Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие спроса. Закон спроса.




Экономическая

Теория

1. Рынок: функции и структура.

В учебной литературе существует масса определений рынка, кот. базируется на различных концепциях. На основе марксистской концепции рынок определяется как система отношений в сфере обмена, как способ связи производства и потребления на основе децентрализации ценового механизма (учебник Шишкина, Чепурина).

В экономикс методологической основой определения рынка является его рассмотрение на микро- и макроуровне.

На макроуровне рынок – это рыночная система, которая на вопросы «что», «сколько» и «как производить» отвечает, оперируя понятиями доходов, прибыли и т.д.. Ответы решаются на основе долларовых голосов, т.е. сколько, за что платят.

На микроуровне рынок – это либо механизм, либо институт, либо место, где собираются покупатели и продавцы отдельного товара (Экономикс), причём речь идёт об одном товаре. Ех., автозаправка, фондовая биржа.

Теоретиками рынка являлись экономисты классики, которые формировали теоремы рынка следующими положениями:

- идея экономического либерализма или свободы

- идея невидимой руки Смита

- идея Сэя о бескризисном развитии рынка

Функции:

1. санирующая: отсечение всего старого, неконкурентного.

2. регулирующая: перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные.

3. ценообразующая: в результате спроса, предложения и конкуренции формируется цена на рынке;

4. информационная: о цене, спросе, предложении.

Рыночная структур а - это внутреннее строение, порядок отдельных элементов рынка. Классифицировать виды рынков можно по следующим критериям.

По объекту выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д.

По масштабам охвата территории различают мировые, зональные, региональные, межстрановые, местные рынки. Применительно к каждой стране – внутренние и внешние.

По уровню конкуренции рынки делятся на рынки чистой конкуренции (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые).

По степени легальности различают легальные и нелегальные (теневые, чёрные) рынки.

По объемам продаж – оптовый, розничный.

 

Существуют и преимущества и недостатки рынка. К преимуществам можно отнести:

эффективное распределение ресурсов;

возможность функционирования при ограниченной ин­формации о цене и издержках;

гибкая приспособляемость к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтер­нативных источников и ресурсосбережение);

оптимальное использование результатов НТР;

свобода выбора и свобода действий;

способность к удовлетворению разнообразных потреб­ностей.

К негативным сторонам рынка относятся:

не сохраняет невоспроизводимых ресурсов;

не охраняет окружающей среды;

не регулирует мировых богатств (например, рыбных);

не создает коллективных благ;

не гарантирует права на труд и доход (не перераспреде­ляет доходов);

не обеспечивает фундаментальных исследований;

удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не произ­водит социально значимые товары;

подвержен нестабильности

К особенностям современной рыночной экономики РФ можно отнести:

Гибкое, адаптивное производство.

Целевой функцией предпринимателя становятся не толь­ко максимизация прибыли, но и расширение рынка, моди­фикация, повышение качества, снижение затрат.

Насыщение рынка товарами и услугами.

Государственное регулирование конкуренции.

Новый тип трудовых отношений — участие в собствен­ности — в 90-х годах 20% акций перешли в собственность работников

К особенностям современного этапа развития рынка в РФ можно отнести:

Насыщенность (отсутствие дефицита), т.к. снизился уровень доходов.

Высокая степень монополизации:

Несформированность рыночной инфраструктуры: не­развит фондовый рынок, отсутствуют земельный рынок, зер­новые биржи, рынок недвижимости.

Осложненность внешнеэкономических отношений, трудности с вывозом продукции за пределы региона.

Участие большинства населения в формировании ры­ночной экономики только как покупателей предметов по­требления в связи с бедностью — 4% богатых семей стано­вятся реальными субъектами непотребительского рынка, рынка капитала.

Большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции.

Мафиозность большинства рынков (нефтяного, авто­мобильного, зернового и т.д.).

Протекционизм отечественным производителям — вы­сокие таможенные пошлины, ограничения по ввозу количе­ства товара — на основе баланса производства и норм по­требления в РФ (например, квотирование ввоза лекарств).

Рынок «повышенного риска» — ненадежная система взаиморасчетов.

Низкий уровень торговой культуры российских биз­несменов, проявляющийся в оппортунистическом поведе­нии.

 

Понятие спроса. Закон спроса.

Рыночный механизм включает в себя такие компоненты, как цена, спрос, конкуренция и предложение. Изменение данных компонентов, их взаимозаменяемость и взаимозависимость определяют гибкость рыночного механизма.

Спрос (D) -это количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы и в состоянии купить при разных возможных ценах.

К моментам спроса относятся:

1. спрос выражается рядом альтернативных возможностей (при цене 50 руб за кг вы купите 2 кг яблок, а при 70 руб за кг – только 1,5 кг – можно показать таблично).

2. спрос должен подкрепляться определённым количеством денег. Смит выделял абсолютный спрос (только желание) и действительный спрос (платёжеспособный спрос). Если спрос не подкреплён деньгами – это потребность, а не спрос.

3. спрос всегда конкретен, т.е. формируется в определённом периоде времени, месте и при определённой цене.

4. спрос имеет смысл при определённом предложении.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот (Маршалл).

Доказательства закона:

- маржиналистская концепция: в потреблении каждая последующая единица товара приносит меньше удовлетворения, т.е. теряет ценность.

- эффект дохода: чем ниже цена продукта, тем выше покупательная способность денежного дохода.

- эффект замещения: при понижении цены приобретается больше дешёвых товаров вместо дорогих.

Теория данного вопроса была развита математической школой. Так, функция спроса появилась у Курно, а график – у Маршалла. На спрос влияют факторы.

Неценовые факторы спроса (сдвиг кривой влево или вправо):

- вкусы потребителя,

- числа покупателей,

- доход потребителей (для нормального товара объём спроса на который возрастает при увеличении дохода; низший товар – при уменьшении доходов спрос увеличивается, например, хлеб – эффект Гиффена),

- изменение цен на сопряженные товары (взаимодополняемые, взаимозаменяемые - субституты),

- ожидания (ожидание увеличения цен в будущем может увеличить спрос в настоящем),

- степень удовлетворения потребностей населения (закон убывающей предельной полезности).

Ценовой фактор (движение вдоль кривой): цена на товары.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных