Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






XXVI. Пределы обязанностей государства




§ 362. Ког­да семья и го­су­дарство еще не диф­фе­рен­ци­ро­ва­лось друг от дру­га, те­ория и прак­ти­ка оте­чес­ко­го уп­рав­ле­ния об­ществом бы­ли впол­не ес­тествен­ны и по­лез­ны. Но в си­лу вы­жи­ва­ния по­доб­ные идеи сох­ра­ни­лись до сих пор, нес­мот­ря на пол­ное из­ме­не­ние ус­ло­вий су­щество­ва­ния об­ще­ства. В са­мом де­ле, в пат­ри­ар­хальной груп­пе гла­ва был собствен­ни­ком все­го иму­щества, бла­го­де­те­лем и кор­мильцем всех сво­их по­том­ков, а в сов­­­ре­мен­ном об­ществе, на­обо­рот, уп­рав­ля­емые пре­дос­тав­ля­ют средства су­ще­ст­во­ва­ния уп­рав­ля­ющим; в пат­ри­ар­хальной груп­пе ин­те­ре­сы уп­рав­ля­юще­го и уп­рав­ля­емых бы­ли тож­дествен­ны, а в на­шем об­ществе ин­те­ре­сы обе­их сто­рон да­ле­ко не сов­па­да­ют; на­ко­нец, при­ни­мая во вни­ма­ние нес­лож­ность и од­но­об­ра­зие ус­ло­вия су­щество­ва­ния, боль­шая опыт­ность гла­вы пат­ри­ар­хальной груп­пы де­ла­ли его действи­тельно но­си­те­лем об­ществен­ной муд­рос­ти, а у нас пе­ре­вес ума, зна­ния и та­лан­та на сто­ро­не уп­рав­ля­емых.

§ 363. Так как го­су­дарства об­ра­зо­ва­лись пу­тем войн и за­во­ева­ний, то во гла­ве пра­ви­тельства очу­ти­лись во­ен­ные вож­ди, ко­то­рые ста­ли рассмат­ри­вать об­щество как ар­мию. От­сю­да по­пыт­ки при­ме­нять к доб­ро­вольно­му про­мыш­лен­но­му сот­руд­ни­честву прин­ци­пы, при­год­ные только для при­ну­ди­тельной во­ен­ной ко­опе­ра­ции…

§ 365. Ес­ли устра­нить воп­рос о войне и рассмат­ри­вать обя­зан­нос­ти го­су­дарства с точ­ки зре­ния внут­рен­не­го уп­рав­ле­ния, то воп­рос о пре­де­лах этих обя­зан­нос­тей све­дет­ся к воп­ро­су о том, есть ли у го­су­дарства дру­гие обя­зан­нос­ти, кро­ме обя­зан­нос­ти под­дер­жи­вать спра­вед­ли­вость, и не на­ру­шит ли оно этой ос­нов­ной своей обя­зан­нос­ти, пы­та­ясь взять на се­бя дру­гие обя­зан­нос­ти. На­ше иссле­до­ва­ние при­ве­дет к то­му от­ве­ту, что у го­су­дарства не мо­жет быть дру­гих обя­зан­нос­тей.

§ 366. Ибо вся­кая иная де­ятельность го­су­дарства при­во­дит или к пря­мо­му ог­ра­ни­че­нию чей‑ли­бо сво­бо­ды в большей ме­ре, чем это тре­бу­ет­ся спра­вед­ли­востью, или к кос­вен­но­му ог­ра­ни­че­нию этой сво­бо­ды, вы­ра­жа­юще­му­ся из­лиш­ни­ми на­ло­га­ми, так как вся­кий на­лог есть прис­во­ение го­су­дарством час­ти ин­ди­ви­ду­ально­го тру­да, т. е. ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды ин­ди­ви­да; это осо­бен­но яс­но бы­ло в сред­ние ве­ка, ког­да вмес­то сов­ре­мен­ной сис­те­мы на­ло­гов гос­подство­ва­ла сис­те­ма бар­щи­ны (corvée)…

XXVII. Пределы обязанностей государства (продолжение)

§ 368. Об­суж­дая воп­рос о пре­де­лах обя­зан­нос­тей го­су­дарства, мы пос­то­ян­но должны пом­нить о той пе­ре­ме­не, ко­то­рая со­вер­ша­лась и со­вер­ша­ет­ся на­ря­ду с упад­ком ми­ли­та­риз­ма и раз­ви­ти­ем ин­дустри­ализ­ма. При исклю­чи­тельном гос­подстве ми­ли­та­риз­ма у граж­дан не бы­ло ни охо­ты, ни воз­мож­нос­ти брать на се­бя ини­ци­ати­ву в тех раз­но­об­раз­ных сфе­рах де­ятельнос­ти, ко­то­рые те­перь на­хо­дят­ся в ру­ках раз­лич­ных доб­ро­вольных ас­со­ци­аций…

§ 372. Ес­ли пра­ви­тельство вы­пол­ня­ет так дур­но свои са­мые су­ществен­ные обя­зан­нос­ти, то мож­но ли пред­по­ла­гать, что оно ста­нет луч­ше вы­пол­нять ме­нее су­ществен­ные обя­зан­нос­ти? Ко­неч­но, нет, а меж­ду тем за­ня­тия дру­ги­ми де­ла­ми отвле­кут вни­ма­ние пра­ви­тельства, и оно ста­нет вы­пол­нять свои обя­зан­нос­ти еще ху­же…

§ 378. Сред­ней ру­ки за­ко­но­да­тель ни­ког­да не поймет все­го мо­гу­щества сво­бод­ной ини­ци­ати­вы граж­дан, и, на­обо­рот, он всег­да бу­дет ожи­дать слиш­ком мно­го­го от пра­ви­тельствен­но­го вме­ша­тельства. А меж­ду тем, ес­ли мы рассмот­рим, ка­ким об­ра­зом по­верхность зем­ли бы­ла рас­чи­ще­на и сде­ла­на пло­дот­вор­ной, ка­ким об­ра­зом вы­рос­ли го­ро­да, ка­ким об­ра­зом воз­ник­ла и раз­ви­ва­лась про­мыш­лен­ность, ка­ким об­ра­зом прог­рес­си­ро­ва­ли ис­кусства, ка­ким об­ра­зом на­ко­пи­лись зна­ния, ка­ким об­ра­зом соз­да­лась ли­те­ра­ту­ра и т. п., – мы всю­ду найдем, что все это соз­да­но пу­тем частной ини­ци­ати­вы, а пра­ви­тельствен­ное вме­ша­тельство не только не при­но­си­ло здесь ни­ка­кой пользы, но да­же бы­ва­ло пря­мо вред­но.

XXIX. Пределы обязанностей государства (окончание)

§ 380. …О са­мом важ­ном до­во­де в пользу ог­ра­ни­че­ния пра­ви­тель­ствен­но­го вме­ша­тельства. Са­мая вы­со­кая цель вся­ко­го за­ко­но­да­тельства должна зак­лю­чаться в раз­ви­тии ха­рак­те­ра у граж­дан. А пра­ви­тельствен­ное вме­ша­тельство влияет вред­но на раз­ви­тие ха­рак­те­ров.

§ 381. Ког­да война бы­ла пос­то­ян­ным и все­об­щим яв­ле­ни­ем, глав­ней­шая обя­зан­ность каж­до­го граж­да­ни­на зак­лю­ча­лась в том, что­бы быть пос­то­ян­но го­то­вым для борьбы с вра­га­ми. При этом ес­тествен­но ус­та­но­вил­ся взгляд, сог­лас­но ко­то­ро­му не только во­ины, но и все граж­да­не должны го­то­виться пра­ви­тельством к вы­пол­не­нию сво­их обя­зан­нос­тей.

§ 382. Но меж­ду тем об­ществом, для ко­то­ро­го война бы­ла глав­ной целью, а про­мыш­лен­ная де­ятельность вто­рос­те­пен­ной, и сов­ре­мен­ным об­ще­ством, глав­ная цель ко­то­ро­го сос­то­ит в раз­ви­тии про­мыш­лен­ной де­я­тель­нос­ти, – су­ществу­ют ос­нов­ные раз­ли­чие. Преж­де ин­ди­ви­ды слу­жи­ли для це­ли об­щества, а те­перь об­щество должно слу­жить для це­лей ин­ди­ви­дов.

§ 383. Ес­ли нам ска­жут, что пра­ви­тельство мо­жет луч­ше частных лиц ре­шить, что нуж­но де­лать для гар­мо­ни­чес­ко­го раз­ви­тия об­щества, и со­об­раз­но с этим мо­жет уп­рав­лять де­ятельнос­тя­ми ин­ди­ви­дов и раз­ви­ти­ем их ха­рак­те­ров, то мы от­ме­тим, что та­кое пра­ви­тельствен­ное ру­ко­водство не­из­беж­но име­ло бы са­мые вред­ные пос­ледствия. Ка­ков бы не был тот иде­ал граж­да­ни­на, ко­то­рый был бы ус­во­ен пра­ви­тельством, пра­ви­тельствен­ное вос­пи­та­ние граж­дан бу­дет од­но­об­раз­но; а стрем­ле­ние сфор­ми­ро­вать всех по од­но­му об­раз­цу не мо­жет не быть вред­ным. Ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет, что раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ров есть од­но из глав­ных ус­ло­вий прог­рес­са. Дру­гим вред­ным пос­ледстви­ем пра­ви­тельствен­ной опе­ки бу­дет раз­ви­тие сре­ди граж­дан пас­сив­но­го по­ви­но­ве­ния, пас­сив­но­го ус­во­ения чу­жих пред­на­чер­та­ний. На­ко­нец, за­щит­ни­ки пра­ви­тельствен­ной опе­ки за­бы­ва­ют, что че­ло­век по­доб­но дру­гим су­ществам, име­ет ес­тествен­ное стрем­ле­ние прис­по­соб­ляться к тре­бо­ва­ни­ям ок­ру­жа­ющей сре­ды; сле­до­ва­тельно, со­от­ветствие меж­ду его ха­рак­те­ром и пот­реб­нос­тя­ми жиз­ни ус­та­но­вит­ся пу­тем са­моп­ро­из­вольной де­ятельнос­ти.

§ 384. Но ка­ким об­ра­зом был бы соз­дан этот иде­ал граж­да­ни­на? Мы нас­ле­ду­ем от пред­ков не только те­лес­ную ор­га­ни­за­цию, но и ор­га­ни­за­цию ду­хов­ную. Все на­ши сов­ре­мен­ные иде­алы яв­ля­ют­ся в зна­чи­тельной ме­ре воспро­из­ве­де­ни­ем прош­ло­го, слег­ка пе­ре­ра­бо­тан­ным сог­лас­но тре­бо­ва­ни­ям нас­то­яще­го. И только иде­ал сде­ла­ет­ся обя­за­тельным, сог­лас­но с ним бу­дут фор­ми­ро­ваться все граж­да­не! Здесь мы ви­дим но­вый при­мер то­го без­рас­суд­но­го убеж­де­ния поч­ти каж­до­го че­ло­ве­ка, что только он вла­де­ет ис­ти­ной; хо­тя при этом он и за­ме­ча­ет, что дру­гие лю­ди, убеж­де­ния ко­то­рых со­вер­шен­но не по­хо­дят на его убеж­де­ния, так­же уве­ре­ны в своей не­пог­ре­ши­мос­ти. Вся­кий, счи­та­ющий се­бя в пра­ве на­вя­зы­вать бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям свои убеж­де­ния, не сог­ла­сил­ся бы, од­на­ко, приз­нать для се­бя обя­за­тельным иде­алы прош­ло­го вре­ме­ни…

ТОКВИЛЬ Алексис де






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных