ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие спроса. Закон спроса.Экономическая Теория 1. Рынок: функции и структура. В учебной литературе существует масса определений рынка, кот. базируется на различных концепциях. На основе марксистской концепции рынок определяется как система отношений в сфере обмена, как способ связи производства и потребления на основе децентрализации ценового механизма (учебник Шишкина, Чепурина). В экономикс методологической основой определения рынка является его рассмотрение на микро- и макроуровне. На макроуровне рынок – это рыночная система, которая на вопросы «что», «сколько» и «как производить» отвечает, оперируя понятиями доходов, прибыли и т.д.. Ответы решаются на основе долларовых голосов, т.е. сколько, за что платят. На микроуровне рынок – это либо механизм, либо институт, либо место, где собираются покупатели и продавцы отдельного товара (Экономикс), причём речь идёт об одном товаре. Ех., автозаправка, фондовая биржа. Теоретиками рынка являлись экономисты классики, которые формировали теоремы рынка следующими положениями: - идея экономического либерализма или свободы - идея невидимой руки Смита - идея Сэя о бескризисном развитии рынка Функции: 1. санирующая: отсечение всего старого, неконкурентного. 2. регулирующая: перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. 3. ценообразующая: в результате спроса, предложения и конкуренции формируется цена на рынке; 4. информационная: о цене, спросе, предложении. Рыночная структур а - это внутреннее строение, порядок отдельных элементов рынка. Классифицировать виды рынков можно по следующим критериям. По объекту выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д. По масштабам охвата территории различают мировые, зональные, региональные, межстрановые, местные рынки. Применительно к каждой стране – внутренние и внешние. По уровню конкуренции рынки делятся на рынки чистой конкуренции (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). По степени легальности различают легальные и нелегальные (теневые, чёрные) рынки. По объемам продаж – оптовый, розничный.
Существуют и преимущества и недостатки рынка. К преимуществам можно отнести: эффективное распределение ресурсов; возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение); оптимальное использование результатов НТР; свобода выбора и свобода действий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей. К негативным сторонам рынка относятся: не сохраняет невоспроизводимых ресурсов; не охраняет окружающей среды; не регулирует мировых богатств (например, рыбных); не создает коллективных благ; не гарантирует права на труд и доход (не перераспределяет доходов); не обеспечивает фундаментальных исследований; удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары; подвержен нестабильности К особенностям современной рыночной экономики РФ можно отнести: Гибкое, адаптивное производство. Целевой функцией предпринимателя становятся не только максимизация прибыли, но и расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат. Насыщение рынка товарами и услугами. Государственное регулирование конкуренции. Новый тип трудовых отношений — участие в собственности — в 90-х годах 20% акций перешли в собственность работников К особенностям современного этапа развития рынка в РФ можно отнести: Насыщенность (отсутствие дефицита), т.к. снизился уровень доходов. Высокая степень монополизации: Несформированность рыночной инфраструктуры: неразвит фондовый рынок, отсутствуют земельный рынок, зерновые биржи, рынок недвижимости. Осложненность внешнеэкономических отношений, трудности с вывозом продукции за пределы региона. Участие большинства населения в формировании рыночной экономики только как покупателей предметов потребления в связи с бедностью — 4% богатых семей становятся реальными субъектами непотребительского рынка, рынка капитала. Большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции. Мафиозность большинства рынков (нефтяного, автомобильного, зернового и т.д.). Протекционизм отечественным производителям — высокие таможенные пошлины, ограничения по ввозу количества товара — на основе баланса производства и норм потребления в РФ (например, квотирование ввоза лекарств). Рынок «повышенного риска» — ненадежная система взаиморасчетов. Низкий уровень торговой культуры российских бизнесменов, проявляющийся в оппортунистическом поведении.
Понятие спроса. Закон спроса. Рыночный механизм включает в себя такие компоненты, как цена, спрос, конкуренция и предложение. Изменение данных компонентов, их взаимозаменяемость и взаимозависимость определяют гибкость рыночного механизма. Спрос (D) -это количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы и в состоянии купить при разных возможных ценах. К моментам спроса относятся: 1. спрос выражается рядом альтернативных возможностей (при цене 50 руб за кг вы купите 2 кг яблок, а при 70 руб за кг – только 1,5 кг – можно показать таблично). 2. спрос должен подкрепляться определённым количеством денег. Смит выделял абсолютный спрос (только желание) и действительный спрос (платёжеспособный спрос). Если спрос не подкреплён деньгами – это потребность, а не спрос. 3. спрос всегда конкретен, т.е. формируется в определённом периоде времени, месте и при определённой цене. 4. спрос имеет смысл при определённом предложении. Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот (Маршалл). Доказательства закона: - маржиналистская концепция: в потреблении каждая последующая единица товара приносит меньше удовлетворения, т.е. теряет ценность. - эффект дохода: чем ниже цена продукта, тем выше покупательная способность денежного дохода. - эффект замещения: при понижении цены приобретается больше дешёвых товаров вместо дорогих. Теория данного вопроса была развита математической школой. Так, функция спроса появилась у Курно, а график – у Маршалла. На спрос влияют факторы. Неценовые факторы спроса (сдвиг кривой влево или вправо): - вкусы потребителя, - числа покупателей, - доход потребителей (для нормального товара объём спроса на который возрастает при увеличении дохода; низший товар – при уменьшении доходов спрос увеличивается, например, хлеб – эффект Гиффена), - изменение цен на сопряженные товары (взаимодополняемые, взаимозаменяемые - субституты), - ожидания (ожидание увеличения цен в будущем может увеличить спрос в настоящем), - степень удовлетворения потребностей населения (закон убывающей предельной полезности). Ценовой фактор (движение вдоль кривой): цена на товары. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|