Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совершенствование систем управления




 

Организация управления процессами

Процессы и системы управления. Условием совершенствования деятельности организации, фирмы является изменение систем уп­равления и контроля текущих процессов. Многие организации, фир­мы, учреждения построили организационную структуру по вертикально-функциональному принципу, предусматривающему объединение специалистов одного профиля в мощные подразделе­ния. Такая организация обеспечивает создание эффективного, здоро­вого коллектива, действующего как одно целое.

К сожалению, большинство видов деятельности требует не вер­тикальной, а горизонтальной организации работы. Распределение элементов работ, образующих единые процессы, по подразделени­ям при существующей вертикальной организационной структуре приводит к просчетам и дублированию, что отрицательно сказыва­ется на эффективности и качестве. Стратегия, обеспечивающая до­стижение максимального эффекта, ориентирующая все виды дея­тельности на конечный максимальный эффект для предприятия, представляет собой управление процессами.

Сущность управления процессом. В прошлом основное внимание уделялось управлению производственным процессом. Но эффек­тивность может обеспечиваться только за счет управления всеми видами деятельности, а также за счет функционирования организа­ции как единого целого, состоящего из нескольких процессов, а не только за счет управления процессом производства товаров, услуг, которые предлагаются потребителю.

Деятельность всех служащих и рабочих может рассматриваться как процессы, управление которыми осуществляется по аналогии управлением производственными процессами. Многие виды деятель­ности служащих, такие, как проектно-конструкторские работы, реализация продукции, кадровые вопросы, обработка данных и до­кументов, не уступают по сложности и добавленной стоимости про­изводственным процессам.

Процесс — это серия операций (видов деятельности), которые осуществляются над исходным материалом (вход процесса), увеличивают его ценность и приводят к определенному результату (выходу процес­са). Ценность исходного материала увеличивается за счет применения квалифицированного труда и знаний.

Управляющий процессом. В обязанности управляющего процес­сом входят обеспечение функционирования всего процесса во взаимосвязи со всеми организационными подразделениями, совершенствование и повышение эффективности процесса.

Большинство процессов в организациях либо не имеет управляющих, либо эти функции выполняются несколькими сотрудниками, а это тоже означает, что они не выполняются.

Первоочередной задачей управляющего процессом является четкое определение его границ с учетом первоначального ввод «поставщиком» ресурсов, необходимых для процесса, и конечного этапа, предусматривающего передачу «потребителю» результатов.

Например, процесс найма на работу начинается с осознан» необходимости принятия на работу нового сотрудника и заканчивается после того, как вновь поступивший на работу прошел первоначальные подготовку, обучение и приступил к работе. Когда границы процесса определены, можно начинать комплектовать группу по усовершенствованию процесса.

Группа по усовершенствованию процесса. Управляющий процессом несет ответственность за создание группы по усовершенствованию процесса, включающей представителей всех подразделений которые связаны с этим процессом. Каждый член группы назначается руководителем соответствующего подразделения и является его представителем в группе, которая несет ответственность за определение действий, обеспечивающих совершенствование процесса. Основными обязанностями группы являются:

1. Разработка маршрутной схемы процесса.

2. Определение участков контроля и линий обратной связи.

3. Аттестация процесса.

4. Разработка и внедрение планов совершенствования процесса

5. Подготовка отчетов о качестве результатов процесса, его эффективности и изменениях в нем.

6. Разработка и внедрение системы, действующей по принцип «точно вовремя».

Разработка маршрутной схемы процесса. Группа по усовершенствованию процесса начинает свою деятельность с разработки его маршрутной схемы. На схеме должны быть указаны все связи работника с процессом. В качестве примера можно привести пять этапе процесса найма на работу:

1. Руководитель готовит черновик приказа о приеме на работу.

2. Секретарь печатает приказ.

3. Руководитель проверяет и подписывает приказ.

4. Секретарь направляет приказ начальнику более высокого уровня на подпись.

5. Начальник более высокого уровня проверяет правильность его подготовки, уведомляет руководителя о наличии необходимой суммы для оплаты труда сотрудника, принимаемого на работу, подпи­сывает приказ.

Аналогично можно разбить на этапы и другие части процесса.

Следующей задачей группы по усовершенствованию процесса является определение процедур, необходимых для выполнения каж­дой операции. Определяется и наличие документации, устанавлива­ющей требования к подготовке и обучению персонала, выполняю­щего каждую операцию.

Гарантией правильности и точности маршрутной схемы является опытная проверка всего процесса, проводимая членами группы. Можно привести вопросы, которые члены группы должны задать на каждом участке:

1. Какой документ используется для контроля этого вида работы?

2. Какую подготовку и обучение вы прошли для выполнения этой работы?

3. Считаете ли вы, что подготовка отвечала предъявляемым требованиям?

4. Откуда к вам поступает исходный материал для данного вида работ?

5. Как вы определяете правильность выполнения операции?

6. С какими ошибками вы сталкиваетесь в исходных материалах?

7. Возникают ли у вас проблемы при выполнении этой работы?

8. Есть ли у вас предложения по совершенствованию вашей работы?

9. Что затрудняет выполнение работы?

Такой анализ позволяет группе составить перечень проблем, выявленных непосредственно на рабочих местах, разработать перечень предложений по усовершенствованию процесса, определить соот­ветствие программы обучения и подготовки кадров, а также выя­вить преимущества и недостатки процесса.

 

Статистическое регулирование процессов и системный подход

Определение точек измерения и линий обратной связи. Группа по усовершенствованию процесса должна установить возможные ис­точники ошибок и после этого распределить точки измерения ре­зультатов операций как можно ближе к источникам ошибок. Затем группа должна построить цепь обратной связи, позволяющую исполнителям исправить ошибки, допущенные в пределах их об­ласти деятельности. Такая система обеспечивает группу информаци­ей, которая позволяет руководству принимать решения о целесооб­разности вложения средств в модернизацию оборудования, обуче­ние кадров, изменения процедур, предупреждающих повторение ошибок.

В непроизводственных сферах особенно часто имеется немного точек измерения, а там, где они есть, обратная связь либо незначительна, либо отсутствует вообще. Но в наиболее эффективно действующих организациях это не так. Например, на многих авиалини­ях определяют время, затраченное на заказ авиабилетов по телефону, фиксируют число рейсов, отправляющихся с задержкой в пять минут по расписанию и прибывающих с задержкой в 15 минут. Сотрудники авиалиний занимаются решением многих других проблем связанных с удовлетворением требований пассажиров.

Количественные измерения предпочтительнее качественных, при отсутствии измерений, связанных с допущенными ошибками, необходимо полагаться на мнение потребителя.

Важно расположить точки измерения в непосредственной близо­сти от выполняемой работы. Идеальным вариантом представляется точка измерения, являющаяся частью операции. Сокращение времени обратной связи дает двойной эффект. Во-первых, сотрудник прекращает делать ошибки и, во-вторых, в уже дефектное изделие прекращается поступление дополнительных ресурсов.

Важным элементом любой системы измерений и обратной связи является система независимой проверки, что гарантирует соблюдение используемых процедур. Большинство сотрудников не хотят искажать данные, но стремление представить руководству лишь желательную информацию велико.

Группа по усовершенствованию процесса должна также убедиться в наличии необходимой документации на изделие или иной результат труда, проверить ее на соответствие требованиям потребителя, определить эффективность обратной связи с потребителем, позволяющей оценивать степень удовлетворения потребителя и узнавать; об изменениях предъявляемых им требований.

Статистическое регулирование. После определения показателей и отладки системы их измерений группа по усовершенствованию процесса должна проанализировать весь процесс с целью определения тех показателей, которые можно регулировать с помощью методов статистического контроля.

Статистический контроль процесса может потребовать коренной переориентации мышления персонала в большинстве организаций. Технические аспекты статистического контроля достаточно хоро­шо разработаны, математически обоснованы и обеспечены про­граммами для компьютеров. Приборы, используемые для измере­ния показателей процесса и выходных данных, становятся все бо­лее точными и экономичными, в результате чего в настоящее вре­мя получили широкое распространение автоматизированные сред­ства измерений и анализа данных, встроенные в технологический процесс.

Формирование системы регулирования. На первоначальном этапе деятельности необходимо стабилизировать процесс, ввести его в состояние контроля, а затем приступить к проведению мероприя­тий по его усовершенствованию. Развитие типичного процесса про­ходит четыре различных этапа: 1) процесс не находится в состоя­нии контроля; 2) процесс стабилен; 3) поэтапное усовершенство­вание процесса; 4) постоянное усовершенствование процесса.

На первом этапе задача группы по усовершенствованию процес­са состоит в выявлении истинной причины каждого случая выхода процесса за установленные пределы и контроле тех элементов, ко­торые их вызывают. Зная и контролируя эти элементы, группа начи­нает отлаживать процесс, который затем стабилизируется и перехо­дит на второй этап.

Для второго этапа характерна статистически стабильная характе­ристика процесса, однако он еще не обеспечивает результаты, удов­летворяющие требования потребителя.

На третьем этапе осуществляют совершенствование процесса. Когда процесс находится в состоянии контроля, необходимо тща­тельно проанализировать и определить первоочередные направле­ния его усовершенствования. Такой анализ должен проводиться с учетом затрат, возможностей внедрения предполагаемых мероприя­тий и предполагаемого эффекта. После этого разрабатывается план, обеспечивающий поэтапное внедрение предложений по усовер­шенствованию процесса и их оценку.

После каждого мероприятия дается время на стабилизацию процесса. Представляется весьма важ­ным проведение оценки влияния каждого мероприятия на весь про­цесс.

Четвертый этап представляет собой постоянное усовершенство­вание процесса. Даже если имеющиеся данные подтверждают, что результат процесса отвечает требованиям потребителя, не следует забывать, что требования потребителя постоянно возрастают и про­цесс должен постоянно совершенствоваться.

Системный подход. Методы системотехники основываются на том, что заданная цель — главное, средства ее достижения стоят на вто­ром месте, но тоже важны. Используя такой подход, группа по усовер­шенствованию процесса может разработать эффективную систему, обеспечивающую достижение главной цели, принимая во внима­ние цели второго уровня, которые работают на достижение главной цели. Системность подхода предполагает четыре этапа:

1. Разработка технических условий процесса. Этот документ опре­деляет цели, которым должен соответствовать процесс.

2. Анализ схемы процесса. На этом этапе анализируются все воз­можные организационные подразделения, участвующие в процес­се, а также взаимосвязи между ними с целью выработки компромиссных решений, обеспечивающих наиболее желаемое состояние всего процесса.

3. Установление каналов передачи данных. Поскольку большинство процессов включает взаимозависимые процессы, обеспечение обратной связи по схеме вниз - вверх и по горизонтали должно быть предусмотрено в подпроцессах.

4. Документация по процессу. На этом этапе разрабатывается детальная документация на все операции процесса, информационное обеспечение и вспомогательные виды деятельности. Проводятся испытания процесса с целью определения его эффективной взаимосвязи со смежными процессами.

Системный подход предусматривает охват всего процесса, а не отдельных подпроцессов.

Практика применения системотехники. Рассмотрим подход к процессу создания нового вида испытательного оборудования. Общей целью является обеспечение способности производственного процесса оценивать выпускаемую продукцию, исключая при этом возможность продолжения производства продукции неудовлетворительного качества.

Подпроцесс основного процесса — сертификация испытательного оборудования, проводимая службой обеспечения качества. Целью этого подпроцесса является обеспечение соответствия целей отдела разработки оборудования требованиям процесса и проверки испытательного оборудования на соответствие проекту.

Для проведения сертификации могут использоваться различные службы, однако две нижеприведенные являются наиболее приемлемыми:

1. Служба обеспечения качества, которая несет ответственность за все работы в области сертификации.

2. Отдел разработки испытательного оборудования, который обеспечивает реализацию конкретных работ по сертификации и представляет службе обеспечения качества план и полученные данные.

Если работы выполняются службой обеспечения качества, то будет реализована типичная программа сертификации.

Преимущества отдела разработки испытательного оборудования, если на него будет возложена часть деятельности по сертификации, состоят в том, что трудозатраты, необходимые для завершения paбот по сертификации, сократятся в 2—3 раза в силу компетентности персонала отдела. Кроме того, разработчик будет нести всю ответ­ственность за испытание оборудования.

Недостаток заключается в том, что этот процесс может не предусматривать проведения необходимого числа проверок. Однако это не имеет большого значения, поскольку служба обеспечения качества все равно проверит деятельность отдела разработки испыта­тельного оборудования, представленный им план оценки и резуль­таты оценки.

 

Аттестация процессов

Аттестация. Процесс считается аттестованным при проведении всех необходимых процедур, наличии документации, программ обу­чения и подготовки кадров, методик проведения измерений, конт­рольного и измерительного оборудования и программ обеспечения ритмичности производственного процесса, являющихся гарантией того, что процесс может производить продукцию высокого каче­ства даже в предельно напряженном рабочем режиме. При такой подготовке проектирование изделия и процесса можно считать за­вершенным.

Однако это не означает, что процесс достиг оптимального уров­ня или исключает возможность сбоев. Одним из наиболее эффек­тивных средств, обеспечивающих переход организации от ориента­ции на контроль к концепции предупреждения ошибок, является систематическая аттестация процессов.

Сложность проведения аттестации зависит от сложности самого процесса. Для получения наиболее полного представления рассмот­рим, что требуется для аттестации сложного процесса производства нового химического материала. Обычный производственный цикл процесса включает три этапа:

1. Для проверки теории или концепции в экспериментальных ла­бораториях производятся опытные образцы на сложном лаборатор­ном оборудовании.

2. Для производства опытных партий продукции и оценки ее ка­чества создается экспериментальная производственная линия.

3. Для производства продукции, предназначенной для потреби­теля, создается производственная линия, на ней производится одна или несколько пробных (установочных) партий.

План аттестации. Аттестация проводится в два этапа:

1. Сертификация производственной операции или единицы оборудования. При достижении приемлемого уровня, подтверждающего спо­собность производственной операции или оборудования произво­дить продукцию в соответствии с требованиями технической доку­ментации, они получают сертификат.

2. Аттестация предусматривает определение приемлемого качества функционирования всего процесса, включающего различные опера­ции, каждая из которых уже прошла этап сертификации. Для аттес­тации процесса необходимо сертифицировать все операции и все виды используемого оборудования. Кроме того, необходимо убедиться, что процесс позволяет производить продукцию высокого ка­чества, отвечающую требованиям потребителей

Ответственность за проведение аттестации процесса обычно возлагается на службу обеспечения качества.

Ответственность же за аттестацию процесса возлагается на группу по усовершенствованию процессов. Проверка, проводимая этой группой, может включать четыре отдельных этапа:

1. Оценивается процесс на стадии разработки. На этом этапе важно установить основные точки контроля, организовать сбор соот­ветствующей информации и изучить возможности производства.

2. Анализ экспериментального процесса, рассчитанного на опытное производство изделия и разработку технической документации. Основными целями этапа являются: а) характеристика оборудо­вания и процессов, используемых для производства продукции, подвергаемой оценке; б) обеспечение условий для оценки процесса и технических параметров продукции; в) создание базы данных для производственного процесса; г) обеспечение готов­ности процесса к переходу от опытно-конструкторских работ к регулярному производству; д) обеспечение методов оценки технологических возможностей и соблюдения графика производ­ства.

3. Проведение оценки нового процесса на предмет его соответствия требованиям потребителя и фирмы. В большинстве случаев на этом этапе проверяется производственная линия, имеющая ограниченные возможности по производству продукции, отгружаемой потребителю. После создания этой линии происходит расширение процес­са, в результате чего производство получает дополнительное оборудование и автоматизируется. На этом этапе развития выпускается достаточное количество продукции, позволяющее оценить в результате проверки возможностей процесса пределы установленных требований к оборудованию и изменения в характеристиках сырья и исходных материалов.

4. Контроль процесса и возможности серийного производства продукции, отвечающей требованиям потребителей.

Виды деятельности по аттестации. Три следующих основных вида деятельности обычно являются составной частью аттестации: 1) сертификация каждой операции процесса; 2) разработка проб­ных партий; 3) независимая проверка процесса.

Сертификация операции. Этот вид деятельности распространяется на четыре составляющие каждой операции:

1. Документация обеспечивает сотрудника необходимой информацией и ранее накопленными знаниями, с помощью которых он выпол­няет порученную ему работу. Важной представляется легкость пони­мания документации.

2. Испытательное и технологическое оборудование оказывает значительное влияние на качество и производительность труда. Сертификация оборудования позволяет определить его способность выполнять данную операцию и находиться в работоспособном состоя­нии.

3. Требования к операции. На этом этапе сертификации вспомогательные системы каждой операции оцениваются на соответствие.

4. Приемлемость получаемых результатов. Первые три составляю­щие деятельности по сертификации достигли такого уровня, что приемлемость полученных результатов может быть гарантирована на постоянной основе. Теперь проводится оценка достигнутых резуль­татов.

Пробные партии. После сертификации каждой операции следует обработка пробных партий, предусматривающая оценку эффектив­ности технологического процесса с учетом определения его непре­рывности, результативности и предела объемов выпускаемой про­дукции. Обычно в течение нескольких недель проводится экспери­мент. В течение одной из этих недель определяются производитель­ность и пропускная способность оборудования. Не менее несколь­ких партий проходят через все технологические операции.

Независимая проверка процесса. Этот этап предусматривает проведение детальной проверки. В состав группы проверки, возглавляе­мой председателем группы по усовершенствованию процесса, вхо­дят, например, представители конструкторского бюро, технологи­ческого отдела, отдела обеспечения качества продукции и отдела сбыта, не имеющие прямого отношения к процессу. Эта группа оце­нивает состояние процесса и выясняет следующее:

1. Можно ли проверить технологичность изделия и стабильность процесса?

2. Правильно ли понимается назначение процесса и есть ли на него вся необходимая документация?

3. Учтены и устранены ли в проекте проблемы, характерные для предыдущих проектов?

4. Предусматривает ли документация на новую продукцию повы­шение ее надежности и качества по сравнению с ранее производи­мой продукцией?

5. Реален ли график выполнения производственной программы и предусмотрено ли выделение средств на оборудование от всех обеспечивающих подразделений?

6. Имеются ли серьезные проблемы технического характера, препятствующие выполнению программы или применению технологий?

7. Проведены ли сертификация и аттестация в соответствии с предъявляемыми требованиями и были ли выявлены все существен­ные проблемы?

8. Эффективно ли функционирует система измерений и обратной связи?

9. Отвечает ли конечное изделие требованиям потребителей?

После проведения оценки члены группы проверки организуют, совместное заседание с группой по усовершенствованию процесса, на котором они докладывают о полученных результатах. Эти результаты документально оформляются в отчете, который готовит группа проверки. После этого группа по усовершенствованию процесса определяет корректирующие меры, обеспечивающие решение проблемы, изложенные в отчете.

Материально-техническое обеспечение по принципу «точно вовремя». При надежном функционировании статистического контроля процесса и повышении качества продукции поставщиков можно постепенно сокращать запасы материалов и комплектующих изделий и переходить на создание запасов по принципу «точно вовремя»; Преимущества этого принципа очевидны, поскольку он дает возможность сократить:

1. Входной контроль.

2. Расходы на хранение товарно-материальных запасов.

3. Размер складских помещений.

4. Время цикла движения запасов.

Применению принципа «точно вовремя» должно предшествовать решение следующих задач:

1. Время на подготовительно-заключительные операции должно быть сокращено до минимума.

2. Должна быть создана система измерения в процессе производства, обеспечивающая выявление дефектной продукции сразу же в месте входа.

3. Производственное оборудование должно быть размещено так, чтобы минимизировать путь движения запасов между производственными операциями.

4. Время на выполнение технологических операций должно обеспечивать непрерывный рабочий поток в течение всего процесса.

5. Поставщики должны поставлять комплектующие изделия высокого качества в установленные графиком сроки.

6. При поставках продукции неудовлетворительного качества c поставщиками необходимо заключать заблаговременно новые конт­ракты, устанавливающие жесткие требования по качеству и срокам поставки.

Чтобы подобная система начала действовать, группа по совершенствованию процесса должна отобрать небольшое число самых надежных комплектующих изделий, отработать систему применительно к ним и затем расширить ее по мере совершенствования про­цесса и повышения качества продукции, получаемой от доставщика. Ни одна деталь поставщика без 100%-ной надежности, подтвержденной в процессе поставки нескольких десятков партий, не может быть использована в рамках системы «точно вовремя».

 

Деятельность групп по совершенствованию процессов

Непрерывное совершенствование. Группа по усовершенствова­нию процесса координирует и контролирует решение проблем, а не определяет способы их решения. Целями заседаний групп обыч­но являются определение проблемы и назначение соответствую­щего подразделения для ее анализа и представления выводов на рассмотрение группы по совершенствованию процесса. Такая орга­низация позволяет группе работать параллельно над рядом про­блем без привлечения других сотрудников. Группа по совершенствованию процесса выявляет каждую проблему и следит за ходом ее решения.

Другим важным направлением деятельности группы по совершенствованию процесса является принятие мер, содействующих общему положительному влиянию на процесс всех изменений, предложенных для включения в него. Все предложения по включению изменений в процесс представляются на рассмотрение группы по совершенствованию процесса. Они подкрепляются соответствующими данными, обосновывающими целесообразность осуществления из­менений, которые позволят повысить качество, производительность. Это зачастую требует проведения контрольного эксперимента, обес­печивающего получение необходимых данных. Группа по совер­шенствованию процесса должна утвердить программу эксперимента, целью которого является подтверждение эффективного воздействия изменений на весь процесс.

Разработка технологии процесса. Вся деятельности групп по совершенствованию процесса предусматривает привлечение менедже­ров и ведущих специалистов из подразделений, обеспечивающих производство, к использованию технологических методов для усо­вершенствования систем, с функционированием которых связана их постоянная работа. Для этого необходимо:

1. Определить требования потребителей.

2. Определить источники входной информации и материалов и требования к ним.

3. Составить документацию на проводимые работы и их последовательность.

4. Определить методы измерений и установления обратной связи.

5. Провести аттестацию процесса.

6. Оптимизировать процесс.

Отчетность. Поскольку группа по совершенствованию процесс рассматривает серьезные и сложные проблемы, ход их решения должен фиксироваться в специальном журнале или файле. Система, предусматривающая контроль за ходом решения серьезных проблем, в которой указана фамилия лица, ответственного за проведение корректирующих воздействий, позволяет зачастую сократить продолжительность их цикла на 50%. База данных должна включать еле дующую информацию:

1. Описание проблемы, способы ее выявления.

2. Основную причину возникновения проблемы.

3. Календарный план работ.

4. Ответственных за проведение корректирующих воздействий сроки их проведения.

5. Предполагаемый эффект.

6. Реальный эффект.

7. Изменения процедур контроля.

8. Предполагаемую экономию.

9. Другие области корректирующих воздействий.

Группа по совершенствованию процесса представляет руководству отчет о степени эффективности и результативности функционирования процесса. Требования, предъявляемые к отчетности, висят от сложности процесса. Они могут быть как простыми, так чрезвычайно сложными. Можно рассмотреть процедуру отчетности на примере изделия для внешнего потребителя.

1. На всех заседаниях группы по совершенствованию процесс должны вестись протоколы.

2. Необходимо вести журнал или файл регистрации проблем.

3. Необходимо проводить короткие еженедельные заседания с участием высшего руководителя, на которых должны обсуждаться основные вопросы и мероприятия, запланированные к проведению на этой неделе.

4. Должны быть подготовлены еженедельные отчеты об объеме выпущенной продукции, позволяющие определить новые проблемы и оценить эффективность ранее проведенных корректирующих воздействий.

5. Должны быть подготовлены ежемесячные отчеты, включающие итоги обсуждения вопросов с руководством высшего звена имевшего место во время официального заседания с участием группы по усовершенствованию процесса.

6. Для документального оформления результатов деятельности группы по совершенствованию процесса необходимо пользоваться специально составленными бланками.

Отчеты по совершенствованию процесса и проведение заседа­ний позволяют сосредоточить внимание организации на первоочередных проблемах. Это означает, что основная часть заседаний и отчетов должна быть посвящена обсуждению тех вопросов, которые не решаются в запланированные сроки, и не более 25% повестки дня заседания можно выделить на обсуждение хода работ.

Составление ежемесячного отчета, представляемого руководству, является сложной задачей. Структура отчета должна быть разработа­на с учетом точки зрения руководителя. Можно предложить следую­щую структуру отчета:

1. Общая часть, а. Основные проблемы и корректирующие воздей­ствия для их решения. б. Неконтролируемые элементы процесса, тре­бующие принятия мер со стороны вышестоящего руководства. в. Сравнение общих потерь от производства продукции неудовлетво­рительного качества со средним показателем за последние месяцы.

2. Оценка качества работы заказчиком.

3. Краткая информация о производительности процесса, вклю­чая данные об общем объеме продукции и ее доле, изготовленной качественно с первого раза.

4. Графики, иллюстрирующие тенденции совершенствования процесса.

5. Оценка качества исходных материалов.

6. Потери от производства продукции неудовлетворительного ка­чества.

 

Функционирование системы обеспечения качества

Новая система организации обеспечения качества. Результатом распространения деятельности по обеспечению качества на различные подразделения является образование новой системы организации обеспечения качества, включающей четыре основных элемента:

1. Анализ надежности и ремонтопригодности.

2. Обеспечение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

3. Лаборатории проверки качества.

4. Обеспечение качества функционирования систем.

Из области деятельности службы обеспечения качества следует исключить те виды работ, которые могут быть выполнены более эффективно другими подразделениями. Высвобожденные средства следует использовать для создания новой системы организации обеспечения качества.

Анализ надежности и ремонтопригодности. Группа анализа надеж­ности и ремонтопригодности является основным связующим зве­ном с заказчиком. Главной задачей этой службы является разработ­ка системы, позволяющей прогнозировать показатели продукции и их эксплуатационные характеристики, а также определять степсу удовлетворения требований потребителя. Служба анализа надежности и ремонтопригодности несет ответственность за:

1. Прогнозирование надежности.

2. Прогнозирование ремонтопригодности и обеспечение запасными частями.

3. Представление предложений по изменению конструкции изделия и методам повышения эксплуатационной надежности.

4. Проведение опросов среди потребителей.

5. Рассмотрение претензий потребителей.

6. Представление отчетов руководству о степени удовлетворения потребителей и качества выпускаемой продукции.

Обеспечение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Группа обеспечения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг включает специалистов в области качества и инспекторов службы обеспечения качества. Основной задачей этой службы является поддержка функционирования процесса, результатом которого является удовлетворение требований потребителей в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах. Для решения задачи служба обеспечения качества несет ответственность за:

1. Проведение оценки проекта изделия на базе независимых оценок его технических характеристик в лабораторных условиях.

2. Аттестация процесса на базе проверки соответствия оборудования, документации на процесс, технологии и подготовки работников, участвующих в производстве.

3. Обеспечение взаимосвязи качества продукции, предоставляемой поставщиками и выпускаемой на предприятии.

4. Создание системы, обеспечивающей проведение контроля необходимых измерений с целью представления руководству информации о тенденциях изменения качества и необходимости проведения корректирующих воздействий в конкретных областях.

Лаборатории проверки качества выполняют вспомогательную работу в рамках обеспечения качества. Например, в промышленности обычно необходимы следующие лаборатории: контрольно-измерительная, анализа материалов, анализа причин отказов, проверки инструментов и приборов, испытания деталей и изделий.

 

Обеспечение качества функционирования систем управления

Обеспечение качества функционирования систем. Ранее организационная структура обеспечения качества претерпевала незначительные изменения, в результате которых выделялись подразделения занимающиеся оценкой деятельности других подразделений и невыполняющие самостоятельно никакой задачи. Однако деятельность по обеспечению качества функционирования систем начинает ста­вить новые задачи, выполнение которых требует решения всех про­блем организации.

Основной задачей соответствующей службы является управле­ние системами, которые контролируют весь трудовой процесс на предприятии или в организации.

Цель группы обеспечения качества функционирования систем — подтверждение того, что в организации система управления дей­ствует эффективно, а отдельные отклонения носят случайный ха­рактер и своевременно устраняются. В рамках выполнения этой зада­чи служба обеспечения качества функционирования систем несет ответственность за:

1. Наличие эффективно действующих органов управления.

2. Проведение контроля за соблюдением установленных методов управления.

3. Проведение анализа требований, регламентирующих управле­ние в организации.

4. Организацию проведения корректирующих мероприятий в соответствии с планами и выполнение решений по устранению выяв­ленных недостатков.

5. Выявление неудовлетворительных или слишком бюрократичес­ких процедур.

6. Координацию проведения самооценки и контроля качества программ, ответственность за выполнение которых возложена на руководителей низшего звена.

7. Координацию программ, обеспечивающих проведение анализа деятельности различных отделов.

8. Разработку и координацию программ обучения персонала, действующего в рамках различных систем.

9. Анализ соответствия систем и органов управления требовани­ям, установленным регулирующими ведомствами.

Характеристика эффективной системы управления. Основную ответственность за функционирование систем управления несет среднее звено руководства, функции которого позволяют ему определить эффективность системы и выявить имеющиеся недо­статки. В связи с этим на руководителей среднего звена возлага­ется ответственность за функционирование систем, действую­щих в организации. При проведении проверки в рамках обеспе­чения качества функционирования систем особое внимание обращается на:

1. Задачи, стоящие перед конкретной системой, ее производствен­ные цели и основные элементы.

2. Функционирование систем, с точки зрения способности к прогнозированию и выявлению всевозможных отклонений заблаговременно, предупреждая таким образом расходы на их устранение.

3. Наличие документации на все основные виды деятельности, включая программы обучения по системам управления.

4. Наличие точек контроля по всем основным видам деятельности, распространение управления непосредственно на выполняем производственную задачу, охват ключевых областей, включая компьютерные системы, безопасность, обучение и подготовку кадре межфункциональные связи.

5. Способность систем к соизмерению и устранению расхождений в отчетных документах.

6. Способность систем обеспечивать выполнение установление графиком сроков и представлять руководству планы проведения корректирующих воздействий в случае их несоблюдения.

7. Функционирование систем с точки зрения способности к предупреждению обмана, воровства и обеспечения конфиденциальности информации.

8. Наличие документации на систему обеспечения контроля в организации, соблюдение требований этой документации с целью установления контроля над возникающими проблемами и выявлен недостающих органов управления.

Деятельность группы обеспечения качества функционирования систем управления. Группа обеспечения качества функционирования систем управления является по своему составу немногочисленной, поскольку она не несет ответственность за всю систему на прё приятии, а только обеспечивает управление системой и оценивает степень ее эффективности. Кроме того, системы изменяются нечасто. Основными задачами службы обеспечения качества функционирования систем являются:

1. Проведение проверки системы, распространяющейся на несколько видов деятельности.

2. Проведение проверок в рамках отделов.

3. Координация программ проведения самооценки.

4. Обеспечение обучения и подготовки кадров в области управления системами.

5. Представление рекомендаций руководству по проблемам yправления системами.

Проверка системы предусматривает проведение оценки эффективности конкретного вида деятельности, связанной с достоверностью полученных данных, производственным контролем, осуществлением контроля за отбракованным материалом, процессом найма на работу, безопасностью и другими сторонами деятельности. Такая проверка распространяется на все стороны деятельности и является дорогостоящим и трудоемким процессом, однако полученные ре­зультаты имеют важное значение для успешной деятельности орга­низации.

Подобные глубокие и всесторонние анализы необходимо прово­дить часто. Это, в первую очередь, определение соответствия систе­мы цели ее существования. При этом возможно, окажется, что ка­кая-то система требует замены или просто не нужна. Проверки сис­темы имеют исключительно важное значение, поскольку с их по­мощью оценивается эффективность механизмов, от которых зави­сит успешная деятельность всей организации. Они также являются основой для проведения проверок в рамках подразделений.

Началу выполнения программы проверки предшествуют состав­ление перечня ключевых систем и определение первоочередности каждого вида деятельности в зависимости от его значимости для организации и вероятности изменений. Затем по каждой ключевой системе разрабатывается график проверки.

Успешное выполнение проверки системы зависит в значитель­ной степени от данных, которыми располагает руководство высше­го звена. Руководство должно рассматривать каждое отклонение со всей серьезностью, поскольку даже незначительные отклонения являются симптомами опасной болезни.

Проведение проверки в рамках подразделений. В большинстве организаций, фирм ежегодное проведение проверок в рамках каждого подразделения нецелесообразно. Служба обеспечения качества функционирования систем может выбрать одно конкретное подразделе­ние для проверки один раз в год. Этого вполне достаточно для опре­деления его соответствия предъявляемым требованиям. При выборе подразделения в первую очередь проверяются подразделения, в ко­торых недавно произошла смена руководства или наблюдается при­ток новых сотрудников, поскольку эти области являются потенци­ально проблемными.

При проведении проверок в рамках подразделения анализируется вся его деятельность. Рассматривается степень соблюдения подразде­лением установленных процедур и анализируются методы управле­ния на предмет их эффективного функционирования. Проверка обычно начинается с изучения основной задачи подразделения, регистрации анализа его деятельности и контрольного перечня самооценки руково­дителя. Затем проверка распространяется на всю систему управления, функционирующую в рамках подразделения. Проверяющие анализи­руют производительность, обсуждают с сотрудниками методы управ­ления и используемые процедуры, а также лично оценивают соот­ветствие деятельности отдела установленным системам. Проверяю­щие встречаются с потребителями продукции этого подразделения с целью определения ее соответствия их требованиям.

На основе такой оценки подготавливается отчет, содержащий как положительные, так и отрицательные результаты проверки, чет обсуждается с руководителем подразделения для устранения недоразумений. Затем отчет рассматривается вышестоящим руководителем, который его анализирует на предмет эффективного использования полученных результатов и разрабатывает план корректирующих воздействий, который представляется высшему руководителю и службе обеспечения качества функционирования систем.

Координация программ проведения самооценки. Группа обеспечения качества функционирования систем координирует выполнение программ проведения самоаттестации. Специалисты этой служб проверяют и утверждают контрольный перечень вопросов самооценки, поскольку они могут без труда определить отсутствующие методы управления и дать беспристрастное заключение по применяем критериям. Они составляют перечень отклонений, который позволяет им выяснить хронические проблемы и определить необходимые корректирующие мероприятия.

Обеспечение обучения и подготовки кадров в области систем управления. Группа обеспечения качества функционирования систем управления разрабатывает с участием руководства программы обучения и подготовки кадров. Такие программы рассчитаны на понимание руководителями и сотрудниками не только важности используемых систем, но и необходимости соблюдения предъявляемых ил требований. Особое внимание обращается на возможность устаревания систем и появления неудобств, связанных с их функционированием. В таких случаях система подлежит замене.

 

Глава 8.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных