Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стандарты и сертификация товаров и услуг




 

Сертификация товаров и услуг

Сертификация — это процедура, удостоверяющая качество продукции.

Современное понятие сертификация было предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. в следующей формулировке: «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

Обычно в практике производства участвуют две стороны: водитель товара и потребитель. Продавец — это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже может быть сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет.

Сертификация — это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции — товара или услуги.

Все государства мира участвуют в международной торговле. Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Весьма важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образуют системы международных стандартов.

Сертификат — это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, кото­рые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям. Например, страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров из стран СНГ.

Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям. Можно привести следующие примеры:

в США шампанское, производимое во Франции и имеющее сер­тификат, стоит 25—30 долл. Украинское шампанское того же уровня качества стоит 5 долл., так как сертификата не имеет;

тульский завод «Штамп», опасаясь непризнания российского сертификата на баллоны для огнетушителей, несмотря на их высокое качество, тратит большие средства на получение сертификата в Гер­мании, где организация предполагает сбыт;

итальянская фирма построила в Запорожье завод по производ­ству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества; теперь из-за отсутствия сертификата сбыт труб в Италию и во всю Западную Европу запрещен.

Стандартизация требований к качеству. Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде меж­дународных стандартов серии ИСО — 9000, определяющих требова­ния к совокупности служб, оборудования и документации, опреде­ляющих решение задач, обеспечивающих качество выпускаемой про­дукции.

Система обеспечения качества, нашедшая отражение в серии стандартов ИСО — 9000, в своем развитии прошла этапы, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. 1920 г. — осмотр, контроль при поступлении материалов, про­межуточный и окончательный контроль.

2. 1930 г. — осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов.

3. 1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статисти­ческие методы, планирование проверок).

4. 1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конст­рукторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструк­торских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, ана­лиз дефектов и рекламаций заказчиков).

5. С 1980 г. — обеспечение качества как стратегия работы предприятия.

Уровни сертификации. Сертификация имеет три следующих уровня:

1. Сертификация отдельно взятой продукции. 2. Сертификация производственного технологического процесса. 3. Сертификация производственной системы качества.

Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, бранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.

Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства — совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считает высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполнятся по различным схемам, с различной степенью ответственное производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию.

Юридическая основа сертификации. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и треть стороны, выдающей сертификат:

1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности лиц, ответственных за нарушение качества.

2. Закон о сертификации определяет документацию, удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, техническим условиям).

3. Закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов.

4. Закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации.

На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.

 


Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество

 

Закон Российской Федерации о сертификации

Основные функции, определяемые законом. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.

В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган сертификации, который является Госстандарт России.

Функции Госстандарта России:

1) формирует и реализует государственную политику в области сертификации; 2) проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; 3) пуб­ликует официальную информацию; 4) готовит предложения по при­соединению к международным системам сертификации; 5) пред­ставляет РФ в международных органах.

В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредита­ции в установленном порядке.

Закон вводит понятия сертификат и знак соответствия.

1. Сертификат— это документ, выданный по правилам сертифи­кации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

2. Знак соответствия — это зарегистрированный в установлен­ном порядке знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Правила применения знаков соответствия установлены Госстан­дартом России. Форма, размеры и технические требования к знаку установлены государственным стандартом ГОСТ Р 50460-92.

Обязательная сертификация возлагается на органы Госстандарта России. Форма проведения сертификации устанавливается в соответствии с «ГОСТ Р — Система сертификации». Список товаров, подлежащих обязательной сертификации также устанавливается Госстандартом России.

Схема взаимной подчиненности и функций органов сертифика­ции приведена на рис. 9.2.

Обязательная сертификация может проводиться в двух формах:

1. По документам системы сертификации ГОСТ Р и систем сертификации соответствующих групп однородной продукции.

2. По Правилам сертификации продукции с использованием заявления - декларации изготовителя, основанном на документах Европейского сообщества.

Решение о возможности применения для конкретной продукции конкретного изготовителя второй формы принимает территориаль­ный орган Госстандарта России с учетом степени опасности про­дукции, специфики ее свойств, доверия к изготовителю, масшта­бов производства.

При использовании первой формы такого согласования не тре­буется. Оплата работ выполняется на договорной основе и относит­ся на себестоимость продукции.

Использование заявления-декларации предусматривает оформ­ление договора между территориальным органом (ТО) и изготови­телем продукции, в котором фиксируют: 1) право изготовителя ис­пользовать сертификацию по заявлению-декларации; 2) право ТО осуществлять инспекционный контроль на соответствие продукции требованиям заявления-декларации; 3) обязательство изготовителя по оплате расходов на сертификацию.

Закон о сертификации предусматривает, что ввоз в Россию про­дукции без знака сертификации или знака соответствия не допуска­ется.

 

 


Центральные органы системы сертификации ВНИИС  
Выдает сертификаты,

проводит апелляцию,

организует работу

 

Выдает сертификаты,

Органы сертификации однородной продукции ЭНИМС
знаки соответствия,

приостанавливает работу,

информирует покупателя и заявителя

 
 

 


Испытательная лаборатория
Испытывает продукции

и передает ее органа

по сертификации

 

Изготовитель продукции АК «Туламашзавод»  


Работает над

повышением качества,

получает сертификат.

 
 


Потребитель
Страдает от низкого

качества товаров

и услуг

Рис. 9.2. Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации на примере машиностроительного предприятия

 

Сертификаты и знаки соответствия предъявляются таможне, ко­торая устанавливает процедуру ввоза вместе с Госстандартом Рос­сии и Государственным таможенным комитетом.

Государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации. Основной надзор осуществляет Госстандарт России и его территориальные органы. Непосредственный государственный кон­троль и надзор выполняют те же лица, которые контролируют соб­людение государственных стандартов. Это положение определяется Законом о стандартизации, в котором также устанавливаются долж­ности этих лиц:

1) главного инспектора России; 2) главных инспекторов рес­публик, краев, областей, автономных областей в составе России; 3) инспекторов крупных городов; 4) государственных инспекторов по надзору за стандартами.

Нарушение требований главного инспектора наказывается штра­фом в размере выручки от реализации некачественной продукции или в размере фиксированной суммы, когда отчетная документация отсутствует.

Государство финансирует основные работы в области сертифи­кации, а оплата работ по получению сертификата производится за­явителем.

Добровольная сертификация предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации.

Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее знак соответствия и систему сертификации в Госстандарте России в установленном порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе производить добровольную сертификацию.

Права заявителя. При заключении договора на добровольную сертификацию заявитель вправе получить необходимую информацию о правилах ДС и определить форму ее проведения — одну или несколько форм из восьми возможных.

Ответственность за нарушение закона. Юридические и физические лица, а также органы добровольной сертификации, виновные в нарушении правил добровольной сертификации, несут в соответствии с законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность на основании подзаконных актов.

 

Закон Российской Федерации о единстве измерений

Основные положения. Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.

В разделе «Общие положения» закон вводит следующие основные понятия:

1 Единство измерений — состояние измерений, когда их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности не выход за установленные границы погрешностей с заданной вероятностью.

2. Эталон единицы величины — средство для хранения, измерения и воспроизведения данной величины с целью передачи ее размер другим средствам измерений данной величины.

3. Нормативные документы по обеспечению единства измерений государственные стандарты, правила, положения, рекомендации.

4. Метрологическая служба — совокупность субъектов, работ, направленных на обеспечение единства измерений.

5. Проверка средств измерений — совокупность работ по поддержанию средств измерений на установленном техническом уровне.

6. Калибровка средств измерений — то же, что и поверка среде измерений, но в случае, когда измерительное средство не подлежи государственной поверке в обязательном порядке.

7. Сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый государственным органом, подтверждающий, что техническое состояние измерительного средства находится в установленном техническом состоянии.

8. Аккредитация на право поверки средств измерений (выдачи сертификата) — признание уполномоченным государственным орга­ном полномочий на выполнение поверочных работ.

9. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу, прокат средств измерений — документ, удостоверяющий право юридических и физичес­ких лиц заниматься обозначенной выше деятельностью.

Структура метрологической службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный над­зор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо поверке либо калибровке.

Поверка заканчивается получением клейма или свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Пре­дусматривается добровольная сертификация средств измерений.

При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.

Чем принципиально отличаются поверка и калибровка?

Все измерительные средства, используемые в производстве про­дукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат по­верке, и за этим бдительно следит Госстандарт через свою структуру.

Каждые пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподго­товку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения.

Калибровке подвергаются измерительные средства и вне проце­дуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобре­тенные за рубежом.

Взаимодействие метрологических служб можно представить в виде схемы, показанной на рис. 9.3.

 

Закон Российской Федерации о стандартизации

Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и за­щищает интересы потребителей и государства посредством разра­ботки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:

Стандартизация—это деятельность по установлению норм, пра­вил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безо­пасности продукции и услуг; 2) технической и информативной со­вместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

 


Рис. 9.3. Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб

 

Согласно закону, разработка государственных стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции.

Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации.

При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, орган прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке.

Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.

 

Стандарты Международной организации по стандартизации

Серия стандартов Международной организации по стандартиза­ции ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по уп­равлению качеством. Она является основой для достижения стабиль­ного качества любым предприятием.

Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следую­щие документы:

1) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по каче­ству; 1) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; 3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению каче­ства на различных этапах цикла жизни продукции; 4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и эле­менты системы качества.

Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требо­ваниям рынка в определенный период времени, была конкурентос­пособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспече­ния и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем на­ходились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).

В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потре­бителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав струк­туру управления качеством, руководство предприятия может сни­зить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время посто­янно повышая качество выпускаемой продукции.

На схеме, приведенной на рис. 9.4 дан перечень и показаны вза­имосвязи семейства стандартов ИСО 9000.

ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению програм­мой надежности.

ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества.

ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества.

ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом.

ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигура­цией.

ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригод­ности измерительного оборудования.

ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения.

ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества

ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обу­чению и подготовке кадров.

ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представле­ние результатов.

ИСО/РП 10017 Руководство по применению статических мето­дов в семействе стандартов ИСО-9000.

                       
 
СТАНДАРТЫ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА   ИСО10011-1 Руководящие указания по проверке систем качества. Провер­ка.   ИСО10011-2 Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества.   ИСО 10011-3 Руководство программных проверок.  
   
СТАНДАРТЫ ПО КАТЕГОРИЯМ ПРОДУКЦИЙ   ИСО 9000-3 Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разра­ботке, постановке и обслуживании программного обеспечения.   ИСО 9004-2 Системы качества Руководящие указания по услугам.   ИСО 9004-3 Системы качества Руководящие указания по перерабатывае­мым материалам.  
       
 
 
 
 
 
   
СТАНДАРТЫ И ПРОЕКТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАМ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА  

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных