Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выбор темы исследования




Тема исследования отражает движение от достигнутого наукой, от привычного к новому знанию. В ней должны быть «высвечены» актуальность, значимость, перспективность, проблемность работы, а по возможности - и направление поисков. Ключевые слова формулировки темы должны указывать на предметную область исследования и суть проблемы (Бюллетень ВАК, 2005. - № 5). К основному названию темы могут даваться уточнения (в скобках или без них). Тема исследования (курсовой, дипломной работы) должна соответствовать профилю будущей специальности студента. Она корректируется и утверждается Советом факультета и его деканом по представлению выпускающей кафедры не позднее сентября предстоящего учебного года. Студент выбирает тему курсовой или дипломной работы из списка, предложенного его научным руководителем, но он вправе предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности её разработки.

Алгоритм формулирования темы исследования:

Шаг 1. Убеждаемся на основе обнаружения противоречий и трудностей в актуальности идеи, которая позволит преобразовать образовательную практику.

Шаг 2. Продумываем варианты названия темы исследования (5-10), отражающие объект и предмет исследования. С помощью отглагольных существительных (становление, развитие, формирование, адаптация и т.п.) делаем формулировку темы проблемной, отражающей направление преобразований.

Шаг 3. Пишем название тем одно под другим на некотором расстоянии (или на разных листах).

Шаг 4. Сравниваем варианты формулировки темы исследования по критерию наиболее точного отражения объекта, предмета, проблемы будущего исследования.

Шаг 5. Осуществляем отбор и конкретизацию вариантов названий темы, отграничивая (локализируя) от близких и смежных тем.

Шаг 6. При наличии необходимости вносим в название темы коррективы в процессе исследования.

Тема исследования формулируется с опорой на следующие требования:

- актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении);

- значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач);

- перспективность (актуальность и значимость на обозримый период);

- проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике);

- соответствие современным подходам, концепциям развития общества и человека (гуманистическим, личностно и/или социально ориентированным);

- опыт и заинтересованность исследователя (личная сопричастность).

Приведём примеры удачной формулировки тем исследования: «Адаптация младших школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения», «Согласование системы отношений «учитель - младший школьник» в педагогическом процессе начальной школы», «Формирование инициативности и исполнительности ребенка в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения» и др. Эти формулировки удачны, поскольку в них видны объект, предмет, проблема и предполагаемый результат исследования, что поможет корректно сформулировать эти и другие элементы научного аппарата исследования.

 

Задание студентам:

1) опираясь на предложенный алгоритм и схему, сформулируйте тему исследования, идея которой - «пятидневка». Она должна высвечивать проблемность и актуальность, работы, предмет исследования, а по возможности и объект, направление поисков, планируемый результат;

2) сравните Ваши формулировки с вариантами названий исследований, предложенными М.М. Поташником (56, с.71):

-«Организация учебно-воспитательного процесса в школе в условиях пятидневной учебной недели с шестым развивающим днем (или без него)».

-«Разработка оптимального учебного плана для старших классов школы, посещающих УПК, в условиях пятидневной учебной недели».

-«Разработка технологий интенсификации обучения при сокращении времени урока в условиях пятидневной рабочей недели»;

-«Использование метода погружения при обучении детей в режиме пятидневки»;

«Организация образовательного процесса в одно- и двухсменной школе в условиях пятидневки» и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных