Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приведем примеры формулирования переходов от параграфа к параграфу и от главы к главе исследования.




Так, переход от первого параграфа «Образ жизни младших школьников: содержание, функции, педагогические условия и механизмы становления и критерии его оценки» к тексту второго параграфа «Характеристика возможностей образовательного процесса начальной школы в становлении образа жизни младших школьников» может быть таким: «Поскольку становление образа жизни младших школьников наиболее продуктивно осуществляется в образовательном процессе начальной школы, необходимо выявить его возможности в этой деятельности».

Переход от текста первой главы ко второй главе по теме «Становление образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы» можно сформулировать следующим образом: «Теоретические выводы необходимо проверить в процессе опытно-экспериментальной работы по диагностике состояния сформированности образа жизни младших школьников и выявления результативности созданной и реализованной методики становления гармоничного образа их жизни в образовательном процессе начальной школы».

Наиболее распространенные ошибки в написании первой главы, по В.И. Загвязинскому (16), следующие:

1) потеря предмета исследования, когда осуществляются необоснованные отклонения от темы и экскурсы в историю вопроса.

Например, в теме «Развитие воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения» неправомерно отведение целого параграфа рассмотрению понятия «воспитание». Следует сразу перейти к рассмотрению понятия «воспитательная система дошкольного образовательного учреждения»;

2) содержательно-смысловая неупорядоченность текстовых границ представления мыслей. Если текст одного предложения занимает половину страницы и более, то в таком объёме сложно отыскать основной тезис и его аргументацию. Если текст представлен в очень мелких абзацах, то, скорее всего, приведены «голые» утверждения, декларации без их обоснования. В обоих случаях, смысл как бы «утекает» из текста;

3) неадекватное понимание ведущих понятий, их неверное употребление и раскрытие в тексте. Введение понятий без пояснений, понятийная чехарда и путаница ведут к переводу с русского на псевдонаучный, малопонятный язык. Такая понятийная эквилибристика только запутывает читателя;

4) цитирование без ссылок (плагиат) или излишнее увлечение цитированием. Расположение ссылок в работе определяется соискателем и научным руководителем, исходя из потребности конкретного научного исследования. Допускается использование ссылок по месту расположения их в тексте - внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Допустимо косвенное цитирование в произвольной форме внутри авторского текста (без кавычек, но со ссылкой на источник информации), а также прямое цитирование, дающееся в кавычках и со ссылкой, в т.ч. на страницы текста, где располагается цитата;

5) непропорциональный объем текстов глав или параграфов. Если текст первой главы значительно больше текста второй главы, получается текст-«головастик»: теория обширна, а процесс собственного поиска и его результаты во второй главе показаны очень скромно и в общих чертах. Происходит своего рода «проскакивание» от теории прямо к результатам и теряются реальные ситуации обучения, воспитания, механизмы становления личности, описание трудностей принятия нового, на страницах исследования не представлены живые люди с их деятельностью, отношениями, намерениями, переживаниями;

6) рутинность (отставание от ситуации, когда «поезд ушел»), выражающаяся в «повторении пройденного», в критике того, что уже признано несоответствующим современным требованиям и мало эффективным. Чтобы теория была доказательной, их нужно ее сопоставлять не с худшими, а лучшими образцами традиционного опыта;

7) шаблонность и банальность, т.е. повторение уже известного в общей форме. Она связана с подменой специфического общим. Это не восхождение от общего к отдельному и специфическому и от него к абстрактному, когда создаются новые модели, алгоритмы, методики и т.н., а имитация «открытия» в специфическом давно известного общего. Банальность рассуждений приводит к банальности выводов. О таком говорят: 2x2=4 или «Гора родила мышь». Это «изобретение велосипеда».

Внутренняя пустота содержания проверяется следующим тестом: замените исследуемый феномен на иной из той же сферы. Если всё, кроме редакционной правки и замены нескольких терминов оказывается пригодным («подходит один к одному»), то выявлена банальность содержания;

8) догматизм - слепая вера в истинность и неопровержимость высказываний, образцов, установок, содержащихся в классической и современной литературе. Если в отношении классиков, признанных авторитетов это в определенной мере оправдано (и то нужно понимать, в каких условиях, но какому поводу, в каком контексте что-то было написано), то по отношению к прочей литературе, особенно выпущенной в последние 10-20 лет, когда стало возможным публиковать всё, что угодно и были защищены откровенно «слабые» диссертации, такой подход неправомерен;

9) бюрократическая центрация является разновидностью догматизма. Здесь проявляется стремление подчинить науку циркуляру, сузить её функции до обслуживания идущих от руководства установок. Выражается в излишнем цитировании и ссылках на нормативные документы;

10) несамостоятельность в концептуальных подходах, в определении позиций и оценок. Отсутствие оригинальных рассуждений, выводов и оценок в решении проблемы. Выражается в стремлении «плыть» за определённым автором, а не анализировать результаты его исследования, сопоставлять с результатами работы других исследователей и делать свои выводы, обоснования, открытия;

11) многократное возвращение к одним и тем же позициям исследования, которое создаёт впечатление «танца на месте» или «хождения по кругу», «долбления в одну точку», которое можно назвать «дятлоподобие». Текст должен быть динамичным, постепенно отражающим новые стороны исследуемого явления. Тогда раскрытие содержания будет идти по спирали, обогащать, развивать, показывать возможности реализации отдельных положений и установок.

Задание студентам: опираясь на предложенные рекомендации, алгоритм и примеры наиболее распространенных ошибок, создайте текст первой главы Вашего исследования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных