Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовка введения исследования




Введение отражает формулировку основных элементов научного аппарата курсовой или дипломной работы: актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза (в зависимости от специальности), методы, этапы, база исследования, его практическая значимость и структура. Последовательно рассмотрим содержание каждого элемента введения, алгоритм их формулирования, удачные варианты и типичные ошибки при их создании.

 

Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблем для дальнейшего развития теории и практики образования, отражает противоречия, возникшие между общественной потребностью и наличными средствами их удовлетворения.

Актуальный - от лат. - деятельный, действительный, настоящий, злободневный, насущный, современный (Совр. толковый словарь русского языка. - М: Ридерз Дайджест, 2004. - с.16); важный, существенный для настоящего времени; существующий, проявляющийся в действительности (Совр. словарь иностр. слов. - М., 1993. - с.30).

Текст, отражающий актуальность исследования, должен включать анализ состояния проблемы, перечисление возникших противоречий, необходимость и значимость их решения и степень исследованности проблемы в науке. С точки зрения композиционной структуры курсовой или дипломной работы обоснование актуальности темы должно занимать примерно 1-1,5 страницы введения.

Алгоритм формулирования актуальности исследования:

Шаг.1. Аргументировано и чётко отвечаем на вопрос: в чём состоит потребность данного исследования для современного социального развития и образовательной практики.

Шаг 2. Аргументировано и четко отвечаем на вопрос: какова степень разработанности данной проблемы в науке и образовательной практике. Здесь следует перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, изучивших данную проблему в различных ракурсах, сгруппировав их по общим аспектам исследований, указав недостаточно освещенные в научной литературе и практике образования вопросы. Нужно продемонстрировать освоенность в теме и овладение методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, умение адекватно оценить вклад предшественников в решение данной проблемы.

Шаг 3. Из сопоставления ответов на указанные на 1-2 шагах вопросы, используя вводные слова (итак, таким образом, как видим), делаем вывод об актуальности темы, избранной для исследования.

 

Проблема исследования - это вопрос, для ответа на который существующих знаний, опыта недостаточно («потребное, но пока неопределенное») и необходим поиск нового знания. Это область неизвестного в научном знании. Для того, чтобы сформулировать проблему, нужно выяснить, уточнить, каких знаний не хватает, выявить «знание о незнании».

Проблема может формулироваться в виде утвердительного предложения, например: «Висследовании решается проблема становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы». Второй (наиболее распространенный в последнее время) вариант предполагает формулировку проблемы в виде вопроса, например: «как осуществить становление и реализацию гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

Алгоритм формулирования проблемы исследования:

Шаг 1. Выстраиваем образ ожидаемого результата исследования.

Шаг 2. Выявляем противоречия между «сущим и должным» состоянием исследуемого явления, затруднения имеющегося знания и опыта для достижения желаемого результата в современном социальном развитии и/или современной образовательной практике.

Шаг 3. Формулируем в педагогических категориях тезис или вопрос о направлении поиска новых знаний и решений по исследуемой теме.

Шаг 4. При необходимости осуществляем конкретизацию формулировки проблемы в процессе всего исследования.

Задание студентам: опираясь на рекомендации, примеры и алгоритм, сформулируйте проблему осуществляемого Вами исследования.

 

Цель исследования - это желаемый результат, проектируемый всей его логикой и инструментарием. Ставя цель, исследователь должен представляет себе какова структура цели (Зверева В.И. Методические рекомендации руководителям ОУ по анализу итогов учебного года // Завуч, 2003.- №8).

Для того, чтобы сформулировать цель исследования, необходимо ответить на вопрос: «Какой результат мы хотим получить в итоге исследования?». По рекомендациям М.М. Поташника (56), этим итогом может быть: обоснование и реализация новой методики, программы, алгоритма, механизма, технологии и т.п. Но результатом может быть также улучшение качества, повышение уровня, развитие (актуализация, становление, формирование) чего-либо и т.д. Необходима четкая связь цели с проблемой, объектом и предметом исследования.

Важно помнить, что целью исследования не должно быть построение модели какого-либо объекта или явления, поскольку она создаётся для его изучения (преобразования) и это может стать одной из задач (59,с. 13-18).

Алгоритм формулирования цели исследования:

Шаг 1. Определяем, что планируем достичь в конце исследования.

Шаг 2. Выявляем средства достижения планируемого результата.

Шаг 3. Осуществляем формулировку цели исследования, используя глаголы: повысить, сформировать, выявить, обосновать, создать, реализовать и т.п.

Приведем примеры удачной формулировки цели исследования. Цель может быть сформулирована: «Осуществить становление и реализацию гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы» или более узко: «Выявить механизмы становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы», «Выявить педагогические условия становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

Задание студентам: опираясь на рекомендации, примеры и алгоритм, сформулируйте цель исследования, исходя из следующих критериев. Цель должна быть: конкретной (наличие конечных результатов), реальной (достижимость результатов) и контролируемой (возможность оценки уровня достижения результата) (Зверева В.И. Методические рекомендации руководителям ОУ по анализу итогов учебного года // Завуч, 2003.- №8.- С.4).

Объект исследования - это педагогическое пространство, круг явлений, процессов, область, в рамках которой находится предмет, который будет исследоваться (16). Объектом выделяют, ограничивают поле исследования. Он рассматривается как более широкая, по сравнению с предметом исследования, педагогическая область. Чаще всего объектом исследования является определенный процесс, система (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления) или явление, подлежащее изучению.

Если тема курсовой, дипломной работы сформулирована корректно, то в ней будет содержаться указание на объект исследования (чаще всего во второй части названия темы). Например, согласно формулировке проблемы исследования, предложенной на с. 10 пособия, ицели (см. с. 12), его объектом может быть образовательный процесс в начальной школе.

Алгоритм выявления и формулирования объекта исследования:

Шаг 1. Выделяем часть объективной реальности (систему, процесс, явление), подлежащую исследованию.

Шаг 2. Формулируем в педагогических категориях выделенную для исследования область образовательного пространства.

Шаг 3. Уточняем окончательную формулировку объекта исследования с учётом выделенного предмета. При этом учитываем, что свойства, особенности, закономерности, относящиеся к части целого, не распространяются на это целое, поэтому неуместно выделять слишком широкую сферу педагогической действительности в качестве объекта исследования, чтобы потом многократно ее ограничивать в качестве предмета (59, с. 15).

Задание студентам: опираясь на предложенные рекомендации, алгоритм и пример, определите объект исследования Вашей курсовой или дипломной работы

Предмет исследования - это сторона, аспект, своего рода «угол зрения», точка наблюдения, конкретная область исследования с целью развития части объекта, его «срез», фотография (рентгенограмма, по В.И. Загвязгатскому) в определенном ракурсе или, как выразился Г.Х. Валеев, предмет это «входная дверь» в объект (7, с.113). Выделение предмета необходимо для того, чтобы ограничить себя, избежать безнадёжных попыток «объять необъятное».

 

Алгоритм определения предмета исследования:

Шаг 1. Посредством одно - двукратного ограничения в объекте выделяем его аспект: условия, факторы, особенности, формы, методы, средства, механизмы и т.д., которые станут глубоко изучаться.

Шаг 2. Осуществляем всё исследование в рамках предмета (не «теряем» предмет исследования и не «выходим» за рамки его объекта).

Корректно сформулированный предмет исследования не повторяет формулировку темы, а раскрывает и конкретизирует её. Например, по теме «Становление и реализация гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы» предмет исследования может быть сформулирован следующим образом: «Педагогические условия становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы» или «Механизмы становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

 

Задание слушателям: определите предмет Вашего исследования, опираясь на алгоритм, рекомендации и примеры удачной его формулировки.

 

Гипотеза исследования - это неочевидное развернутое предположение, где максимально подробно изложено содержание нововведения (модель или будущая методика, технология, условия, механизм, др.), благодаря которому ожидается получение новых, более высоких, чем прежде, результатов.

Гипотеза должна быть обоснованной, иметь достаточно широкое поле применения, быть проверяемой и по возможности простой, неаксиоматичной, чтобы в ней просматривалась новая нетривиальная идея или идеи, которые нужно доказывать и за счёт которых ожидается получение новых (по сравнению с прежними) результатов. Гипотеза - «это своего рода «зародыш», из которого вырастает новое знание» (56, с.76).

В методологии педагогического исследования выделяют следующие виды гипотез: линейная и разветвленная; описательная и объяснительная (26).

Описательная как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами. Схема ее такова: «если мы будем делать то-то (содержание того, «что делать») и таким-то образом (методика, технология, «как делать»), го можем получить такой-то результат.

Объяснительная как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней производящей их основой (механизмами).

В качестве научного предположения гипотеза отличается от произвольной догадки тем, что удовлетворяет ряду требований. Выполнение этих требований образует условия состоятельности гипотезы:

1) обоснованность, устойчивость, содержательность, объяснение всего круга явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается (то есть для всей предметной области исследования), по возможности не входя в противоречие с ранее установленными фактами и научными положениями;

2) проверяемость (верифицируемость) путем сопоставления выведенных следствий с опытом;

3) приложимость к возможно более широкому кругу явлений, предположительный характер, нацеленность на обнаружение нового;

4) простота, заключающаяся в способности объяснить по возможности более широкий круг различных явлений, процессов, не прибегая при этом к искусственным построениям и произвольным допущениям;

5) формулировка осуществляется в рамках той предметной области, в которой изучается поставленная проблема (не должно быть «сползания» со своей предметной области).

Алгоритм формулирования гипотезы исследования:

Шаг 1. Представляем в педагогических категориях тот конкретный результат, который планируем получить.

Шаг 2. Четко формулируем условия продуктивного решения проблемы, предлагая свои или заимствуя и творчески перерабатывая близкие по устремлениям готовые научные идеи.

 

Приведём пример гипотезы объяснительного и разветвленного вида, сформулированной учителем начальных классов Центра образования №109 г. Москвы, Е.Н. Потаповой (при консультировании ЕЛ. Ямбурга).

Если (идея и замысел как ядро гипотезы)

процесс обучения письму осуществлять сначала через занятия рисованием, штриховку, ощупывание наждачных букв и завершить отработку навыков каллиграфического письма работой с буквенным трафаретом,

то (предполагаемый результат)

деятельность младших школьников может стать успешной и радостной,

так как (объяснение эффекта)

значительно снизится психологическая перегрузка, включатся механизмы непроизвольной мускульной и тактильной памяти, появятся резервы для занятий творчеством.

В основу такой формулировки гипотезы автором положен следующий факт: у первоклассников неоправданно много сил и энергии уходит на овладение написанием букв, отработку каллиграфии. При подготовке текста гипотезы учтены следующие опорные теоретические положения:

- целесообразно умственное воспитание младших школьников сочетать с активным развитием внешних чувств (идея В.А. Сухомлинского);

- следует учитывать наличие сензетивных периодов в жизни ребенка, в частности, высокое развитие тактильных анализаторов 6-7-летних детей (идея М. Монтессори);

- важно, чтобы освоению умственных действий предшествовало вынесение их во внешний план (идея П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной).

Наиболее частые ошибки при формулировании гипотезы исследования:

1)предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно, аксиоматично и даже банально, что нечего проверять;

2) предположение носит настолько общий характер, что его легко применить в других сферах, а специфика исследуемого явления не раскрыта;

3) гипотеза выражена так нелогично или эклектично, что невозможно предположить, исходя из чего ожидается эффективность исследования.

Задание студентам: опираясь на требования и рекомендации, алгоритм и пример, сформулируйте гипотезу Вашего исследования.

 

Задачи исследования - это действия, шаги, ведущие к желаемому результату. Задачи как частные исследовательские действия в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задача формулируется в результате декомпозиции цели. Она - её «частичка» в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движения к цели.

Наиболее распространена ошибка, когда общая цель исследования разбивается на подцели, что ведет к смешению цели и задач. Между тем, состав цели и задачи неодинаковы.

Анализ состава элементов цели и задачи позволяет утверждать, что в последней добавляется указание на способы деятельности как систему действий по совершенствованию, преобразованию объекта исследования. Приведем пример корректной формулировки задачи: «На основе анализа научной литературы выявить основные научные подходы к развитию воспитательной системы начальной школы». В ней представлены все структурные элементы задачи: результат (выявлены основные научные подходы к развитию воспитательной системы начальной школы), средство (научная литература) и способ действий (анализ научной литературы).

Задач не должно быть слишком много (лучше 4-6). Они должны отражать логику и хронологию осуществления исследования. Рекомендуют выдвижение четырёх групп исследовательских задач: диагностической, теоретико-моделирующей, опытно-экспериментальной и прикладной. При этом в каждой группе может быть одна, либо две относительно самостоятельные задачи, выступающие как воплощение движения к цели на конкретных этапах (16, с.20):

Первая группа задач связана с изучением ианализом ситуации, истории вопроса, отечественного и зарубежного опыта решения проблем, с диагностикой уровней развития формируемых качеств личности или состоянием образовательных систем. Средствами реализации задач этой группы служат научная литература и другие источники. Способами реализации задач этой группы станут изучение научной литературы и других источников, наблюдение, беседа. опрос, экспертная оценка, тестирование. Приведем пример формулировки первой задачи: «На основе анализа психолого-педагогической литературы, передового и массового опыта выявить характеристики образовательного процесса в начальной школе и основные научные подходы к решению проблемы становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников».

Во второй группе задач - теоретико-моделирующей - способом преобразования, совершенствования исследуемого предмета будет выявление, обоснование, моделирование структуры исследуемого процесса, факторов, условий развития систем и процессов, значимых связей и взаимодействий, принципов и методов преобразований. Речь идет о создании системы прогнозирования и моделирования функционирования и развития систем, выделении критериев анализа и оценки успешности преобразований. Это самый сложный и трудоёмкий «узел» исследования. Приведем пример формулировки второй задачи: «Обосновать методику становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

В третьей группе задач способом преобразования, совершенствования исследуемого предмета является реализация, воплощение, опробование, проверка в опытно-экспериментальной работе выявленных, обоснованных и сконструированных на предыдущем этапе работы теоретических подходов и моделей. Приведем пример формулировки третьей задачи: «Реализовать в образовательном процессе начальной школы методику становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников».

В четвертой группе задач - прикладной - способом деятельности является анализ, обобщение результатов теоретического и опытно-экспериментального этапов исследования, формулирование выводов, подготовка и разработка методик и технологий практического использования результатов исследования. Приведем пример формулировки четвертой задачи: «Осуществить анализ результативности методики становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы». Пятая задача может быть сформулирована следующим образом: «Разработать и апробировать методические рекомендации для учителей начальной школы по введению в образовательный процесс начальной школы методики становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников».

 

Алгоритм формулирования задач исследования:

Шаг 1. Планируем осуществление анализа состояния проблемы в науке и образовательной практике с целью выявления возможных способов её решения.

Шаг 2. Намечаем проектирование решения исследуемой проблемы.

Шаг 3. Планируем проверку эффективности разработанного проекта (методики, программы, алгоритма и т.п.) в опытно-экспериментальных условиях.

Шаг 4. Намечаем осуществление анализа результативности опытно-экспериментальной проверки разработанного проекта, обобщения и формулирования выводов, создание рекомендаций образовательной практике по её преобразованию, повышению качества.

Задание слушателям: опираясь на предложенные рекомендации, алгоритм и примеры, сформулируйте задачи Вашей курсовой, дипломной работы.

 

Методы исследования - это нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности действий, приемов и процедур. Все методы служат установлению истины, достоверному и адекватному пониманию, объяснению действительности, а также их преобразованию. Характеристика методов исследования содержится в работах Е.В. Белкина, Г.Х. Валеева, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, Я. Скалковой, Е.В. Ткачеико и др. Наиболее широко признанной в науке классификацией методов исследования является их деление на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы исследования (теоретические анализ и синтез, историко-генетичсский, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия, моделирование, прогнозирование, мысленный эксперимент, идеализация, др.) направлены на получение теоретических знаний.

Эмпирические методы исследования (изучение нормативных, инструктивно-методических документов, школьной документации, педагогическое наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), тестирование, обобщение опыта, экспертная оценка, метод диагностических ситуаций, педагогический эксперимент, опытная работа, др.) направлены на сбор, систематизацию и осмысление информации, полученной опытным, экспериментальным путём.

Алгоритм выбора и реализации методов исследования:

Шаг 1 Выявляем научные задачи, совокупность приемов, действий и процедур, необходимых на теоретическом этапе исследования.

Шаг 2. Выявляем научные задачи, совокупность приемов, действий и процедур, необходимых на эмпирическом этапе исследования.

Шаг 3. Отслеживаем соответствие методов, заявленных во введении исследования и реально использованных на теоретическом и эмпирическом его этапах.

Типичными ошибками при выборе методов исследования являются:

1) перечисление используемых методов исследования безотносительно к своей работе и их классификации. Следует различать теоретические и эмпирические методы исследования, называть те методы, которые использовались в конкретной курсовой или дипломной работе;

2) смешение содержания методов. Например, смешивают опытную работу и педагогический эксперимент. Эксперимент (в расширительном толковании) - любой поиск, вносящий новое в существующую практику; (в узком смысле) - научно поставленный опыт, специально организованное воспроизведение и изменение явлений, позволяющее выявить влияющие на процесс и результаты факторы и условия, варьировать, фиксировать и измерять их влияние (16, с.73). Опытно-экспериментальная работа - распространенная комплексная методика педагогического исследования, сочетающая элементы опытно-поисковой работы и эксперимента (16, с.72).

 

Задание студентам: опираясь на рекомендации и алгоритм, выберите из перечня теоретических и эмпирических методов исследования (с.19) и обоснуйте содержание методического комплекса Вашего исследования.

 

Этапы исследования необходимы для лучшей организации теоретической и опытно-экспериментальной работы, для определения на каждом этапе работы промежуточных показателей достижения цели.

Как правило, выделяют 2-3 этапа с указанием основного содержания деятельности на них. Содержание деятельности на этапах выстраивается в соответствии с логикой и содержанием сформулированных задач исследования.

Алгоритм определения этапов исследования:

Шаг 1. Выделяем необходимое количество этапов исследования.

Шаг 2. Распределяем по этапам выделенные ранее задачи исследования, раскрывая, уточняя, конкретизируя содержание деятельности, необходимое для выполнения каждой из них.

Шаг 3 (по желанию автора исследования). В зависимости от преобладающего содержания деятельности, этапам исследования можно дать названия: постановочный, подготовительный, начальный, поисковый, поисково-теоретический, поисково-аналитический, поисково-ориентировочный, констатирующий, опытно-экспериментальный, преобразующий, формирующий, контрольный, аналитико-диагностический, обобщающий, др.

Приведем пример оформления этапов исследования по теме «Становление и реализация гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы».

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

I этап исследования - поисковый - проведено накопление эмпирического материала и осмысление опыта, выявление проблем в процессе становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников. Осуществлен теоретический анализ и синтез результатов научных исследований по проблеме формирования образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Сформирован понятийный и научный аппарат исследования. Выявлена методика становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

II этап исследования - опытно-экспериментальный - осуществлен анализ результатов диагностики сформированности гармоничного образа жизни младших школьников в базовом образовательном учреждении. Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выявленной методики становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

III этап исследования - обобщающий - проведены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по реализации методики становления и реализации гармоничного образа жизни младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Завершено литературное оформление результатов исследования, подготовлены методические рекомендации для учителей начальной школы по введению результатов исследования в образовательную практику.

Задание студентам: с помощью алгоритма, примера и рекомендаций определите этапы Вашего исследования.

 

База исследования - это место проверки гипотезы, доказательства эффективности идей исследования. Базой исследования при выполнении курсовой или дипломной работы обычно служит то образовательное учреждение или его отдельная структура (класс, группа, др.), где проводится опытно-экспериментальная работа. Например, исследование проводилось на базе МОУ «Лицей № 29» г. Омска. В нем приняли участие 50 учащихся начальной школы, 2 учителя начальных классов, 24 родителя младших школьников.

Алгоритм определения базы исследования:

Шаг 1. Фиксируем содержание исследования, подлежащие опытно-экспериментальной проверке.

Шаг 2. Выявляем условия, необходимые для проведения опытно-экспериментальной части исследования.

Шаг 3. Соотносим возможности образовательного пространства (разных видов, типов образовательных учреждений и т.д.) с выявленными необходимыми и достаточными условиями проведения опытно-экспериментальной деятельности и выбираем наиболее соответствующие.

Задание студентам: определите базу Вашего исследования, опираясь на предложенный алгоритм, схему, рекомендации и пример.

 

Практическая значимость исследования содержит ответ на следующий вопрос: для каких практических целей можно применить результаты курсовой или дипломной работы? Здесь отражается «специфика полученных результатов и конкретные участки практики, где они могут быть полезны» (35, с.234).

Алгоритм формулирования практической значимости исследования:

Шаг 1. Раскрываем в педагогических категориях содержание полученных в исследовании результатов, значимых для практики образования, социума.

Шаг 2. Выявляем, достижению какой цели, в каком конкретном участке практике образования будет способствовать каждый полученный в исследовании результат.

 

Приведем пример раскрытия практической значимости исследования:

• разработанные и реализованные педагогические условия реализации воспитательной функции обучения в самостоятельной работе позволят, наряду с формированием умений самостоятельного труда у младших школьников, обогатить их эмоционально-ценностный опыт;

• обоснованные и апробированные сочетания приёмов организации деятельности младших школьников в процессе самостоятельной работы с учётом индивидуальных особенностей и сформированности их отношений к себе ик другим людям обеспечивают становление и реализацию гармоничного образа жизни воспитанников в образовательном процессе начальной школы.

Задание студентам: опираясь на рекомендации, схему, алгоритм и пример, определите практическую значимость Вашего исследования.

После введения следует основная часть исследования, которая по объёму составляет примерно 70% всего текста, разделенного, как правило, на две-три главы, названия которых (а также составляющих их параграфов) соответствуют плану (содержанию) курсовой или дипломной работы. Здесь подробно излагается ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные и итоговые результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Курсовая или дипломная работа выполняется компьютерным набором на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210x297) с числом строк не странице не более 30. В каждой строке должно умещаться порядка 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм (преимущественно используется шрифт Times New Roman).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом (5 знаков). Таблицы, рисунки, графики и т.п. как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах или на них наложены.

При выполнении ВКР необходимо соблюдать научный стиль изложения, в чем может помочь применение стандартизированных выражений (см. приложение 4). В тексте не допускаются стилистические и орфографические ошибки. Язык работы должен быть максимально точным, лишенным эмоционально-художественных средств выражения. Правила академического этикета исключают использование в работе местоимения первого лица единственного числа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных