Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И.Кант и его учение. Кантианство.




Иммануил Кант (1724-1804) – нем. философ, основа­тель школы нем. классич. идеализма. Гл. произв-я Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант создал фил. систему, именуемую критическая философия или трансцендентальный идеализм.

Центр. задача Канта – нахождение всеобщих и необх. оснований человеч. познания и гум. ценностей, прежде всего, свободы личности. Кант: гл. вопрос Ф. антропологический – Что такое челвоек? →1. Что я могу знать? (гносеологический). 2. Что я должен делать? (моральный). 3. На что я смею надеяться? религиозный).

Кант критикует предшеств. метафизику, опиравшуюся на умозрительное постижение вечных и неизменных благих первосущностей. ←Их объективное су­ществование теоретич. недоказуемо; идеи прежн. метафизики - Бога, бессмертия души, свободы - от­носятся не к обл. сущего, а должного. Им придается ста­тус регулятивных идей, высших целей. Кант развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось на вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

В докритический п-д (до нач. 70-х гг.) Ф. Канта разв. под влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомневается, что порядок и связь идеи соответствуют порядку и свя­зи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу о возникн. Солнечной системы, а возможно, и Вселенной естеств. путем из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс. Намечает идеи гене­алогич. классиф-и животных, естеств. истории человеч. рас.

В критический период (с нач. 70-х гг. о конца жизни) Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души.

В рез. размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных 1-начал к человеч. субъекту. (Коперник: в движении нах. не звезды, а наблюдатель →Кант: не субъект вращается вокруг объекта, а наоборот). Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его предмет существует как непознаваемая «вещь в себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необх. формах.

След. отл. феномены от ноуменов - умопостигаемых предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить.

Всеобщее и необходимое знание не может вытекать из опыта, быть а posteriori (последующим по отношению к опы­ту), оно должно быть доопытным, а priori.

Кант наз. св. Ф. трансцендентальной (от лат. transcendere – переходить), т.к. исследует переход данных опыта в образуемую наш. сознанием систему, в рез. чего сущ. всеобщее и необх. знание.

Кант исп. и т-н трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознавае­мо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо. Чел. как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъ­ектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное - трансцендентальное единство самосознания - сознание «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я.

Чис­тая математика возможна, поскольку основана на априорных формах чувственности – простр-ве и вр.

Рассу­док - способность к понятиям и суждениям - основа теор. естествознания.

Априорные понятия рассудка образуют систему из 4 групп: качество - реальность, отрицание, ограничение; количество - единство (единица меры), множество (величина), цельность, совокупность (целое); отношение - субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие; модальность - возможность и не­возможность, действительность и недействительность, необхо­димость и случайность.

Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Научное ес­тествознание возможно, так как в основе всех суждений естеств. наук лежат всеобщие и необходимые априорные законы: 1. Закон сохранения субстанции. 2. З-н причинности. 3. З-н взаимодействия субстанций.

Но возможна ли метафизика как наука? Кант рассмат­ривает три идеи, центральные для традиционной метафизики: души; мира; Бога. Эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рациональ­но доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия. Бог, мир, душа - в качестве безусловного целого мыслимы, умопостигаемы - ноуменальны и рационально не верифицируемы. Метафизика как теор. наука возможна только в качестве критики чистого разума. Научное знание о предмете идей чистого разума невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному движению к совершенствованию, достижению полного знания. Идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необх. для утверждения безусловного достоинства личности, её свободы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они - предмет.

Исходная реальность для Канта - всеобщие и необходимые формы сознания субъекта. Ведущая ценность сферы чувства удовольствия и неудовольствия - красота, эта область пересече­ния феноменального и ноуменального миров - предмет эстетики Канта. Ведущая ценность сферы способности желания - добро, эта область ноу­менов - предмет этики и онтологии Канта.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных