейшими явлениями механики, со свойствами различных материалов и т.д.) } волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость в преодолении препятствий). } В труде развивается внимание и наблюдательность по отношению к деталям предмета, к двигающимся предметам, к изменениям в процессах и т.п. } Труд связан с запоминанием фигур, форм, расстояний, движений. } Работая, ребенок практически анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, выносит суждение, делает выводы. Развивается находчивость. } В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре. } Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. } С трудом, как и с игрой, связан первый этап профессионального самоопределения. Предпосылки вхождения в трудовую деятельность } Новыми видами деятельности ребенок овладевает не сразу, а постепенно. Вначале он выполняет самые простые, элементарные действия. } В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. } Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда. } Младшие дошкольники выполняют трудовые задания не ради получения какого-либо результата, а ради удовольствия, которое им доставляет самый процесс деятельности (помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, могут полить цветок, накормить рыбку и т.п.). } Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста становится сложнее и разнообразнее. Интерес к процессу деятельности начинает сочетаться с интересом к результату, продукту труда. Продолжается накопление трудовых навыков. В выполнении трудовых заданий ребенок обнаруживает больше самостоятельности. } Старший дошкольник: начинают складываться мотивы общественно полезного человеческого труда, происходит формирование волевых качеств и накопление определенных трудовых навыков. Могут планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность. Старшие дошкольники с увлечением мастерят что-либо из бумаги или из дерева, с удовольствием помогают взрослым в их домашней работе, более ответственно и сознательно относятся к даваемым им поручениям. } Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию («Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила»). } В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). } Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|