Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Главные выставки сезона 2014 – 2015 гг по версии журнала




В августе 2014 года журнал выпускает обзор «главных выставок» сезона 2014 – 2015 гг. по мнению редакции [49]. Эти материалы формируют выставочный маршрут целевой аудитории (современной молодёжи).

В число «главных» вошли:

Выставка «Взгляни в глаза войны» в «Новом Манеже», организованная музейщиками совместно с режиссером Павлом Лунгиным и архитекторами. Из архивов нескольких стран собрали политические документы, переписку Николая II, фронтовые открытки и письма, фотографии царской семьи и другое. Также на выставке можно было посмотреть экспонаты из собрания Третьяковской галереи: картины Натальи Гончаровой, Алексея Крученых, Павла Филонова, Виктора Васнецова. Снова на выставке присутствовали интерактивные инсталляции, которые московская публика на широко раскрученной в СМИ государственной выставке «Романовы». В последовательности событий Первой мировой войны гости выставки могли разобраться с помощью цифрового интерактивного панно.

Выставка «СтритАрх» в Музее архитектуры, демонстрирующая историю развития монументального искусства Москвы от сталинизма до Паши 183. Паша 183 – псевдоним современного художника Павла Пухова, яркого представителя современного уличного искусства. Работы, созданные Павлом вне улиц, находятся в частных собраниях в Париже, Лондоне и Москве. В своих работах он затрагивал такие темы, как подавляющая роль индустрии в современном обществе, одиночество, коммерциализация и исторические события. Известность Паша 183 приобрел в 2012 году, благодаря публикациям во многих зарубежных изданиях, в том числе «The Guardian», «The Huffington Post», «The Telegraph».

В Московском Музее Современного Искусства весной 2014 года также проходила персональная выставка Павла Пухова. По материалам пресс-релиза выставки, весь второй этаж площадки музея на Гоголевском бульваре видоизменился и на время выставки музейные залы с помощью инсталляций превратились в пространство улицы, со всеми атрибутами: остановки, фонари, заборы и снег.

Кураторами выставки были Полина Борисова, создатель и организатор граффити-фестиваля «The Others». А также Кирилл Лебедев – художник, организатор и участник проектов, пропагандирующих уличное искусство. Он сам занимался стрит-артом в составе арт-групп «Зачем» (2002-2009) и «No Future Forever» (2005-2009). Курировал современные проекты, а в 2012 году вошёл в Топ-50 самых влиятельных лиц в Российском искусстве по версии журнала «Артхроника», а в 2013 - в Топ-20 самых влиятельных художников в Российском искусстве по версии журнала "Артгид".

«Афиша» сообщает, что выставка «СтритАрх» продолжает череду исследований на модную тему уличного искусства. «От героических мозаик 1950-х и 1960-х, через уличные плакаты и афиши, нереализованные архитектурные проекты — к паблик-арту и стрит-арту»[49].

К слову, стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство), на сегодняшний день интересное явление, где уличные граффити, постеры и трафареты входят в систему современного искусства и теоретически, стоят в одном ряду с произведениями классиков, выставляются на одних и тех же площадках[37].

Тема стрит-арта уходит истоками еще к российским футуристам. В 1918 году они опубликовали Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», который гласит:

«Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.»

Экспрессивные футуристы призывали «самоцветными радугами» раскрасить улицы, площади и дома, «облагораживая глаз (вкус) прохожего», немедля брать краски и кисти и «иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов» [12].

Футуристы хотели, чтобы, проходя по улице, граждане ежеминутно наслаждались «глубиной мысли великих современников», «созерцали цветистую яркость красивой радости сегодня» и чтобы улицы стали праздником искусства для всех[12].

В дальнейшем стрит-арт развивается. В начале 1980х годов он проникает в музеи и галереи, случается большое количество выставок, где молодые уличные творцы получают признание как художники в полном смысле этого слова. Графитчики начинают выставляться в музеях Европы параллельно с выставками в прославленных галереях Нью-Йорка. Стрит-арт становится модным явлением, в европейских выставках этого направления участвуют такие знаменитости, как Жан-Мишель Баскиа, Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер[5], [89], [133]

Осенью 2014 года состоялась «Артмоссфера», биеннале уличного искусства от Департамента культуры Москвы[93]. Экспозиционное пространство включило в себя работы всех московских уличных художников и активистов, а также были приглашены 45 зарубежных художников. Центром фестиваля стала выставка на просторах модной площадки ArtPlay, всё действо сопровождалась лекциями, дискуссиями и временными акциями. Журнал «Афиша» из минусов биеннале отметил только «подотчетность московским чиновникам» [55]. Биеннале была частью нового форума «Культура. Взгляд в будущее», который прошёл в «Манеже» в октябре[45].

Очевидно, что современная художественная культура складывается на стыке всех современных направлений – музыки, кино и театра. Расширение границ и развитие технологий в современном искусстве чётко прослеживается и отражается в зеркале СМИ.

Одна из главных выставок, по версии «Афиши» - «Metamorphosis», где предоставлены изобразительные работы современного музыканта и композитора Романа Литвинова, больше известного под псевдонимом Mujuice. Mujuice – очень популярный и модный российский музыкант, прославившийся теперь и за рубежом[49].

Сложно расценивать художественную ценность данной экспозиции, где основной мотив работ и выставки в целом – абстрактные черно-белые вороны, как символ одиночества и непредвзятого отношения к смерти.

Слушающая аудитория Mujuice Исследовав серию выпусков журнала «Афиша» можно заметить несколько материалов о Романе Литвинове, анонсы концертов и пиар личности музыканта. Альбомы и концерты Mujuice не раз входили в чарты «Афиши», как самые лучшие музыкальные события. Литвинова называют «ведущим российским электронным музыкантом» [54]. Это яркий пример раскрутки бренда и пропаганды поп-музыканта, создание потребительского спроса.

В складывающихся условиях современного искусства и культуры художники, имеющие в своих целях быть популярными и востребованными, вынуждены трансформировать свой стиль к требованиям времени.

Эти трансформации демонстрировались на выставке Музея Москвы «Москва: Ускользающая реальность» арт-дуэта российских художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, которые обращают свое внимание в сторону урбанизма, идя путем Департамента культуры Москвы. Были показаны новые картины художников, в которых образ Москвы разных эпох соединяется в воображаемых и реальных исторических чертах[49].

Ещё в Советском союзе и особенно ярко в настоящее время развивается искусство андеграунда, что выступает своеобразным символом 21 века.

Андергра́унд (от англ. underground— подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству[31].

Слово «мейнстрим» несёт в себе все самые новые и популярные течения, чаще всего, в кругу современной молодёжи. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением, артхаусом[36]-[37].

Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андеграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда — «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп[3] [27] [32].

Одна из «главных выставок» сезона 2014 – 2015 гг. по версии «Афиши» - показ в «Манеже» андеграундных картин Эрика Булатова, одного из основателей соц-арта, вариаций на тему живописного концептуализма и ответвления поп-арта. Самые известные работы Булатова сочетают в себе пустынный русский пейзаж, облачное небо и абсурдные надписи[49].

Одна из противоречивых выставок сезона носит остросоциальный и политический характер. «Exhibit B», выставка-перформанс о сложностях адаптации мигрантов, прошедшая в Музее Современного искусства, что характерно, так как сложно представить этот перформанс в стенах, например, Третьяковской Галереи или ГМИИ им Пушкина. Дело в том, что экспозиция «живая», в прямом смысле этого слова: экспонатами музейного зала стали живущие в Москве африканцы и приезжие работники из Средней Азии, с которыми посетители могли пообщаться и рассмотреть артефакты из повседневной жизни мигрантов[49].

Работа с миноритарными группами также является одним из важных направлений в работе художников-активистов. Часто в этой деятельности они приравниваются к социальным работникам. Так, Виктория Ломаско, современная российская художница и куратор, провела серию уроков рисования в воспитательной колонии, разработав авторскую методичку для занятий. Рисунки ее учеников были показаны на нескольких выставках и опубликованы в виде открыток. Другой ее проект — графический репортаж о жизни и бесправном положении мигрантов, работающих в продуктовом магазине в Москве, которой она опубликовала в «Facebook», одновременно являлся и журналистским расследованием [7].

С темой трудовой миграции (и шире — национализма в России) работают и многие другие авторы. Илья Фальковский о своем проекте «Незаметные убийства», основанном на материалах уголовного дела банды «НСО-Север», на счету которой десятки нападений и убийств как мигрантов из Средней Азии и Закавказья, так и русских «не арийской внешности», пишет: «Пока они жили, нас мало интересовала судьба этих людей, большинство из которых — бедняки, дворники и рабочие, ежедневно гнущие свои спины в тяжелом труде. Они жили рядом с нами, в подвалах наших домов, но мы их просто не замечали — что нам до их нужд, у нас своих полно. Пусть после смерти они будут удостоены хотя бы этих неприкрашенных описаний своей гибели…»[18].

Уже несколько лет с проблемами, связанными с миграцией, работает художница из Петербурга Ольга Житлина. Один из ее проектов — настольная игра «Россия — страна возможностей», созданная совместно с АДЦ «Мемориал», — это способ рассказать о возможных сценариях судеб миллионов мигрантов, ежегодно приезжающих на заработки в Российскую Федерацию из бывших советских республик Центральной Азии. «Наша цель — дать играющим ощутить себя “в шкуре” иностранного рабочего, прочувствовать все риски и возможности, понять соотношение игры случая и личной ответственности, и таким образом ответить на такие вопросы-обвинения в адрес мигрантов как, например, “Почему они работают нелегально?”, “Зачем они соглашаются на такие условия?”. С другой стороны, только описав лабиринтообразную схему правил, обманов, бюрократических препон и ловушек, по которой устроена миграция в сегодняшней России, мы получаем общее видение того, как можно действовать внутри этой схемы, и того, что в ней необходимо изменить. Больше всего хотелось бы, чтобы эта игра стала документом историческим[7].

Как мы видим, тема мигрантов (и шире – национализма) является крайне актуальной и находит себе применение в СМИ.

В музее «Гараж» «Афиша» отметила осеннюю выставку «Перформанс в России: картография истории», где представлена хронология перформанса в России с начала XX века. На выставке была использованна система тегов, заменяющая искусствоведческие термины. Система создана для освоения хронологии и системы различных художественных направлений, а также каждый посетитель мог составить персональный маршрут передвижения по выставке с помощью тегов. По мнению «Афиши», экспозиция, помимо познавательной, несет и просветительскую функцию: подчеркивает роль российского искусства в мировой культуре[49].

Активно освещается в «Афише» переезд и новая жизнь «одной из главных площадок современного искусства в Москве», часто упоминаемого в данной работе музея «Гараж».

13 мая этого года в «Афише» вышла статья «Музей будущего — это площадь», в связи с тем, что в ближайшем будущем в самом центре Москвы, на Болотной площади, может появиться еще один музей современного искусства. Проектом занимается Тереза Иароччи Мавика, директор фонда V-A-C. Фонд был основан в 2009 году Леонидом Михельсоном, российским миллиардером и предпринимателем, крупным акционером российской газовой компании «НОВАТЭК». Фонд посвящен интеграции российского искусства в мировой художественный контекст, направлен на «развитие современного искусства в России посредством выставочных, образовательных и издательских проектов»[4], [10], [87], [128]

Удачный музей, который планируется создать в центре Москвы, по словам Терезы, должен быть вдохновлен самим городом, принадлежать ему. Это место не импортировано, взято откуда-нибудь и перевезено, а должно именно родиться в Москве.

С основными идеями статьи можно познакомиться в приложении №2.

В интервью журналисты «Афиши» всегда общаются простым языком со своими респондентами, не стесняются задавать откровенные вопросы и много шутят. За счёт этого молодёжной аудитории нравится это издание и материалы, созданные в таком неофициальном ключе, привлекают внимание к выставкам и людям, о которых идет речь в журнале.

Журнал любит экспериментировать и часто привлекает аудиторию игровой формой подачи материала. К примеру, майский тест: «Что дороже: великое произведение искусства или поделка с eBay» [95]. «Афиша» играет с великими произведениями искусства, сравнивая их с недорогими работами малоизвестных художников, которые продаются на eBay и других доступных торговых площадках. В тесте предлагается оценить две живописные работы, а затем навести курсор на метки, чтобы узнать их настоящую стоимость. Редакция комментирует, что ни в коем случае не хочет принизить художественную ценность работ известных мастеров.

 

 

3. Информационный портал «BURO 24/7»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных