ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституции стран СНГ
До распада СССР конституции союзных республик не отличались большим разнообразием. Учитывая, что над ними «возвышались» Конституция СССР и федеральное законодательство, конституции союзных республик копировали общесоюзную, были однотипны, отличались крайней недемократичностью. Однако после прекращения существования СССР и образования новых государств вместо союзных республик последние начали активное конституционное строительство. На сегодняшний день все страны, входящие в состав СНГ, имеют собственные писанные конституции. Следует признать, что большинство из этих конституций подвержены частым изменениям. «Обновление конституций в большинстве стран Содружества стало результатом меняющейся расстановки политических сил, продолжающихся политических и экономических реформ».[194] В тоже время базовые конституционные принципы остаются неизменными и большинство из них имеют близкие сходные черты с российской конституционной действительностью. Рассмотрим общие черты конституций стран-участниц СНГ. В первую очередь конституции рассматриваемых государств имеют схожую структуру. Так, все конституции имеют преамбулу, в котором традиционно отражаются цели и задачи конституции. Например, преамбула Конституции Беларуси 1994 г. провозглашает, что: «Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь». В основном конституционном тексте выделяются несколько конституционных блоков: 1. конституционный (государственный, общественный) строй; 2. основы правового положения личности; 3. организация публичной власти (система органов государственной власти и органов местного самоуправления). На первое место в текстах рассматриваемых конституций выносятся главы (разделы), посвященные конституционному (государственному, общественному) строю. Эти части могут иметь различные названия – «Общие положения» (Азербайджан, Украина), «Основы конституционного строя» (Армения, Таджикистан, Беларусь) и др. Весьма удачной считается внутренняя структура раздела «Основные принципы» Конституции Узбекистана 1992 г. Здесь имеются главы: «Государственный суверенитет», «Народовластие», «Верховенство Конституции и закона», «Внешняя политика». Традиционен набор принципов, содержащихся в этих главах. Так, в них говорится о государственном суверенитете, народовластии, форме правления (республике), разделении властей, гражданстве, наименовании государства и т.п. Могут встречаться и особые положения, вызванные особенностями конституционно-правового развития государств. Так, такое подобное положение вещей характерно для стран с территориальными проблемами. Например, в Конституции Грузии 1995 г. ч.1 ст.1 гласит: «Грузия – независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года». А ст.3 Конституции Молдовы 1994 г. провозглашает, что территория Республики Молдова неотчуждаема, а границы страны закреплены органическим законом с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права.Таким образом, можно признать, что в целом конституционные принципы, провозглашенные в конституциях стран-государств СНГ в целом являются принципами развитых демократических государств. В тоже время многие исследователи полагают, что у рассматриваемых конституций в целом проявляется недостаточность развития конституционализма, юридической техники. Например, это проявляется в нечетком разграничении понятий «форма политического устройства», «республиканская форма правления», «президентская форма правления» и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|