ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стандарты и сертификация товаров и услуг
Сертификация товаров и услуг Сертификация — это процедура, удостоверяющая качество продукции. Современное понятие сертификация было предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. в следующей формулировке: «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу». Обычно в практике производства участвуют две стороны: водитель товара и потребитель. Продавец — это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже может быть сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет. Сертификация — это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции — товара или услуги. Все государства мира участвуют в международной торговле. Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Весьма важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образуют системы международных стандартов. Сертификат — это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям. Например, страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров из стран СНГ. Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям. Можно привести следующие примеры: в США шампанское, производимое во Франции и имеющее сертификат, стоит 25—30 долл. Украинское шампанское того же уровня качества стоит 5 долл., так как сертификата не имеет; тульский завод «Штамп», опасаясь непризнания российского сертификата на баллоны для огнетушителей, несмотря на их высокое качество, тратит большие средства на получение сертификата в Германии, где организация предполагает сбыт; итальянская фирма построила в Запорожье завод по производству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества; теперь из-за отсутствия сертификата сбыт труб в Италию и во всю Западную Европу запрещен. Стандартизация требований к качеству. Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде международных стандартов серии ИСО — 9000, определяющих требования к совокупности служб, оборудования и документации, определяющих решение задач, обеспечивающих качество выпускаемой продукции. Система обеспечения качества, нашедшая отражение в серии стандартов ИСО — 9000, в своем развитии прошла этапы, которые можно охарактеризовать следующим образом: 1. 1920 г. — осмотр, контроль при поступлении материалов, промежуточный и окончательный контроль. 2. 1930 г. — осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов. 3. 1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статистические методы, планирование проверок). 4. 1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конструкторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструкторских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, анализ дефектов и рекламаций заказчиков). 5. С 1980 г. — обеспечение качества как стратегия работы предприятия. Уровни сертификации. Сертификация имеет три следующих уровня: 1. Сертификация отдельно взятой продукции. 2. Сертификация производственного технологического процесса. 3. Сертификация производственной системы качества. Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, бранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия. Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства — совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считает высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполнятся по различным схемам, с различной степенью ответственное производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию. Юридическая основа сертификации. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и треть стороны, выдающей сертификат: 1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности лиц, ответственных за нарушение качества. 2. Закон о сертификации определяет документацию, удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, техническим условиям). 3. Закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов. 4. Закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации. На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.
Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество
Закон Российской Федерации о сертификации Основные функции, определяемые законом. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации. В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган сертификации, который является Госстандарт России. Функции Госстандарта России: 1) формирует и реализует государственную политику в области сертификации; 2) проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; 3) публикует официальную информацию; 4) готовит предложения по присоединению к международным системам сертификации; 5) представляет РФ в международных органах. В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке. Закон вводит понятия сертификат и знак соответствия. 1. Сертификат— это документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. 2. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Правила применения знаков соответствия установлены Госстандартом России. Форма, размеры и технические требования к знаку установлены государственным стандартом ГОСТ Р 50460-92. Обязательная сертификация возлагается на органы Госстандарта России. Форма проведения сертификации устанавливается в соответствии с «ГОСТ Р — Система сертификации». Список товаров, подлежащих обязательной сертификации также устанавливается Госстандартом России. Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации приведена на рис. 9.2. Обязательная сертификация может проводиться в двух формах: 1. По документам системы сертификации ГОСТ Р и систем сертификации соответствующих групп однородной продукции. 2. По Правилам сертификации продукции с использованием заявления - декларации изготовителя, основанном на документах Европейского сообщества. Решение о возможности применения для конкретной продукции конкретного изготовителя второй формы принимает территориальный орган Госстандарта России с учетом степени опасности продукции, специфики ее свойств, доверия к изготовителю, масштабов производства. При использовании первой формы такого согласования не требуется. Оплата работ выполняется на договорной основе и относится на себестоимость продукции. Использование заявления-декларации предусматривает оформление договора между территориальным органом (ТО) и изготовителем продукции, в котором фиксируют: 1) право изготовителя использовать сертификацию по заявлению-декларации; 2) право ТО осуществлять инспекционный контроль на соответствие продукции требованиям заявления-декларации; 3) обязательство изготовителя по оплате расходов на сертификацию. Закон о сертификации предусматривает, что ввоз в Россию продукции без знака сертификации или знака соответствия не допускается.
проводит апелляцию, организует работу
Выдает сертификаты,
приостанавливает работу, информирует покупателя и заявителя
и передает ее органа по сертификации
Работает над повышением качества, получает сертификат.
качества товаров и услуг Рис. 9.2. Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации на примере машиностроительного предприятия
Сертификаты и знаки соответствия предъявляются таможне, которая устанавливает процедуру ввоза вместе с Госстандартом России и Государственным таможенным комитетом. Государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации. Основной надзор осуществляет Госстандарт России и его территориальные органы. Непосредственный государственный контроль и надзор выполняют те же лица, которые контролируют соблюдение государственных стандартов. Это положение определяется Законом о стандартизации, в котором также устанавливаются должности этих лиц: 1) главного инспектора России; 2) главных инспекторов республик, краев, областей, автономных областей в составе России; 3) инспекторов крупных городов; 4) государственных инспекторов по надзору за стандартами. Нарушение требований главного инспектора наказывается штрафом в размере выручки от реализации некачественной продукции или в размере фиксированной суммы, когда отчетная документация отсутствует. Государство финансирует основные работы в области сертификации, а оплата работ по получению сертификата производится заявителем. Добровольная сертификация предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее знак соответствия и систему сертификации в Госстандарте России в установленном порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе производить добровольную сертификацию. Права заявителя. При заключении договора на добровольную сертификацию заявитель вправе получить необходимую информацию о правилах ДС и определить форму ее проведения — одну или несколько форм из восьми возможных. Ответственность за нарушение закона. Юридические и физические лица, а также органы добровольной сертификации, виновные в нарушении правил добровольной сертификации, несут в соответствии с законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность на основании подзаконных актов.
Закон Российской Федерации о единстве измерений Основные положения. Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений. В разделе «Общие положения» закон вводит следующие основные понятия: 1 Единство измерений — состояние измерений, когда их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности не выход за установленные границы погрешностей с заданной вероятностью. 2. Эталон единицы величины — средство для хранения, измерения и воспроизведения данной величины с целью передачи ее размер другим средствам измерений данной величины. 3. Нормативные документы по обеспечению единства измерений государственные стандарты, правила, положения, рекомендации. 4. Метрологическая служба — совокупность субъектов, работ, направленных на обеспечение единства измерений. 5. Проверка средств измерений — совокупность работ по поддержанию средств измерений на установленном техническом уровне. 6. Калибровка средств измерений — то же, что и поверка среде измерений, но в случае, когда измерительное средство не подлежи государственной поверке в обязательном порядке. 7. Сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый государственным органом, подтверждающий, что техническое состояние измерительного средства находится в установленном техническом состоянии. 8. Аккредитация на право поверки средств измерений (выдачи сертификата) — признание уполномоченным государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. 9. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу, прокат средств измерений — документ, удостоверяющий право юридических и физических лиц заниматься обозначенной выше деятельностью. Структура метрологической службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный надзор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо поверке либо калибровке. Поверка заканчивается получением клейма или свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Предусматривается добровольная сертификация средств измерений. При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство. Чем принципиально отличаются поверка и калибровка? Все измерительные средства, используемые в производстве продукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат поверке, и за этим бдительно следит Госстандарт через свою структуру. Каждые пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподготовку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения. Калибровке подвергаются измерительные средства и вне процедуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобретенные за рубежом. Взаимодействие метрологических служб можно представить в виде схемы, показанной на рис. 9.3.
Закон Российской Федерации о стандартизации Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации: Стандартизация—это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Рис. 9.3. Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб
Согласно закону, разработка государственных стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции. Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации. При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, орган прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке. Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.
Стандарты Международной организации по стандартизации Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием. Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы: 1) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству; 1) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; 3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции; 4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества. Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг). В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции. На схеме, приведенной на рис. 9.4 дан перечень и показаны взаимосвязи семейства стандартов ИСО 9000. ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению программой надежности. ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества. ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества. ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом. ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией. ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования. ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения. ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству. ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров. ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов. ИСО/РП 10017 Руководство по применению статических методов в семействе стандартов ИСО-9000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|