ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Б. Экономическая роль государстваТри функции государства. Обсуждая роль государства, мы в общем говорим о том, что оно устанавливает правила деятельности. Но каковы конкретно его функции? Их три: эффективность, справедливость и стабильность. Действия государства относительно эффективности заключаются в попытках исправле- ния таких “ошибок” рынка, как, например, монополия. Государственные программы по поддержанию справедливости перераспределяют доход в пользу бедных и убогих. Стабилизационная политика заключается в сглаживании взлетов и падений делового цикла, сдерживании безработицы и инфляции, поддержании экономического роста. Рассмотрим эти функции. Эффективность. Современная экономика часто страдает от просчетов, допущенных при определении рыночной конъюнктуры. Но, развивая роль государства по исцелению от экономических недомоганий, мы должны ожидать “государственных ошибок”, т.е. ситуации, в которой уже само государство вызывает болезнь или усугубляет ее. Несовершенная конкуренция. Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара. “Несовершенная конкуренция” возникает, когда какой-либо конкурент может так влиять на цену. В реальности почти все владельцы, кроме, может быть, миллионов фермеров, втянуты в несвободную конкуренцию. Экономическая жизнь состоит из элементов конкуренции и монополии. Преобладающей является модель несвободной конкуренции. И руководители фирм, и рабочие неоднозначно относятся к конкуренции. Мы все любим ее, когда она расширяет рынок. Но мы считаем ее нечестной, когда она урезает наши прибыли. Когда власть монополий становится значительной, мы наблюдаем высокие цены, несоответствие спроса и предложения, сверхприбыли, которые можно использовать для дополнительной рекламы или даже для подкупа законодателей. Государство не полагает монополии неизбежностью. Еще начиная с 1890 г. правительство США использует антитрестовские законы и экономическое регулирование для улучшения нашей несовершенной рыночной системы. Внешние причины. Другой путь, продвигаясь по которому освобожденный рыночный механизм может привести к неэффективному производству, связан с внешними факторами. Многие взаимосвязи возникают вне рынка. Фирма использует, например, такой дефицитный ресурс, как чистый воздух или вода, не возмещая расходов по их очистке, неизбежно возникающих впоследствии. Общественные блага. Возможно предотвратить бесполезные затраты фирм путем регулирования,но его недостаточно для поддержания производства товаров, используемых всем обществом. Здесь мы имеем дело с экономической деятельностью, которая не может быть передана частным предприятиям. Важными примерами могут служить поддержание обороноспособности, внутреннего порядка, строительство шоссейных дорог, поддержка науки и здравоохранения. Налоги. В наше время большинство государственных расходов оплачивается из налогов. Это важная форма регулирования: каждый является субъектом налоговых законов. Справедливость. Давайте представим, что экономика функционирует со стопроцентной эффективностью. Однако многие не будут считать ее идеальной. Почему? Кошка богатого хозяина может получить молоко, которое необходимо ребенку из бедной семьи, чтобы быть здоровым. Это происходит не потому, что плохо работают спрос и предложение. Рыночный механизм сделал свое дело — отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Защитники и критики ценового механизма должны признавать, что эффективная рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Если страна тратит больше на продукты для животных, чем на образование бедных, обнаруживается дефект распределения дохода, а не рынка. Государство может изменить эту ситуацию посредством перераспределительной политики, которая проявляется, во-первых, в прогрессивном налогообложении; во-вторых, в поддержке доходов: помощь престарелым, нетрудоспособным, многодетным, страхование безработных и др. Стабильность. Кроме поддержания эффективности и справедливости государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности. Сегодня благодаря вкладу Д. Кейнса, его последователей и его критиков мы лучше представляем, как контролировать взлеты и падения экономического цикла. Мы знаем теперь, что в результате осторожного использования государственной финансовой и налоговой власти можно влиять на уровень производств, занятости, инфляции. Обзор трех видов деятельности государства показывает, почему США 1980-х годов называют смешанной экономикой. Рыночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, расходов, регулирования. Обе стороны — рынок и государство — существенны. Управлять эконо- микой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|