ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
XXVI. Пределы обязанностей государства§ 362. Когда семья и государство еще не дифференцировалось друг от друга, теория и практика отеческого управления обществом были вполне естественны и полезны. Но в силу выживания подобные идеи сохранились до сих пор, несмотря на полное изменение условий существования общества. В самом деле, в патриархальной группе глава был собственником всего имущества, благодетелем и кормильцем всех своих потомков, а в современном обществе, наоборот, управляемые предоставляют средства существования управляющим; в патриархальной группе интересы управляющего и управляемых были тождественны, а в нашем обществе интересы обеих сторон далеко не совпадают; наконец, принимая во внимание несложность и однообразие условия существования, большая опытность главы патриархальной группы делали его действительно носителем общественной мудрости, а у нас перевес ума, знания и таланта на стороне управляемых. § 363. Так как государства образовались путем войн и завоеваний, то во главе правительства очутились военные вожди, которые стали рассматривать общество как армию. Отсюда попытки применять к добровольному промышленному сотрудничеству принципы, пригодные только для принудительной военной кооперации… § 365. Если устранить вопрос о войне и рассматривать обязанности государства с точки зрения внутреннего управления, то вопрос о пределах этих обязанностей сведется к вопросу о том, есть ли у государства другие обязанности, кроме обязанности поддерживать справедливость, и не нарушит ли оно этой основной своей обязанности, пытаясь взять на себя другие обязанности. Наше исследование приведет к тому ответу, что у государства не может быть других обязанностей. § 366. Ибо всякая иная деятельность государства приводит или к прямому ограничению чей‑либо свободы в большей мере, чем это требуется справедливостью, или к косвенному ограничению этой свободы, выражающемуся излишними налогами, так как всякий налог есть присвоение государством части индивидуального труда, т. е. ограничение свободы индивида; это особенно ясно было в средние века, когда вместо современной системы налогов господствовала система барщины (corvée)… XXVII. Пределы обязанностей государства (продолжение) § 368. Обсуждая вопрос о пределах обязанностей государства, мы постоянно должны помнить о той перемене, которая совершалась и совершается наряду с упадком милитаризма и развитием индустриализма. При исключительном господстве милитаризма у граждан не было ни охоты, ни возможности брать на себя инициативу в тех разнообразных сферах деятельности, которые теперь находятся в руках различных добровольных ассоциаций… § 372. Если правительство выполняет так дурно свои самые существенные обязанности, то можно ли предполагать, что оно станет лучше выполнять менее существенные обязанности? Конечно, нет, а между тем занятия другими делами отвлекут внимание правительства, и оно станет выполнять свои обязанности еще хуже… § 378. Средней руки законодатель никогда не поймет всего могущества свободной инициативы граждан, и, наоборот, он всегда будет ожидать слишком многого от правительственного вмешательства. А между тем, если мы рассмотрим, каким образом поверхность земли была расчищена и сделана плодотворной, каким образом выросли города, каким образом возникла и развивалась промышленность, каким образом прогрессировали искусства, каким образом накопились знания, каким образом создалась литература и т. п., – мы всюду найдем, что все это создано путем частной инициативы, а правительственное вмешательство не только не приносило здесь никакой пользы, но даже бывало прямо вредно. XXIX. Пределы обязанностей государства (окончание) § 380. …О самом важном доводе в пользу ограничения правительственного вмешательства. Самая высокая цель всякого законодательства должна заключаться в развитии характера у граждан. А правительственное вмешательство влияет вредно на развитие характеров. § 381. Когда война была постоянным и всеобщим явлением, главнейшая обязанность каждого гражданина заключалась в том, чтобы быть постоянно готовым для борьбы с врагами. При этом естественно установился взгляд, согласно которому не только воины, но и все граждане должны готовиться правительством к выполнению своих обязанностей. § 382. Но между тем обществом, для которого война была главной целью, а промышленная деятельность второстепенной, и современным обществом, главная цель которого состоит в развитии промышленной деятельности, – существуют основные различие. Прежде индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов. § 383. Если нам скажут, что правительство может лучше частных лиц решить, что нужно делать для гармонического развития общества, и сообразно с этим может управлять деятельностями индивидов и развитием их характеров, то мы отметим, что такое правительственное руководство неизбежно имело бы самые вредные последствия. Каков бы не был тот идеал гражданина, который был бы усвоен правительством, правительственное воспитание граждан будет однообразно; а стремление сформировать всех по одному образцу не может не быть вредным. История показывает, что разнообразие характеров есть одно из главных условий прогресса. Другим вредным последствием правительственной опеки будет развитие среди граждан пассивного повиновения, пассивного усвоения чужих предначертаний. Наконец, защитники правительственной опеки забывают, что человек подобно другим существам, имеет естественное стремление приспособляться к требованиям окружающей среды; следовательно, соответствие между его характером и потребностями жизни установится путем самопроизвольной деятельности. § 384. Но каким образом был бы создан этот идеал гражданина? Мы наследуем от предков не только телесную организацию, но и организацию духовную. Все наши современные идеалы являются в значительной мере воспроизведением прошлого, слегка переработанным согласно требованиям настоящего. И только идеал сделается обязательным, согласно с ним будут формироваться все граждане! Здесь мы видим новый пример того безрассудного убеждения почти каждого человека, что только он владеет истиной; хотя при этом он и замечает, что другие люди, убеждения которых совершенно не походят на его убеждения, также уверены в своей непогрешимости. Всякий, считающий себя в праве навязывать будущим поколениям свои убеждения, не согласился бы, однако, признать для себя обязательным идеалы прошлого времени… ТОКВИЛЬ Алексис де Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|