ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы рыночных структур.Понятие рыночных структур связано со структурной концепцией конкуренции в соответствии с кот.после образования монополий и появления диффер-ии продукта рынок становится не однородным, а сегментированным и главным в конкуренции становится не борьба, а возможность влиять на цену на данном участке рынка. Основы теории рыночных структур заложили амер экономист Чемберлин и англичанка Робинсон. Они обратили внимание на 2 явления, возникших в экономике: монополия и дифференциация продукта. Одним из критериев классификации рынков является степень конкурентности, отражающая влияние монополий. По данному критерию рынки делятся на: - рынки совершенной конкуренции, - рынки несовершенной конкуренции (монополия, олигополия), -промежуточное положение занимают рынки монопол.конкуренции. Характеристика рыночных структур базируется на ряде параметров: - числ-ть продавцов (способность оказывать влияние на рын. равновесие), - их рыночные доли (возможность фирм оказывать влияние на рын. цену), - степень дифференциации продукта (чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным буде поведение продавцов, а их рыночная власть – больше), - условия вступления в отрасль и выхода из неё (чем выше барьеры – патенты, лицензии – тем сложнее посторонним фирмам проникнуть в отрасль), - степень контроля производителей над ценами (чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок), - характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся различной степенью конкурентности. Рынок совершенной конкуренции (чистая конкуренция)в наст.время практически отсутствует – представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену. Признаки: - множество продавцов, - предлагается однородный товар, - доля каждой фирмы мала, так что ни одна из фирм не способна влиять на цены путем изменения объёма производства, т.е. соглашение с ценой. - нет серьёзных эк и полит барьеров, - спрос абсолютно эластичен. Рынок монополистической конкуренции (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, при котором относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Признаки: - продукт дифференцирован (т.е. продукт фирмы А близок по потребительским свойствам к продукту фирмы Б, но не является полным аналогом – качество, сопутствующие услуги, упаковка), например, книга с картинами и без. - большое число продавцов, - доступ на рынок относительно свободен, - фирма обладает огранич. контролем над ценой производимого ею товара, - значительная неценовая конкуренция. Рынок абсолютной (чистой) монополии (несовершенная конкуренция) тоже редко – тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного продавца. Признаки: - единственный продавец, обеспечивающий весь объём отраслевого предложения, а одна фирма представляет собой отрасль, - отсутствие товарных заменителей (продукт уникален), - абсолютные барьеры вхождения в отрасль (эффект масштаба – Дженерал Моторс: снижение издержек на 1 единицу продукции из-за масштаба производства, естественная монополия, патенты, технология, инфраструктура), естественная монополия создаётся государством, чтобы товары могли попасть по доступным ценам и в достаточном количестве потребителю. - монопольная цена (чем спрос эластичнее, тем меньше монополист может влиять на цену). Олигополистический рынок (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, характеризующийся затруднённым проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объём продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Признаки: - ограниченное количество фирм (2-6 штук), - значительная концентрация производства у отдельных фирм, - мощные барьеры, - избегают ценовой конкуренции, используя тайный сговор, - продукт дифференцирован и одновременно стандартизирован. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|