Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кривая трансформации или производственных возможностей человека




Итак, нами рассмотрено основное положение экономической теории, гласящее, что определяющее влияние на выбор между относительно редкими товарами оказывает ограниченность со­вокупных ресурсов. Использование простейших арифметичес­ких примеров и графических диаграмм убедительно его под­тверждает. Для тех, кто занимается экономической теорией, из­вестна роль важных наглядных пособий, облегчающих усвоение многих ее разделов и представленных в виде диаграмм и гра­фиков. Ваш труд будет вознагражден в будущем, если с самого начала вы сумеете уделить им внимание и понять их.

Итак, возьмем хозяйство с определенной численностью заня­тых в нем работников, располагающих определенной суммой технологических знаний, определенным количеством фабрик и орудий труда, владеющих землей, имеющих свою долю гидроэнергии и природных богатств. Решая задачу, что и как про­изводить, это хозяйство рассматривает целесообразность в про­изводстве самых различных товаров распределения между ними имеющихся в его распоряжении ресурсов. Например, сколько земли отвести под пастбище и сколько засеять пшеницей? На каких фабриках наладить производство шпилек для волос? И какое количество квалифицированного труда может быть заня­то на машиностроительных предприятиях?

Несомненна сложность подобных проблем как при принятии какого-либо решения, так и при их обсуждении. В этой связи и требуется поставить вопрос в более простом виде. Допустим, что мы ограничиваем наше производство лишь двумя экономи­ческими благами (видами экономических благ). Широко извес­тен в этой связи пример производства пушек и масла. То есть речь идет о традиционном выборе между военным и граждан­ским производством. В то же время подобный ход универсален. Так, при увеличении по решению правительства ресурсов, вы­деляемых на строительство общественных дорог, уменьшается их объем для частных строек, увеличение потребления продо-


вольствия ведет к уменьшению производства одежды, вообще увеличение потребления обществом приводит к сокращению производства машин и товаров производственного назначения, что, в свою очередь, в перспективе приведет к сокращению про­изводства потребительских товаров.

Однако возьмем наш пример с пушками и маслом. Итак, допустим, что на производство масла (гражданских товаров) на­правлены все ресурсы. В то же время масло можно производить до какого-то максимального количества в год, так как это за­висит от количества и качества ресурсов, эффективности при­меняемой в хозяйстве технологии. Итак, максимальное количе­ство масла в нашем примере — это 5 млн. фунтов. Большее невозможно из-за ресурсов и уровня технологии.

Другой крайностью могло бы стать использование для про­изводства пушек всех 100% имеющихся ресурсов. При этом максимально можно было бы выпустить15 тысяч пушек опре­деленного образца.

Безусловно, при наличии других вариантов данный пример выглядит крайностью по своему содержанию. То есть при со­кращении некоторого количества изготовляемого масла появ­ляется возможность сделать также и некоторое количество пушек. В табл. 2-1 и показаны две крайности — А и F, где А — это исключительное использование всех ресурсов для про­изводства масла, а F — для их направления в военную отрасль. Точки Е, D, С, В показывают данные о возрастающем произ­водстве масла вместо пушек. Таким образом, масло как бы “трансформируется”, разумеется не буквально, а как показа­тель переброски ресурсов от одного вида продукции к другому, в пушки.

Гораздо нагляднее эти варианты производства возможно про­иллюстрировать графиком производственных возможностей или производственной трансформации, в котором на горизонтальной оси откладывается количество масла, по вертикальной — коли­чество пушек (см. рис. 2).

В результате мы можем от цифровой таблицы перейти не­посредственно к графику. Для этого отложим 5 единиц масла вправо и 0 пушек по вертикали, в результате чего получаем точку Е. Откладывая 0 единиц масла вправо и 15 пушек вверх, отмечаем точку А.

Возможно, используя меньшие, нежели миллионы и тысячи единиц измерения, заполнить все промежутки между нанесен­ными на графике точками и получить, соединив их, кривую производственных возможностей (рис. 3).

 


Таблица 2-1. Полное использование ограниченных ресурсов означает, что общество должно выбирать: производить ли ему больше маслаили больше пушек

Возможности Пушки, тыс. штук Масло, млн. фунтов
A    
B    
C    
D    
E    
F    

Альтернативные возможности производства масла и пушек. Экономические ресурсы возможно направить на выпуск пушек вместо масла.

Из всех приведенных ниже рисунков можно вывести следую­щее существенное обстоятельство:

Для производства одного товара экономика полной занятости всегда вынуждена поступиться производством другого товара. Ра­зумеется, здесь содержится возможность перевода некоторых ресур­сов с производства одного товара на выпуск другого; та же сталь может быть использована для производства пушек и для строитель­ства сельскохозяйственных машин в области маслопромышленности.

Таким образом, законом жизни в экономике полной занятости является замещение. Перечень для общества альтернативных воз­можностей выбора и представлен кривой производственных воз­можностей (трансформации).

Табл. 2-1 возможно дать в виде рис. 1:

Масло, млн. фунтов Пушки, тыс. штук

Рис. 1. Альтернативные возможности производства. Ресурсы на производство дополнительного количества пушек определяются издержками в производстве определенного количества масла


Либо с помощью графика: Масло, млн. фунтов Рис. 2. Возможности трансформации масла и пушки.Каждая точка графика – это графическое выражение количественных комбинаций масла и пушек из табл. 2-1. Попробуйте дать положение точки на равном расстоянии от В и С. (Можете ли дать ее числовые значения в масле и пушках и записать эти данные в табл. 2-1 в нужном месте?)   Производственные возможности можно представить в виде плавной кривой:
Масло, млн. фунтов
Рис. 3. Кривая “производственных возможностей” или “трансформации”. На диаграмме наглядно даны возможности общества производить “пушки” вместо “масла” с использованием данного количества ресурсов и на данном уровне технологического развития. Любая точка внутри графика, например U, свидетельствует о неполном и нерациональном использовании ресурсов. (Источник: табл. 2-1. Плавная кривая построена с использованием приведенных выше данных).   А что же происходит в случае неполного использования имеющихся ресурсов – незанятых работников, свободной земли, бездействующих фабрик? Здесь, как уже говорилось выше, и вступают в силу совершенно иные экономические законы. Если речь идет о безработице, то общество находится не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке U,  

то есть производится только лишь 2 млн. фунтов масли и тыс. пушек. При вводе неиспользуемых ресурсов появляется возможность сделать больше и пушек и масла. В таком случае мы перемещаемся в точки D или Е и получаем большее коли­чество как пушек, так и масла.

Именно это обстоятельство помогает ответить на вопрос о различиях исторического опыта США, Англии и России во времена второй мировой войны 1939-1945 гг. Каким образом начиная с 1940 г. США смогли превратиться в “арсенал демократии” и одновременно достигли наивысшего жизненного уровня по сравнению с прошлым?

Это произошло в основном за счет использования материальных и людских ресурсов, не использовавшихся ранее. Германия, с другой стороны, начала подготовку к войне еще в 1933 г., т.е. за шесть лет до ее начала. Подготовке к войне предшествовал период массовой безработицы, которая по своей остроте и дала возможность Гитлеру получить голоса и обеспечить ему мирный приход к власти. При этом почти все расширение производства за счет пуска ранее остановленных заводов было ориентировано не на рост гражданского потребления, а на военную продукцию. И третьим примером может стать Советский Союз после начала второй мировой войны. Общество уже находилось непосредственно на довольно низкой кривой производственных возможностей, которой почти не предшествовала безработица. И русские не имели практически выбора, кроме как перейти с гражданского производства на военное, что и привело к ограничению удовлетворения ряда потребностей населения.

Приведенная выше кривая производственных возможностей составлена с учетом фиксированного количества ресурсов и данного уровня технологического развития. Чтобы уяснить это поставим два вопроса. Первый: как поведет себя кривая производственных возможностей при условии возрастания в течение ряда лет населения и численности рабочей силы страны? Второй: как она будет выглядеть после технологических усовершенствований и технических открытий инженеров и ученых в области производства пушек и маслопромышленности? Совер­шенно ясно, что в обоих случаях мы будем наблюдать сдвиг кривой производственных возможностей, направленный вовне. В данном случае появляются возможности расширения производства и пушек и масла. Что и подтверждает человеческий опыт предшествующих столетий экономической истории (Рассчитайте и вычертите на рис. 3 новую кривую, иллюстрирующую рост производительности.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных