Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления и школы в русской философии 19-нач. 20 вв.




Вопрос о месте и роли Ф. Задача формирования нац. самосознания; «философ. пробуждение» (2-я четв. 19 века).

П. Я. Чаадаев: Вопр. о месте и пути России, ее судьбе (проблем пошла от войны 1812 – почему они живут хорошо, а мы плохо). «Философическое письмо»: оценка состояния России как отсталость, причины – византийский тип христ-ва, пути решения – догнать, учесть ошибки Запада; Россия будет впереди, «преимущество отсталости» → выход к проблемам мировой истории при решении проблем России.

Славянофилы: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин. Отрицали отсталость России, у кот. свой самобытный дух. путь; православие как духовное слово, верующий народ, община, нет больших соц. конфликтов (ср. Европа); разрушительная роль рационализма; «соборность» (Хомяков) как духовное единство с опорой на общинность народной жизни и любовь; соборный разум как совокупность индивидуальных мышлений для постижения разумной цельности сущего. Историософия: Хомяков «Семирамида» /от Гоголя/ → по 2 действующим силам в истории: иранство (ориентация на свободу; Др. Греция, Россия) и кушитство (ориентация на необх-ть; Др. Рим). Государство как «внешняя форма» соц. орг-ции, «неорганичный» элемент. Поздние славянофилы: Данилевский – «Россия и Запад»: теория локальных культурно-исторических типов (10), нет единой историч. линии развития; ниаб. перспективы у России. Леонтьев К. Н. (1831 – 1891) – Общество как организм (рождение-развитие-смерть); 2-й период как соц. неравенство, появление элиты, 3-й период как стремление ко всеобщему равенству, расцвет техники и умирание искусства; появление массового человека. Нет прогресса, а лишь «процесс развития». Проект объединения Европы в политико-экономич. федерацию. Пессимистически-эсхатологическое мировоззрение с некоторыми перспективами на будущее; славянства не сущ-т, а у России есть прочные визант. основы, нужно укреплять власть, народ любит подчиняться самодержавной власти, укрепить православие, самодержавие и нравств-ть; при надобности заставлять.

Западники: Белинский, Чернышевский, Герцен, Огарев. «Догнать и перегнать Запад» и т. п. Герцен → русский/общинный социализм (основа – община как переход от феодализма к социализму без капитализма).

Почвенничество: Ап. Григорьев, Страхов, Достоевский. Опора на «почву»; романтическо-утопический взгляд. Вернуться к народу, его правде и дух. силам, он живет идеями православия и всебратского единения в христ. любви (русский социализм – Достоевский).

Народничество: Идеалы справедливости и нравственности + прогресс (автономная всесторонне развитая личность) + цена прогресса и историч. вина; принцип этического субъективизма. 1) хождение в народ (просветительские цели); 2) революционное Н. (Каракозов и т. п.); 3) легальное Н. (Михайловский, Лавров, Ткачев).

Марксизм: Плеханов – социал-демократическая партия – Ленин – большевики

Соловьев Вл. С. (1853 – 1900): «Основал» школу русской религиозной философии, философ-ние в вере. Учение о Всеединстве Бытия; единство Бога, природы и человека. Осуществление сущности чел-ка как «живого всеединства» свершилось в Христе, но люди не овладели этой высшей силой. В. как центр. онтологический пр-п, смысл всего сущего раскрывается только через их причастность Божественному. Познание зависит от структуры бытия, акт познания как развертывание идеи воссоединения бытия. Смысл предмета - его внутр. связь со всеобщей историей. Только человек как единственное сущее в этом мире, непосредственно причастное Абсолюту, может любовно содействовать раскрытию божеств. потенций мира и утверждать идеал будущего. Теургия – мистическое восхождение к Первоединому. Универсальный синтез науки, философии, религии (меньше отвлеченных начал и научности, но единство через мышление, интуицию и мистическое знание). Акт творения – пр-сс мистического соединения «лучезарного небесного существа Софии» с материей. Эротическая магия – преодоление в единичной человеч. телесности односторонностей муж. и жен., путь к «воскрешению природы для вечной жизни» и восстановление истинной цельности человека. Религиозно-метафизическая концепция истории: магия любви и эстетич. переживания - теургический механизм, приводящий весь мир к Всеединству и Богочеловечеству. Идея вселенской культуры, теократическая госуд-сть. Русская идея – сущ-ние России в мировой истории, каково ее место и ее слово, русс. самоощущение, что думает о Росси Бог. Задача – собирание христ. общества в живое «всечеловеческое» единство, христ. гос-во. «Повесть об Антихристе»: совр. зло все больше становится похоже на добро, маскируется; не во имя Бога, а ради самого себя (зло под личиной добра) → предчувствие будущих проблем.

Сборник «Вехи» (1909, Струве, Бердяев, Сергей Булгаков, Франк) – отошли от марксизма;

Бердяев Н. А. (1874 – 1946): Ф. свободы и творчества экзистенционального типа, т. е. обсуждает проблемы конечных перспектив человека в пределах этого мира. «Ф. свободы», «Смысл творчества», «Смысл истории». Достижение счастья с помощью политич. б-бы или развития науки и техники – иллюзия. Важна проблема собств. сущ-я человека, поиск смысла в → антроподицея (оправдание временного присутствия человека в мире). Центр. задача – совершенствование человека. Свобода не сотворена Богом, принадлежит Ничто, из кот. сотворен мир и кот. не зависит от Творца; она предвечна миру, как и Бог → снятие проблемы теодицеи, вся ответственность на человеке, а не на Боге. Свобода - чистая возможность, кот. в момент совершения поступка становится реальностью добра или зла. 2 пути чел-ва: смерть личности или воскрешение чел-ва, Богочеловечество - новая разновидность человеч. рода. Б. – предельный символ человеч. возможностей, образ-мечта, стремление к «истине-смыслу» собств. сущ-я и свободе; способ выхода за рамки объективного мира, обретение знания о «лжи» повседневной жизни. Истина – победа над вещностью мира объектов и раскрытие в них дух. смыслов, источник кот. – человек. Главное – «зазор» между ноуменом (вещью в себе) и феноменом (вещью для нас) как «порядок свободы» (Existenz). Пост. прорыв к истине, добру, красоте и есть становление Богочеловечества как цели сущ-ния земного мира.

Семен Франк (1877 – 1950): Познание: знание эмпирическое и рациональное + интуиция = живое знание предмета и его цельности; Познаваемы мир со всех сторон окружен бездной «непостижимого» как бесконечности мира и человеч. души, разум постоянно разгадывает эти тайны.

В. В. Розанов (1856 – 1919): Русский Ницше. Возврат истории к «почве» (близость к творческой силе мира – к полу, семье, рождению новой жизни как источникам творч. вдохновения, духовного здоровья и историч. мощи народа) «смысл жизни – не в Вечном, но – в Мгновениях, из которых оно, это Вечное, складывается». В совр. мире (19 в.) «техническая душа» с «механизмом творчества» и без вдохновения стали. Необходимы деполитизация и деидеологизация всех форм чел. жизни. поиск «светлой религии» → язычество.

Русский космизм: мировосприятие, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной, «всего со всем». С сер. 19 века. Объединяло ощущение глубинной причастности человека космическому бытию, поиски целостной картины мира, основанной на понимании органического единства микрокосма (человека) и макрокосма, мирового целого. Снять отрыв человека от природы; забота о Земле, биосфере, мироздании; мечта преодолеть смерть.

1) поэтически-художественный (Одоевский, Тютчев, Фет, Скрябин, Н. Рерих, А. Белый, Хлебников, Маяковский, Сухово-Кобылин);

2) религиозно-философский – Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, С. Трубецкой, П. Флоренский, отчасти Бердяев);

Федоров – регуляция природы, выход в космос для его освоения, преображения и обретения бессмертного статуса собственного бытия в полном составе прежде живших поколений (ф. общего дела при помощи Бога).

Соловьев – достиж-е состояния богочеловечества в пр-ссе «превозможения» чел-вом его духовно-телесной природы и стяжания бессмертного, преображенного Божественного бытия.

3) теософско-антропологический (Блаватская, Рерихи);

4) естественнонаучный (Менделеев, Сеченов, Вернадский, Циолковский, Чижевский); биосфера, ноосфера

Циолковский – полное преобразование Земли для обеспечения потребностей чел-ва, освоение околоземного пространства, колонизация др. планет и дальнего космоса, распространение «ударной волны разума» по неживой материи, преобразование биологического вида homo sapiens и возникновение расы высокоорганизов. разумных существ, приспособленных к жизни в открытом космосе.

Вернадский – с человеком эволюция переходит на уровень психического, духовного; эволюция биосферы в ноосферу как состояние планеты, при кот. человеч. разум и напрвляемая им деят-ть представляют собой новую «мощную геологич. силу»; заселение человеком всей планеты, преобразование средств связи и обмена между странами, «геологическая роль человека», выход в космос, новые источники энергии, равенство людей всех религий и рас, свобода научного поиска, разумное преобразование природы, исключение войн.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных