Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеологическая деятельность




Главной задачей идеологической деятельности партии было сплочение общества во имя победы. В основу идеологической работы были положены выступления Сталина, начиная с его речи по радио 3 июля 1941 г. Культ личности усиливался во время войны и достиг апогея к ее концу. В массовом сознании партия и государство ассоциировались с именем Сталина. Вера в него была сродни религиозной. На прославление вождя направлялись основные усилия партийных идеологов. Даже в обстановке военных поражений лета 1941 г. его называли “символом наших побед”, “величайшим пролетарским полководцем и стратегом”, “гениальным организатором победы”. Правда, если в первый период войны газеты помещали его фотографии в простой одежде, поддерживая миф 30-х годов о “великом, простом и близком”, то когда перелом в войне был достигнут – талантом полководцев, мужеством и стойкостью солдат, самоотверженным трудом рабочих, колхозников, интеллигенции – публиковались репродукции с картин, изображавших Сталина как богатыря в парадной маршальской форме.

В условиях единоличной власти Сталина с ним были реально связаны и тяжелые поражения, и просчеты (в которых ни он сам, ни его соратники никогда не признавались), и победы. Однако для большинства образ Сталина был связан только с победами, а потому его [c.473] роль в сплочении народа при том уровне культуры и политического сознания масс была чрезвычайно велика.

Главным условием единства общества было отношение к войне как к Отечественной, в которой решается судьба страны и ее народа. Действительность опровергла иллюзорные довоенные надежды на “революционный взрыв” в капиталистической Германии при первом же столкновении с социалистическим Советским Союзом. От абстрактных разоблачений фашизма пропаганда перешла к описанию зверств оккупантов на захваченной территории, к воспитанию в людях чувства ненависти и мести к врагу, которое отражал лозунг “Смерть немецким оккупантам!”.

Перенесение военных действий на территорию Германии, выполнение Красной Армией освободительной миссии поставило новые задачи перед пропагандой. Официальные установки в отношении повергнутого врага в корне отличались от той политики, которую проводили оккупанты на нашей земле. И хотя эксцессы были нередки, ненависть к врагу не вылилась во всеобщую слепую ярость по отношению к немецкому народу, жестоко обманутому своими правителями.

Человеконенавистнической идеологии фашизма – идеологии расизма, агрессии, геноцида и ограбления в отношении порабощенных народов – советская пропаганда противопоставила такие общечеловеческие ценности, как национальная независимость, равноправие и дружба народов, справедливость, гуманизм. Декларирование этих идей, весьма далеких от реальной политики и практики, привлекало к СССР симпатии демократической общественности за рубежом, способствовало росту его международного авторитета и влияния. Внутри страны оно рождало надежды на серьезные изменения после победоносного окончания войны.

Действенным средством воспитания патриотизма явилась пропаганда подвигов защитников Родины на фронте, в партизанских отрядах и подполье. На всю страну прогремели имена Н.Ф.Гастелло, В.В.Талалихина, А.М.Матросова, З.А.Космодемьянской, Е.И.Чайкиной, героев “Молодой гвардии”. Прославлены были имена тружеников тыла Д.Ф.Босого, Е.П.Агаркова, Е.К.Барышниковой, Н.А.Лунина, Ф.П.Головатого. Так же героически сражались и работали в тылу тысячи и тысячи советских людей. Вклад каждого в победу над германским фашизмом был бесценен.

Наряду с пропагандой подвигов в годы войны, преимуществ социализма и советского образа жизни в воспитании патриотизма усилилось обращение к истории. На смену канонизированным героям гражданской войны приходят русские князья, цари и полководцы. Чертами национальных героев наделяются Иван Грозный и Петр I, проводятся параллели между ними и Сталиным, что служит оправданием жестокости режима.

Тенденции возврата к традициям российской государственности соответствовали введению нового Государственного гимна, роспуск Коминтерна, возвращение к ряду атрибутов прошлого (погоны и офицерские звания в армии, Суворовские училища, раздельное обучение в школах и т.д.). В массовом сознании все это зачастую воспринималось как отход от советских ценностей и традиций. [c.474]

Усилилось национальное самосознание и внимание к историческим традициям не только у русского, но и у других народов СССР, однако это квалифицировалось идеологическим руководством крайне отрицательно как извращения националистического характера.

Литература и искусство военной поры воспевали героизм народа, вселяли в него веру в победу, но стремились сказать и о безмерных страданиях людей, осмыслить пережитое и причины народной трагедии. Однако партийное руководство не хотело допустить этого. Идеологический прессинг усилился. Ни одно произведение литературы, искусства, труд обществоведа не могли появиться в свет без ведома управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Руководствуясь убеждением в том, что все это лишь средства идеологического воздействия, инструмент в руках партийных пропагандистов, чиновники определяли ценность художественных произведений, играли судьбами творческих работников, стремясь исключить любые отклонения от заданных трафаретов.

Разносной критике, а порой и запрещению подвергались произведения таких мастеров, как А.П.Довженко, И.Л.Сельвинский, М.М.Зощенко, Н.И.Асеев, А.Т.Твардовский, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович и др. Начались обвинения в “космополитизме”, в отсутствии “глубоких народных корней”. Идеологические ведомства опасались “влияния Запада”, а потому всячески ограничивали распространение изданий союзников по антигитлеровской коалиции, строго дозировали информацию об их военных успехах.

Существенно изменилась политика партийно-государственного руководства по отношению к церкви. Утраты и лишения в тяжелое время войны оживили религиозные настроения в народе. Церковь заняла патриотическую позицию, лояльную советскому государству. Осенью 1943 г. Сталин встретился с православными иерархами, в результате был создан Совет по делам русской православной церкви. Улучшились отношения и с другими конфессиями. Разумеется, деятельность церковных руководителей протекала под строгим надзором органов госбезопасности. Используя в государственных целях церковных иерархов, власти не попустительствовали распространению религиозного влияния в массах. Свобода совести не могла существовать в условиях насаждения всеобщего единомыслия.

Война многонационального Советского Союза была отечественной для всех его народов. Каждый из них внес посильный вклад в борьбу с фашизмом. Укрепление братского содружества советских народов было одной из ведущих тем пропаганды. Вместе с тем на практике именно во время войны начал внедряться принцип подбора кадров по национальному признаку. Сталинским режимом были совершены чудовищные преступления, оставившие роковой след в сознании народов и губительно отразившиеся на самой судьбе СССР. Депортации подверглись немцы, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары. Названия этих народов были стерты с карты Советского Союза. Репрессиям подвергся и ряд других национальностей. Преступления сталинизма разрушительно действовали на межнациональные отношения.

В этих условиях, при всей несомненности угрозы, исходившей от не ецко-фашистских захватчиков, сплочение общества было чрезвычайно [c.475] сложной задачей. Безусловно, преобладали объединяющие патриотические настроения, самоотверженность, готовность терпеть тяготы войны, уверенность в победе. Вместе с тем любые проявления несправедливости, сокрытия правды, растерянности, трусости и своекорыстия представителей партийно-государственного аппарата вызывали возмущение. Оно выражалось чаще всего в частных разговорах и жалобах в вышестоящие инстанции, а изредка и в более активных формах (листовки, стихийные митинги и т.д.), которые жестоко подавлялись. К народу обращались как к некой безликой послушной массе, пренебрегая человеком как личностью. Сплочения часто добивались такими средствами, которые рождали новые противоречия дававшие о себе знать и десятилетия спустя.

Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне была достигнута героическими усилиями СССР. Их сплотила и организовала правящая Коммунистическая партия.

В годы войны народ-победитель, потерявший в войне свыше 27 млн. человек, осознал свои силы, свое достоинство, свое право на лучшую жизнь, на свободу, на демократические перемены. К сожалению, большинству этих надежд не суждено было сбыться. Война способствовала консервации политической системы тоталитарной диктатуры. “Победителей не судят”, поэтому и ошибки, и просчеты, и преступления руководства оказались как бы перечеркнутыми Победой. А главное – еще глубже укоренялся стиль военного времени: приказы и команды вместо руководства, нетерпимость к инакомыслию, уверенность в неисчерпаемости сил и ресурсов страны, в возможности решать новые задачи старыми, оправдавшими себя в военных условиях средствами. Все это порождало новые проблемы на пороге послевоенного этапа истории страны. [c.476]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных