Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-политические концепции в европейской философии 17-18 вв.




В понимании общ-ва становится влиятельным атропологизм (представление о первичности индивида по отношению к социуму: люди объединяются в общество, чтобы реализовать свои индивидуальные стремления).

Естественное индивидуальное право человека – пр-пы общения между людьми, определяемые человеческой природой. В этом праве все равны. Нарушение его препятствует осуществлению человеч. природы, лишает индивида возможности жить по-человечески. Естественные права (неотъемлемые) – прирожденные права на свободу, равенство, собственность, счастье и т.п.

Данные идеи включаются в концепции общественного договора, к-е создают Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они различают естественное состояние жизни людей и обществ., возникающее в результате общественного договора. Под договором имеется в виду не конкретное историческое событие, а теоретич. реконструкция постепенно сложившихся общепринятых отнош-й.

Родоначальник к. естеств. права и обществ. договора – Гуго Гроций (голландс. ф-ф и гос. деятель). Гроций: возникн-е общ-ва, организованного под началом гос-ва объясняется природой человека, в к-й заложено стремление к самосохр-ю и разумному, мирному общению (чел. – сущ-во разумное и общественное). Чтобы гарантировать естеств. права, учреждают государство и гражданское право – нормы, закрепляющие естеств. права и получающие гос. поддержку.

Т. Гоббс, «Левиафан»: по природе человек существо разумное, деятельное, эгоистичное, стремящееся к самосохранению и захвату как можно > благ для себя («естеств. право на все»). В естественном состоянии человек человеку волк. Состояние «войны всех против всех» противоречит праву на жизнь, поэтому люди, как разумные существа, решают отказаться от «естеств. права на все» и заключить обществ. договор (ради чего создают язык). Часть естеств. права отчуждается в пользу монарха или группы людей, представляющих волю всех. Суверенно только правительство, а человек во всем должен быть подчинен.

Дж. Локк: естеств. права человека неотчуждаемы. В естеств. состоянии эти права не защищены, поэтому люди и заключают обществ. договор и и переходят в обществ. (гражданск.) состояние. При этом передают государству право наказывать за нанесенный ущерб. Назначение госудраства – охрана жизни, свободы, собственности граждан.

Ж-Ж Руссо: гл. ценности, естеств. права – равенство и свобода; в естеств. состоянии люди независимы и равны, живут в согласии с природой. Увеличение населения вынуждает к конкуренции и сплочению, ведет к росту потребностей, частной собст-ти, появлению экономич. нерав-ва, б-бы между богатыми и бедными и установлению гос-ва. Оно возникает в рез. обществ. договора в целях обеспечения мира. Он неустойчив, пока есть нерав-во, ведущее к деспотии. Нужно заключить новый обществ. договор на пр-пах равенства, свободы и «народного суверенитета». Народ в таком обществе осуществляет власть в форме прямой демократии, имущественного неравенства нет.

51. Философия Просвещения: основные особенности, проблематика, представители.

Ф. Просвещения – ф. Европы и США XVIII – сер. XIX в. Франция: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри; Англия: Дж. Локк, Шефтсбери; Германия: Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гредер, Гёте; Россия: Новиков, Радищев; США: Франклин, Пейн.

Осн. черты Ф. Просвещения: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм.

Высшей ценностью считается прогресс, который понимается как историческое совершенствование человеч. рода на основе расширяющегося применения разума.

Ф-фы приходят к выводу, что важнейшее воздействие на состояние общ-ва оказывает общественное мнение (Вольтер, Гольдбах).

Главные препятствия на пути прогресса – невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления, прежде всего церковь. Вольтер: уничтожить власть церкви над общ-вом, «раздавить гадину». Перестроить обществ. отнош-я в соотв. с требованиями разума – одна из задач Просвещения.

Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид – носитель прогресса, духа развивающегося общества. Опора на собств. просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант: Просвещение – эпоха совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком («Дерзай быть мудрым).

Видя св. гл. роль в распространении света разума, ф-фы пишут худ-философск. произведения, словари, энциклопедии (напр., Фр. энциклопедия наук, искусств и ремесел Дидро и Д‘Аламбера).

Прогресс становится альтернативой богу как ценностному абсолюту. Правда, большинство ф-в-просветителей признает бога в каче-ве абсолютного начала и высшего источника прогресса (Локк, Вольтер, Лейбниц, Радищев), обычно с позиций деизма. Но во 2-й пол. XVIII в. растет число ф-в, отказывающихся от идеи бога. Для них ценность развивающегося человечества самодостаточна.

Ф. Просвещения утверждает историзм и исторический оптимизм: разум - благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, всеобщ. счастью. Будущее одинаково для всего человеч-ва, т.к. принципы разума едины для всех.

Идею разв-я применяют к природе, формируется эволюционизм. Существенно укрепляются позиции материализма, ориентированного на достижения естествознания (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

Идеал человека – просветитель-философ, т.ж. просвещенный монарх или простой, но просвещенный человек, развивающий с помощью разума свои природные силы. Свободная, деятельная, общественно активная, культурно совершенствующаяся личность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных