Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава XXIII. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




Воюющая партия

22 июня 1941 г. фашистская Германия начала войну против Советского Союза. Партийно-государственное руководство СССР располагало сведениями о подготовке агрессии, принимало меры к ее отражению, рассчитывая приобрести со временем военное и экономическое преимущество и добиться быстрой победы “малой кровью на чужой территории”. Однако противник сразу же захватил инициативу на земле и в воздухе.

Такое начало войны было непосредственно обусловлено просчетами сталинского руководства. Советско-германские договоры обеспечили Германии значительно большие преимущества в военной и экономической областях. Сказывались органические пороки политической и экономической системы, последствия преступлений режима. Массовые репрессии ослабили партию, командный состав Красной Армии, народное хозяйство, породили атмосферу страха, недоверия и шпиономании, парализовали инициативу. Меры по развитию военных отраслей экономики и развертыванию вооруженных сил приносили скорее количественный, нежели качественный эффект. Но самое главное – нападение оказалось внезапным для частей и соединений Красной армии, для всего народа.

В прифронтовых областях возникла паника, порожденная быстрым продвижением вражеских войск, растерянностью властей, отсутствием достоверной информации. Противник уже в первые три недели войны захватил почти полностью Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Красная армия потеряла около миллиона бойцов и командиров.

Над страной нависла смертельная опасность. Гитлеровская пропаганда распространяла мифы о превентивном характере войны против СССР, уверяла, будто Германия стремится освободить Россию от “еврейско-коммунистического руководства”. На деле заправилы фашистской Германии действовали на основе задолго и детально разработанных агрессивных планов. Их основу составляли: уничтожение государственности народов СССР, их экономическое ограбление, ликвидация интеллигенции и национальной культуры, осуществление расистских планов полного уничтожения одних народов и порабощения других.

В первые же дни партийно-государственное руководство страны приняло меры по организации отпора врагу. В полдень 22 июня по [c.461] радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов с заявлением от имени правительства. В нем содержался призыв к сплочению единству народа, к Отечественной войне. Было объявлено военное положение. Началась мобилизация военнообязанных. Были образованы Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) Вооруженных Сил СССР, Государственный Комитет Обороны (ГКО), Советское информбюро, приняты постановления об охране предприятий и учреждений, формировании истребительных батальонов, о режиме рабочего времени, о создании в восточных районах новых баз авиационной и танковой промышленности.

Катастрофическое начало войны потребовало незамедлительной перестройки на военный лад политической, идеологической и экономической системы, всех звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, общественных организаций, содержания внутренней и внешней политики, образа жизни всего народа, труда и быта каждого человека. Лозунг “Все для фронта, все для победы!” стал основным смыслом и содержанием этой перестройки.

К началу войны в ВКП(б) было около 3,9 млн. человек, объединенных в 205 тыс. первичных организаций. После чисток и массовых репрессий она на 60% состояла из людей, принятых в конце 30-х – начале 40-х годов. Новое пополнение в большинстве своем было исполнено искренней веры в коммунистические идеалы. Несомненно, однако, наличие в нем значительной доли людей политически пассивных и карьеристов. Все это проявилось на деле в суровых военных испытаниях.

Партия была молодой по возрасту: 50-летний рубеж перешагнули менее 5% ее членов и кандидатов; самой многочисленной группой были 25–35-летние, которые вместе с молодежью до 24 лет составляли около 62%. 36–50-летних насчитывалось свыше трети. Женщин среди коммунистов было немногим более 15%. Партия объединяла представителей практически всех народов СССР. По социальному происхождению преобладали рабочие и крестьяне (две трети), однако по роду занятий являлись таковыми менее трети. Более 60% коммунистов были малограмотными или с начальным образованием, среднее и неполное среднее (семилетнее) образование имела лишь треть, высшее – немногим более 6% (впрочем, образовательный уровень коммунистов все же превышал уровень населения в целом).

Состав партии в годы войны обновился. На смену погибшим коммунистам и выбывшим по разным причинам становились миллионы новых. Кандидатами в члены ВКП(б) вступило около 5,1 млн. человек, членами – около 3,3 млн. человек. Вступление в партию было свидетельством преданности режиму. Но не только этим. В грозное время войны оно выражало прежде всего стремление быть среди активных защитников Родины.

Структура партии представляла собой пирамиду, вершину которой образовывали ее высшие органы. А на самом верху находился Сталин. Он был главой правящей партии, председателем Совнаркома СССР и ГКО, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, наркомом обороны. Ничто не ограничивало его единовластия. [c.462]

Лица из ближайшего окружения Сталина, входившие в состав высших органов партии, концентрировали в своих руках власть, не только партийную, но и законодательную, исполнительную, военную, гражданскую. Так, В.М.Молотов – член политбюро, заместитель председателя ГКО и СНК СССР, нарком иностранных дел, член Ставки ВГК Л.П.Берия – кандидат в члены политбюро, заместитель председателя СНК, член ГКО, нарком внутренних дел. Г.М.Маленков – кандидат в члены политбюро, член оргбюро, секретарь ЦК, начальник управления кадров ЦК, член ГКО. Назначая на высшие посты в партии и государстве “своих” людей, Сталин как бы сжимал власть в одном кулаке, обеспечивая свою личную диктатуру.

В военное время требования устава ВКП(б), предусматривавшие регулярный созыв съездов, конференций и пленумов Центрального Комитета, не соблюдались. Пленум ЦК был собран лишь один раз, в январе 1944 г., чтобы утвердить повестку дня очередной сессии Верховного совета СССР и новый Государственный гимн. Члены и кандидаты в члены ЦК возглавили основные направления вооруженной борьбы и перестройки народного хозяйства на военный лад, но как коллективный руководящий орган ЦК не действовал. Фактически руководство партией, а через нее и страной было сосредоточено в высших исполнительных органах ЦК – политбюро, оргбюро и секретариате, но и в них коллегиальность была свернута до предела.

Политбюро принимало решения по чрезвычайно широкому кругу вопросов, начиная от мобилизации военнообязанных и объявления военного положения в первый день войны до многочисленных награждений, присвоения высших воинских и различных почетных званий. Все важнейшие партийные и государственные дела и кадровые перестановки в высшем звене, за исключением тех, которые считались компетенцией ГКО, проходили через политбюро и скреплялись подписью Сталина. Значительная их часть оформлялась как указы Президиума Верховного совета СССР и постановления СНК СССР.

Политбюро определяло и внешнюю политику Советского Союза. Был взят курс на военное и дипломатическое сотрудничество в составе антигитлеровской коалиции с Великобританией и США, странами западной демократии с иным, чем в СССР, государственным и общественным строем, другой идеологией. Советскому Союзу была

оказана значительная экономическая помощь.

Политбюро (через исполнительный комитет Коммунистического Интернационала) руководило международным коммунистическим Движением. После роспуска Коминтерна в мае 1943 г., предпринятого в интересах улучшения отношений с союзниками, его функции перешли к отделу международной информации ЦК (заведующий – бывший генеральный секретарь ИККИ Г.Димитров) и ряду секретных “институтов”. Эта работа приобрела еще больший размах.

Оргбюро ЦК в тяжелейшие периоды войны (с 20-х чисел сентября до начала декабря 1941 г. и с августа 1942 г. до начала апреля 1943 г.) не функционировало. С середины 1943 г. оно регулярно заслушивало отчеты местных партийных комитетов с привлечением довольно широкого круга лиц – ответственных работников аппарата ЦК, местных партийных органов, различных ведомств и т.д. В августе 1943 г. [c.463] постановлением политбюро были определены обязанности и полномочия оргбюро и секретариата, ведение заседаний и фактически все руководство были поручены Маленкову. Секретариат ЦК принимал постановления по чрезвычайно широкому кругу вопросов, прежде веет кадровых, почти ежедневно.

В номенклатуру ЦК, помимо работников партийных и советских карательных и правоохранительных органов, ведомства иностранных дел, управленческого аппарата культурных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации и пропаганды, входили руководящие кадры всех отраслей народного хозяйства (вплоть до директоров и главных инженеров небольших предприятий), работники заготовительных органов (включая районных уполномоченных) директора вузов, НИИ, академических театров и т.д. Все они проходили утверждение через секретариат ЦК.

Постановления его касались промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, отношений с церковью, высшей и средней школы, социальных вопросов. По представлению местных партийных органов секретариат решал вопросы, относящиеся к компетенции Президиумов Верховных советов СССР и союзных республик – утверждал административно-территориальные преобразования, перенос сроков выборов в советы всех уровней.

В секретариат поступали жалобы и предложения по самому широкому кругу вопросов, для рассмотрения которых организовывались проверки, создавались комиссии, местным партийным органам поручалось разобраться и наказать виновных. В отдельных случаях принимались развернутые решения. Рассматривались и идеологические вопросы – от бичевания “ошибочных” статей или стихотворений до разборки в отношении заподозренных в недооценке “борьбы с проявлениями национализма”.

Стилем работы высших партийных органов было непрерывное “подхлестывание” непосредственных исполнителей методами командования, строжайшего контроля и запугивания, что определяло общий стиль руководства сверху донизу.

Усиление централизации и концентрации власти еще выше подняли значение партийного аппарата, прежде всего аппарата ЦК, его управлений и отделов. Так, в состав управления кадров входило свыше полусотни отделов, которые ведали не только кадрами, но и дублировали структуру центральных государственных и народнохозяйственных учреждений. Они занимались изучением, подбором, распределением, перестановкой, утверждением их кадрового состава, всеми вопросами деятельности этих и подведомственных им учреждений, решением текущих административных дел и хозяйственных вопросов.

Усложнялась структура и, соответственно, расширялся аппарат управления пропаганды и агитации. В 1942 г. возникли отделы науки, пропагандистских групп, печати, издательств, преподавания марксизма-ленинизма в вузах, в 1943 г. – художественной литературы, кинематографии, в 1944 г. – радиовещания и радиофикации, группа консультантов для оценки рукописей по теоретическим вопросам, в 1945 г. – отделы искусств, полиграфической промышленности, [c.464] бумажной промышленности, местных газет. Таким образом, стремление сосредоточить в своих руках решение всех вопросов делало аппарат ПК все более громоздким. Имея целью усилить контроль за выработкой и выполнением принятых решений, оно в то же время сковывало инициативу государственных ведомств и общественных организаций.

Не ограничиваясь своим всепроникающим влиянием через местные партийные организации, руководство ВКП(б) применяло чрезвычайные формы перекрестной системы контроля. На важнейшие предприятия были направлены парторги ЦК, число которых к концу войны дошло до 1377. В конце 1941 г. была создана сложная пирамида политорганов в сельском хозяйстве и на транспорте (они были отменены в мае 1943 г.). В каждый район назначались уполномоченные по заготовкам. В областях действовали уполномоченные комиссии партийного контроля. Все они входили в номенклатуру ЦК и были независимы от местных органов.

Приступив с первых же дней Великой Отечественной войны к перестройке всей жизни страны на военный лад, ВКП(б) перестроила прежде всего свои ряды. Значительная часть коммунистов из территориальных партийных организаций была призвана в Вооруженные Силы, оставлена на оккупированной территории для работы в подполье и участия в партизанской борьбе. Перераспределение сил проходило как в порядке общей мобилизации, так и в ходе специальных мобилизаций коммунистов и руководящих партийных работников.

В полной мере определяя судьбы страны, партийное руководство опиралось на первичные организации, на рядовых коммунистов. В бою рядом сражались коммунист и беспартийный – смерть между ними не выбирала. На “трудовой вахте” они тоже стояли рядом. Следует отметить, что номенклатурные работники – партийно-государственная бюрократия – пользовались в условиях крайне скудного нормированного снабжения населения значительными привилегиями в обеспечении продовольствием и промтоварами. Не довольствуясь этим, чиновники нередко использовали свое служебное положение в корыстных целях. Однако рядовые коммунисты не имели никаких льгот и привилегий, хотя, кроме воинской и трудовой дисциплины, они подчинялись еще дисциплине партийной. [c.465]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных