Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гегельянство после Гегеля, его критика Фейербахом. Философия К.Маркса.





После смерти Гегеля Гегельянство разделилоь на 2 потока – «правоверное» (главная задача – поддерживать философию Гегеля в соответствии с его буквой и духом) и «левое», стремившееся усовершенствовать его, - см философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) «Сущность христианства».

*антропоцентризм – философская антропология* все те реальности, которые в философии Гегеля имеют надчеловеческий характер, описываются как человеческие. Сущность христианства – людям понадобилось преодолеть отчуждение. Вообще, ключевым вопросом философии становится проблема отчуждения, отчуждения человека от собственной сущности. Мы равны по природе, а по реальности – нет. Запрос: мы не природу должны переделать, а социальную среду изменить, чтобы она соответствовала нашей природе – «свобода, равенство, братство». Наше бытование не соответствует нашей природе = философские учения 19 века базируется из того или иного объяснения того, как ликвидировать эту дистанцию. Решение: Фейербах – внедрение всеобщей любви. Маркс: не прокатит, потому что у нас есть что-то более фундаментальное, выше, чем любовь – комплекс действий, который обеспечивает нам воспроизведение наших потребностей как материальных сущностей.
Завершает Немецкую Классическую Философию Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872). Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека пред природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. Все это, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния».
Критика религии необходимым образом подвела его и к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется известный тезис о возможности «перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву.
Философская оппозиция Гегелю реализуется и в теории познания Фейербаха, когда он выдвигает на первый план чувственность.
В онтологическом аспекте это означает, что материальное первично по отношению к сознанию. Человек есть высшее творение природы, то именно человек должен стоять в центре построения философской системы и философских размышлений. Через призму соотношений в нем физиологического и духовного должны решаться и социальные проблемы.
В гносеологическом плане это реализуется как материалистический сенсуализм.
В праксеологическом аспекте концепция философа дополняется чувственно – эмоциональными характеристиками. Любовь, она определяет все отношения к бытию. Любовь становится онтологической категорией его философии, которая доказывает существование бытия, именно она выступает критерием истины и действительности.
В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой – всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Предлагаемая им «новая философия»; это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпосылки.
Другой источник:

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек.

Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения.

Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
ФИЛОСОФИЯ МАРКСА.

Просвещение: «у человека есть природа, мы ее дерзаем описать. Она так или иначе аккумулируется в разуме. Неотъемлимо присуща всем людям» (еще у Декарта – люмен натуралис, свет разума, внедренный богом человеку). природность человека – это способность описывать действительность рационально.

Если природа едина, то должны существовать социальные Исходная точка марксизма как материалистичности – при описании специфики материального бытия исходим из природной характеристики человека. Человек стремится воспроизводить себя как природное существо.

Теория формаций. Формации: структуры, где есть базис и надстройки. БАЗИС – производственные отношения – основание всякой формаций, которая представляет единицу развертывания существования. Производительные силы обеспечивают базис = совокупность тех способов и средств, которые обеспечивают воспроизведение человека, изменяют среду так, чтобы мы выживали и обеспечивали растущие потребности. А почему это так? Почему у других нет растущих потребностей? (потом животный мир начал познаваться более детально).

ЧЕЛОВЕК – ЭТО СУЩЕСТВО ПРАКТИЧЕСКОЕ. Не существо, которое базируется на разуме, а удовлетворяет свои потребности, и вся культура и др категории разума возникают из этого процесса. Сама культура – это преодоление отчуждения – потребности превышают возможности. Все развитие человечества обусловлено этим совпадением. «вот наступит такое время, когда человек совпадет с самим собой, потребности с возможностями- что ни захочет, все получится.

Производительные силы - это совокупность тех способов, которыми чел трансформирует действительность под свои потребности. Человек - практическое существо, изменяющее действительность. И задача философии – изменить человека. Вся история выстраивается исходя из его практической периодичности.

Производительные силы = ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Пр силы есть (средства) – кому они принадлежат? Вся иерархия формаций исходит из того, что разница формаций – какое отношение собственности в формации. Кому принадлежат средства. Соответствуют или препятствуют развитию дальнейшего? Развитие производительных сил = общественная потребность = частная собственность. Не потому, что кто-то захотел, а кто-то захотел, потому что была такая потребность. (нынешнее состояние препятствует развитию). У Маркса всякая частная собственность препятствует развитию. Расширение средств производства – мануфактуры, фабрики = обобществление. – несоответствие природы человека как производителя и как обладателя? Как преодолеть разрыв? Преодолеть частный характер присвоения = если производство имеет массовый характер, то и присвоение тоже, поэтому общество должно двигаться к социализму. При этом это может происходить только там и тогда, где средства производства развились максимальным образом – в самых передовых странах.

НАДСТРОЙКА – государство с его институтами. Непосредственно связаны с производительными отношениями, инструмент для фиксирования и обеспечения этих отношений на определенном этапе.

Духовная реальность – это то, что так или иначе конкретной надстройке соответствует.

21. Ранний позитивизм.docx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных