Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определите род существительных




Мозоль, фламинго, маэстро, турне, салями, кафе, тюль, иваси

Ключ

мозоль – ж.р., фламинго – м.р., маэстро – м.р., турне – ср.р., салями – ж.р., кафе – ср.р., тюль – м.р., иваси – ж.р.

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

2.1. Дайте ответ на вопрос. Как вы думаете, лекциям по каким темам из университетского курса «Введение в литературоведение» один автор дал следующие названия?

1 ) «О, Вы!», «Увы…» и «Ах…»;

2) «Литературное "всё"»;

3) «Бежит или тянется»;

4) «Тексты в клетке»?

Примерный ответ

Профессор И. Н. Сухих дал эти названия следующим разделам курса «Введение в литературоведение»:

«О, Вы!», «Увы…» и «Ах…» — «Лирические жанры» («О, Вы!» — ода, «Увы…» — элегия, «Ах…» — мадригал).

«Литературное "всё"» — «Роман» (как супержанр, поглощающий и переваривающий все остальные жанры) [допустим ответ «Пушкин – это наше всё»].

«Бежит или тянется» — «Время в художественном тексте» (в зависимости от особенностей хронотопа художественное время может вести себя по-разному).

«Тексты в клетке» — «Литературные роды и жанры» (аллюзия на известное произведение С.Я. Маршака, при этом под «клеткой» здесь понимается классификационная ячейка) [допустим ответ «Классицизм», «Жанровые каноны»].

2.2. Выполните сравнительный анализ стихотворений, заполнив таблицу.

А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» Жанр Жанр М. Цветаева «Имя твое — птица в руке…»
Посвящение, но на первом месте – сама лирическая героиня. Ситуация очень домашняя, интимная. Адресату непосредственно посвящены лишь три строки. М олитва-слава, заклинание, а формально – это послание. Цветаева славит имя Блока, как имя Бога.
Каково состояние лирической героини? Как создаётся образ Блока?
Перед нами взгляд на мир человека, все чувства которого напряжены. Через игру звучанием фамилии, через блоковские мотивы.
Есть ли прямое лексическое выражение чувства? Есть ли прямое лексическое выражение чувства?
Нет, о нём сказано намёком. Чувство передаётся иносказательно.
Какова интонация в конце стихотворения? Ритмико-интонационные особенности текста.
Спокойный и свободный тон «беседы», вероятно, о поэзии Нет ахматовской затаённости, сдержанности; безудержный поток образов, взвихренность мысли, смелость в слове.
Главный предмет изображения Главный предмет изображения
Поэт, поэзия, которая преодолевает житейский «сор», рождая гармонию Имя поэта. Восхищение талантом поэта. Прославление его.

Материалы для формулирования ответа

  1. «Я пришла к поэту в гости…»

Композиция стихотворения заявляется как местоименная. В начальной и тем самым сильной позиции оказывается местоимение "Я". "Я" обнаруживает себя так очевидно не потому, что лирическая героиня Ахматовой хочет подчеркнуть свою значимость, скорее она убеждена и хочет убедить своего читателя в важности происходящего здесь и сейчас.

На морфологическом уровне "Я" подтверждается два раза: "меня" /"Как хозяин молчаливый/ Ясно смотрит на меня!"/; "мне" / "Мне же лучше, осторожной, / В них и вовсе не глядеть"/. Употребление личного местоимения в двух разных формах позволяет сопоставить два разных состояния героини: безотчетное движение навстречу чувству перепроверяется попыткой увидеть это чувство со стороны. "Я" реализуется три раза, всего один раз - "он" / "У него глаза такие…"/, чем подчеркивается Его единственность. Отсюда возникает одна из основных смысловых формул текста "я -он". Спрятанная внутрь стихотворения и являющаяся действительно "внутренней", личной, она сталкивается с двумя другими: "я - хозяин"; "я поэт". Стихотворение строится так, что первые три строфы заявляют и реализуют названные формулы, а последняя, с одной стороны, отказывается от них, с другой - объединяет их выражением: " Но запомнится беседа.."

На фонетическом уровне наиболее очевидно проявляет себя тема поэта через последовательное повторение звука "о". "Я", заявленное через повторяющееся "а", звучит значительно реже.

На лексическом уровне тема стихотворения реализуется прежде всего через повторы. Два раза повторяются слова "полдень" и "воскресенье", казалось бы, оба раза в одном и том же значении. Однако, в первом случае "полдень" употребляется во временном значении, во втором - в характерологическом. "Воскресенье" в первой строфе - день недели, в последней значение этого слова связывается с представлениями о Воскресении. Значительность происходящего при этом осознается в условиях пространственной и временной масштабности: "…У морских ворот Невы". Рождается новая формула - "поэт - поэт". По-прежнему значимой остается в последней строфе и формула "я - он", она возвращается благодаря лексическому повтору "запомнить - запомнится": "запомнить глаза" - "запомнится беседа". "Лексическое поле" поэта накладывается на "лексическое поле" хозяина: "в гости", "хозяин", "дом". Все формулы сливаются в одну: " я, поэт, гостья - он, поэт, хозяин".

На синтаксическом уровне выделенной оказывается последняя строфа - она противопоставляется всем остальным строфам. Особенно значимой становится первая строка "Но запомнится беседа…"В данном случае "беседа" противопоставляется "его глазам" - отдается предпочтение слову поэта. Т. о., первая строка последней строфы выполняет и объединяющую, и противопоставительную функции, и функцию возврата. Кроме того, последняя строфа оформляется в качестве отдельного предложения и тем самым звучит как вывод.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который как бы пересекает, рассеивает ту грусть, которой оно наполнено. В стихотворении нет как таковой рифмы, но остается впечатление, что рифма присутствует и выполняет все свои основные функции. Это происходит за счет обильного использования аллитераций и ассонансов, которые, распространяясь по всему стихотворению, опять сближают найденные темы и мотивы. Стихотворение написано с использованием женских окончаний и лишь последнее окончание - мужское, твердое. Считается, что короткая концовочная строка дает ощущение завершенности сказанного.

Если проследить, совпадают ли словоразделы / границы между словами / c границами стоп, то окажется, что большая часть слов будет "разведена" по разным стопам: "/Я при/шла к по/ эту в гости/". Но выделится группа слов, которые останутся целыми, неделимыми: "гости", "ровно", "полдень", "воскресенье", "тихо", "солнце", "сизым", "дымом", "молчаливый", "ясно смотрит", "каждый должен", "лучше", "осторожной", "вовсе", "дымный полдень", "воскресенье в доме сером". Интересно, что ритмом в большей мере заявляется тема чувства и дома.

Сопоставление первой и последней строфы приводит к осознанию их параллельности.

В качестве основных средств языковой выразительности поэт выбирает эпитеты, граничащие с метафорой, желая придать тексту большую определительность.

Основными темами стихотворения становятся темы чувства, дома, поэта. Автору дороги все эти темы, но все же ведущей оказывается тема поэта, что подтверждается оформлением сильных позиций текста.

2. «Имя твоё – птица в руке…»

Блок и Цветаева... В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности обоих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность. Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля. Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в них сочетаются с надгробным плачем, звучит предельно искренняя исповедь. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для её Блок - "два белых крыла", ангел, Божий праведник. Блок - это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и невещественное. Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему. Во всех стихах цикла, написанных с 1916 по 1921 г. мы чувствуем горечь утраты и надежду на воскрешение. Заглавным в цикле является стихотворение "Имя твоё - птица в руке...". Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но все равно мы безошибочно определяем, о ком идет речь. Стихотворение состоит из 3 строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова "Блок", каждая строчка значима в формировании образа Блока. "Имя твоё - птица в руке" - в слове "блок" всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони – улетит и нет её. Вторит этому и строчка "одно единственное движенье губ". Произнести слово - улетает оно, не вернуть. для Цветаевой важен каждый звук имени блока. Когда произносим "л", возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так появилась строка "имя твоё - льдинка на языке". Льдинка - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души.

Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово "блок" впитывает все звуки, все краски, так умело нанесенные на холст стиха художником. Он и "мячик, пойманный на лету", и "камень, кинутый в тихий пруд". Так и хочется повторить слова Цветаевой из третьей строфы, напоминающие звук поцелуя. Блок Цветаевой - её любовь, любовь духовная, неземная. Цветаева пытается услышать в звучании имени поэта мир его снежной маски: "ключевой, ледяной, голубой" Символично и то, что последнее слово стихотворения – "глубок" - содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь он безмерен, как и его поэзия.

Синтаксис стихотворения очень близок к синтаксису самого Блока. Цветаева использует безглагольные синтаксические конструкции, что позволяет ей достичь особой экспрессии в передаче своих чувств. Предложения фиксируют настоящее время, но им свойственен особый, вневременной характер. Они подчеркивают бессмертие Блока. Это позволяет акцентировать внимание на главном для неё – ассоциативном ряде. Вот почему так велика напряженность, взволнованность поэта. Цветаева использует синтаксический параллелизм: построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Анафора "имя твоё" обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом. Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку - необходимо сделать паузу. Помогает Цветаевой и инверсия. Она делает строки особенно плавными: ".. в легком щелканье...". Зрительный образ Блока помогают создать тропы: метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты ("нежная стужа недвижных век"); олицетворение ("назовет курок"), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.

Повествование держится не столько сюжетом, сколько энергией монолога Цветаевой. Эту энергию даёт стихотворению каждый его элемент.

Из Интернет-изданий

3-й уровень. Творческое задание

3.1. Напишите небольшое эссе на одну из тем:

Любовь как явление высокое, облагораживающее и возвышающее человека

ИЛИ

Человек и время, общество и эпоха

Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения!

Проблемы современного общества в романе Ч Айтматова «Плаха» В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов. Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя. Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой — к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека физически слабым и больным. Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу. Общество должно задуматься над этой проблемой и постараться решить ее силами много большими, чем сила одного человека. Однако нельзя сказать, что Авдий ничего не сделал. Он пытался показать людям, к какой катастрофе они могут прийти, и кто-то непременно поддержал бы его, если бы судьба не привела Авдия к гибели. Кто-то поддержал бы его стремление изменить жизнь к лучшему. Показывая гибель Авдия, писатель словно объясняет нам, к чему мы все придем, если будем закрывать глаза и отворачиваться, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое. Люди, убившие Авдия, хуже животных, потому что животные убивают, чтобы жить, а они убили бездумно, просто от озлобленности. Эти, если разобраться, жалкие пьяницы в конечном итоге сами нравственно и физически медленно убивают себя.Еще одна проблема — проблема экологии — в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. Писатель показывает, как сильно мы способны повлиять на жизнь живой природы. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.Самая главная и самая страшная, как мне кажется, — это проблема нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдно. Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить. Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Однако этот поступок и его привел к гибели. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на “плахе”.

 

Любовь как явление высокое, облагораживающее и возвышающее человека

Тема любви довольно привлекательна для девушек, так как соответствует их потребности в этом чувстве, конечно, в любви как чувстве между мужчиной и женщиной.

Не менее привлекательна любовь и для русских писателей, в том числе прошлого - редкий творец золотого века русской литературы не обратил на нее внимания, не раскрыл в своем произведении, представив свое видение.

Самым интересным для раскрытия темы любви мужчины и женщины, на мой взгляд, является тот аспект, который мы проживаем с героями романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".

Что такое любовь по Пушкину? Это Божий дар (поэтому Татьяна в письме к Онегину пишет: "То в вышнем суждено совете...То воля неба"; "Я знаю, ты мне послан богом"). И Татьяна именно так к своему чувству относится.

В возникшем у Татьяны чувстве есть элемент случайности, на мой взгляд. На месте Онегина мог оказаться любой. Татьяна была готова к любви, и, как только появился человек, в которого можно влюбиться, она влюбилась ("Пора пришла, она влюбилась") и целиком отдалась этому чувству ("Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи"). Любовь Татьяна считает естественным явлением, поэтому доверяет себя и свое чувство Онегину. Татьяна искренна, открыта и честна в любви как перед собой, так и перед человеком, в которого влюбилась. В отличие от Онегина, который к любви не готов, и мы не чувствуем его потребности в ней. Поэтому оценить любви к себе он не смог, да и нечем было - его сердце было "остужено" опытом. Он объясняется Татьяне, заканчивая свою речь поучением о том, как со своими чувствами следует поступать. Татьяна не отказалась от своего "дара", смирившись с невозможностью его раскрытия и покорившись стандартной судьбе девушки из светского общества того времени. Поэтому, когда не нашедший себя ни в чем, "без службы, без жены, без дел", Онегин вдруг начинает испытывать любовь (не исключено, что пробуждению способствовала "запретность" плода), то ответить ему взаимностью уже не может. Пушкин четко расставил приоритеты между честью и любовью - честь превыше всего (здесь вспоминается его эпиграф к "Капитанской дочке" – "Береги честь смолоду" и судьба самого Пушкина, погибшего, защищая честь свою и своей семьи).

Любовь у Пушкина - чувство, без сомнения, высокое. Оно не каждому дается, поэтому и соотносится с Божьим даром. Оно облагораживает - Онегин, пресыщенный повеса, честен с Татьяной и сохраняет ее чувство втайне от остальных. Татьяна, влюбившись, становится еще гармоничнее и красивее, ее образ любимой пушкинской героини становится цельнее, и, конечно, в нем есть благородство: "Но я другому отдана; И буду век ему верна". Любовь по Пушкину - чувство светлое, но трагичное. Даже будучи взаимным, оно не делает любящих счастливыми, потому что есть чувства важнее любви.

Развивая тему любви как дара, как чувства светлого и трагичного, я бы продолжила размышлять на основе произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна.

У Бунина я бы взяла рассказ "Чистый понедельник». Трагедия любви в Чистом понедельнике заключается в том, что за внешним лоском, красотой и суетой жизни главные герои не смогли свою любовь развить и оценить. Бунин не лишает своих героев физической близости, но она становится в рассказе завершением отношений героев.

Повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет", на мой взгляд, является олицетворением любви как дара и трагедии. Неслучайно в этом произведении есть слова, которые стали афоризмом: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" И именно в этом произведении любовь как дар предстает наиболее ярко, именно поэтому в конце повести Вера Николаевна осознает, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее".

Из Интернет-изданий






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных