Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б. Экономическая роль государства




Три функции государства. Обсуждая роль государства, мы в общем говорим о том, что оно устанавливает правила деятельности. Но каковы конкретно его функции? Их три: эффективность, справедливость и стабильность. Действия государства относительно эффективности заключаются в попытках исправле-


ния таких “ошибок” рынка, как, например, монополия. Госу­дарственные программы по поддержанию справедливости пере­распределяют доход в пользу бедных и убогих. Стабилизацион­ная политика заключается в сглаживании взлетов и падений делового цикла, сдерживании безработицы и инфляции, под­держании экономического роста. Рассмотрим эти функции.

Эффективность. Современная экономика часто страдает от просчетов, допущенных при определении рыночной конъюнкту­ры. Но, развивая роль государства по исцелению от экономичес­ких недомоганий, мы должны ожидать “государственных оши­бок”, т.е. ситуации, в которой уже само государство вызывает болезнь или усугубляет ее.

Несовершенная конкуренция. Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производи­телей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара. “Несовершенная конкуренция” возникает, когда какой-либо конкурент может так влиять на цену. В реальности почти все владельцы, кроме, может быть, миллионов фермеров, втянуты в несвободную конкуренцию.

Экономическая жизнь состоит из элементов конкуренции и монополии. Преобладающей является модель несвободной конкуренции. И руководители фирм, и рабочие неоднозначно относятся к конкуренции. Мы все любим ее, когда она расширяет рынок. Но мы считаем ее нечестной, когда она урезает наши прибыли. Когда власть монополий становится значительной, мы наблюдаем высокие цены, несоответствие спроса и предло­жения, сверхприбыли, которые можно использовать для допол­нительной рекламы или даже для подкупа законодателей.

Государство не полагает монополии неизбежностью. Еще на­чиная с 1890 г. правительство США использует антитрестовские законы и экономическое регулирование для улучшения нашей несовершенной рыночной системы.

Внешние причины. Другой путь, продвигаясь по которому освобожденный рыночный механизм может привести к неэф­фективному производству, связан с внешними факторами. Многие взаимосвязи возникают вне рынка. Фирма использует, например, такой дефицитный ресурс, как чистый воздух или вода, не возмещая расходов по их очистке, неизбежно возникающих впоследствии.

Общественные блага. Возможно предотвратить бесполезные затраты фирм путем регулирования,но его недостаточно для


поддержания производства товаров, используемых всем обществом. Здесь мы имеем дело с экономической деятельностью, ко­торая не может быть передана частным предприятиям. Важны­ми примерами могут служить поддержание обороноспособности, внутреннего порядка, строительство шоссейных дорог, поддерж­ка науки и здравоохранения.

Налоги. В наше время большинство государственных расхо­дов оплачивается из налогов. Это важная форма регулирования: каждый является субъектом налоговых законов.

Справедливость. Давайте представим, что экономика функ­ционирует со стопроцентной эффективностью. Однако многие не будут считать ее идеальной. Почему? Кошка богатого хозяина может получить молоко, которое необходимо ребенку из бедной семьи, чтобы быть здоровым. Это происходит не потому, что плохо работают спрос и предложение. Рыночный механизм сде­лал свое дело — отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Защитники и критики ценового механизма должны признавать, что эффективная рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Если страна тратит больше на про­дукты для животных, чем на образование бедных, обнаружи­вается дефект распределения дохода, а не рынка. Государство может изменить эту ситуацию посредством перераспределительной политики, которая проявляется, во-первых, в прогрессив­ном налогообложении; во-вторых, в поддержке доходов: помощь престарелым, нетрудоспособным, многодетным, страхова­ние безработных и др.

Стабильность. Кроме поддержания эффективности и спра­ведливости государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности. Сегодня благодаря вкладу Д. Кейнса, его последователей и его критиков мы лучше представляем, как контролировать взлеты и падения экономического цикла. Мы знаем теперь, что в результате ос­торожного использования государственной финансовой и нало­говой власти можно влиять на уровень производств, занятости, инфляции.

Обзор трех видов деятельности государства показывает, по­чему США 1980-х годов называют смешанной экономикой. Ры­ночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, расходов, регулирования. Обе сторо­ны — рынок и государство — существенны. Управлять эконо-


микой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных