Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решите лингвистическую задачу




Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа. – Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван . – Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум. – Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения: Кот видит коричневую корову.

Ключ

Хатул роэ хапара хум / Лаван роэ тик хапара

1.4. От следующих географических названий образуйте нарицательные существительные со значением – «житель данной местности»

1) Архангельск – 2) Одесса – 3) Кострома – 4) Киев – 5) Пинск – 6) Курск –

Ключ

Архангелогородец, одессит, костромич, киевлянин, пинчук, курянин.

1.5. Расставьте ударения в данных словах: апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить, эксперт, силос

Ключ

апострОф, досУг, квартАл, колОсс, облегчИть, экспЕрт, чЕрпать, шофЁр

Заполните таблицу

Мотивы, образы Автор Произведение
мотив сожжённых писем А. Пушкин «Сожжённое письмо» – Н. Некрасов «Горящие письма»
мотив дороги Н. Гоголь «Мёртвые души» – Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» – Н. Лесков «Очарованный странник»
мотив сна сон Обломова в романе И. Гончарова – сон Раскольникова в романе Ф. Достоевского
мотив возвращения Притча о блудном сыне – А. Пушкин «Станционный смотритель»
образ Петербурга произведения Н. Гоголя, А. Пушкина, Ф. Достоевского, И. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой
образы-символы метели, бурана А. Пушкин «Капитанская дочка», «Метель», «Бесы»
образы-символы грозы Н. Островский «Гроза» – Б. Пастернак «Доктор Живаго»
образы-символы дома А. Чехов «Вишнёвый сад» – Б. Пастернак «Доктор Живаго»
образы-символы заезженной клячи Н. Некрасов «О погоде» – Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

2-й уровень

2.1. Выполните комплексный анализ текста

Вячеслав Теркулов   Стихи живут в молве и недомолвках, В тетрадях гимназисток и повес, В чужих домах, в трущобах, новостройках, В извечном ожидании чудес… Никто не помнит, ничего не помнит… Никто не знает, кто их написал, Кто жег свечу, усталый, беспокойный, И воск причудливо расчерчивал шандал. Кто жил в словах, написанных случайно, Кто мучился, и рифмовал, страдал… Безвестие, и забытьё, и тайна… Неважно все… суббота… карнавал… Ответы. 1. Жизнь стихов. Размышления автора о жизни стихов и бесконечной любви к ним «гимназисток и повес»; порой трудно вспомнить автора, но строчки живут. 2. Карнавал случайных строчек. Почему это стихотворение можно так назвать? На мой взгляд, последняя строфа, в которой много недомолвок, многоточий как раз и проясняет картину. Поэт, создавая стихи, мучается и страдает. Порой он бывает забыт, остаётся безвестным. Не всегда можно разгадать тайну его мыслей и чувств. Но в карнавале строк можно найти что-то близкое каждому, кто соприкоснётся с этими строками. И каждый поймёт их по-своему. 3. Приём олицетворения: стихи живут, воск расчерчивал. Звукопись: жёг, свечу, воск, расчерчивал, шандал – сочетание определённых согласных звуков создаёт ощущение горящей свечи и плавящегося воска. Анафора: никто не помнит, Ничего не помнит… ……………………. Кто жил… Кто мучился… 4. Лирическое размышление. 5. Шандал – (от араб. Sam – свеча и перс. – dan – вместилище) – это устаревшее слово, обозначает подсвечник. Интересно сочетание слов молва и недомолвки (молва – слухи, толки, общественное мнение, недомолвки – неполное высказывание, умалчивание чего-либо). Повеса – человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, живущий в безделье. 6. В стихотворении употребляются отрицательные местоимения «никто», «ничто» и относительное местоимение «кто». Эти местоимения вносят в стихотворение понимание невозможности узнать всю тайну ожидания чуда, тайну мира, жизни и т.д. 7. В стихотворении в основном простые предложения, осложнённые однородными членами и обособленными определениями. В первой строфе однородные дополнения соединены союзом «и» (в молве и недомолвках, гимнасток и повес), перечисление (в домах, в трущобах, новостройках). Во второй строфе – повторяющиеся и однородные сказуемые (не помнит, не помнит, не знает). Обособленные определения (усталый, беспокойный). В третьей строфе – обособленные определения, выраженные причастным оборотом (написанных случайно), однородные сказуемые (мучился, рифмовал, страдал). Назывные предложения (безвестие, забытьё, тайна, суббота, карнавал) 8.В последней строфе назывные предложения как бы прерываются, есть какая-то недосказанность. За многоточиями скрыта недомолвка, т.е. умолчание чего-то существенного. 9. Росчерки дождя в свете фонаря на фоне светящихся окон большого города. За этими окнами разные люди, разное отношение и восприятие стихотворных строчек. А строчки эти просматриваются в карнавальном вихре дождевых стрел, выхваченных фонарным светом. 10. Авторская идея воплощена в ключевых словах. Это извечное ожидание чуда, воск расчерчивает шандал, тайна и карнавал. · ШАНДАЛ — (от фр. chandelier). Подсвечник. · шандал — см. подсвечник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. шандал сущ. • подсвечник • кандел … Словарь синонимов · шандал — См. этикет В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов · шандал — Древнерус. Заимств. из тюрк. яз., где шамдан < перс. šamdan, сложения šam «свеча» и dan «вместилище». Первоначальное шамдан (ср. др. рус. шандан, шандам, шандал) > шандал в результате диссимиляции мд > нд и н н в н л … Этимологический словарь русского языка · Шандал — м. устар. Подсвечник. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой  

2.2. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева «Хоть я и свил гнездо в долине…» и картину И. Левитана «Над вечным покоем». Запишите свои размышления в 5-7 предложениях

Материалы для формулирования ответа

Стихотворение Тютчева вызывает ощущение, что находишься высоко над землёй и смотришь на простор, расстилающийся у твоих ног. Видно далеко-далеко, и чувствуешь, что не чужд ничему небесному и хочется оттолкнуть «всё удушливо-земное», чтобы улететь ввысь и парить над землёй, как птица.

Но не следует забывать, что лирический герой «свил гнездо в долине», он может «по целым часам» смотреть на «недоступные громады», потому что является лишь частичкой того, что его окружает.

В стихотворении Тютчева мысленно возникает вертикаль земля – небо: взгляд лирического героя невольно обращается вверх, туда, где «проходит незаметно небесных ангелов нога».

На картине Левитана, наоборот, взгляд устремлён сверху вниз, возникает вертикаль небо – земля. Преобладание неба и воды делает картину необитаемой, природу равнодушной, в ней нет места человеку. Природа выглядит как величавое, но чуждое человеку зрелище.

Читая стихотворение Тютчева, чувствуешь себя одним целым с природой, а когда смотришь на картину Левитана – частицей огромного мира и ощущаешь свою ничтожность перед ним.

Батуева Евгения, 10 класс

3-й уровень. Творческое задание

3.1. Напишите небольшое эссе (0,75-1,0 стр.) на одну из тем:Дом как важнейшая ценность бытия ИЛИ "Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению..." (Бэкон Ф.)

 

Дом и семья как важнейшие ценности бытия

Русская литература второй половины XIX века представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейство и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

“Рождённые в года глухие пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” ,— так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

 

Из Интернет-изданий

Книги — корабли мысли…

Жизненная позиция, характер, нравственность человека, его отношение к людям во многом зависят от того, какое у него мировоззрение. Еще в детстве, когда оно формируется, ему по­могают учителя, родители, оказывает свое влияние искусство, но главной силой была и всегда будет книга. Передовой опыт многих поколений, он ответит на все волну­ющие тебя вопросы, с ним ты, как с самым близким и дорогим другом, чувствуешь себя свободно и тепло. Вот берешь сборник стихов А.С. Пушкина… Непонятое до сих пор волнение охватывает тебя. Ведь это самое чудесное творение человеческого ума! Листая страницу за страницей, мы оказываемся в мире прекрасного, познаем жизнь далеких времен, нашу современность и открываем для себя но­вые горизонты. Как сложны человеческие отношения! И кто, как ни книга, опыт многих поколений, поможет тебе разобрать­ся в них. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты! Какие прекрасные строки! Они бессмертны и всегда будут для людей символом чистоты и красоты! Но книга не только учит красоте, искусству, помогает разобраться в людях, она всегда шла в ногу с веком, с прогрессом, являлась отображением борьбы за лучшее будущее. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье… Такие слова не только восхищают силой и мужеством наших предков, но и воодушевляют на новую борьбу, на новые подвиги. Да и в суровые годы войны книга была вторым мощным и побеждающим оружием, поднимала дух воинов, являлась венцом их силы и стойкости. Книги содержат многовековой опыт человечества, все лучшее, что создано его гением. Они возвышают человека, обогащая его ум и сердце, расширяя кругозор, наполняя его душу любовью и сочувствием к людям. А лучшего учителя просто не найти. Она научит всему и поможет определить правильную дорогу в жизни. Да, действительно, книга — лучший друг и советчик. Всю свою жизнь я буду благодарен за помощь, которую книга оказывала в детстве и оказывает сейчас. Книга — главное богатство дома. Я всегда помню слова великого русского писателя М. Горького: «Любите книгу — источник знаний, только знание — спасение, только знание поможет сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд». Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.

 

Из Интернет-изданий


 

Класс

1-й уровень




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных