Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 36 страница




Существенное влияние на работоспособность оператора оказыва­ет правильный выбор типа и размещения органов и пультов управления машинами и механизмами. При компоновке постов и пультов управ­ления необходимо знать, что в горизонтальной плоскости зона обзора без поворота головы составляет 120°, с поворотом —225°; оптималь­ный угол обзора по горизонтали без поворота головы —30—40° (до­пустимый 60°), с поворотом — 130°. Допустимый угол обзора по гори­зонтали оси зрения составляет 130°, оптимальный —30° вверх и 40° вниз.

Приборные панели следует располагать так, чтобы плоскости ли­цевых частей индикаторов были перпендикулярны линиям взора оператора, а необходимые органы управления находились в пределах досягаемости. Наиболее важные органы управления следует распола­гать спереди и справа от оператора. Максимальные размеры зоны до­сягаемости правой рукой —70... 110 см. Глубина рабочей панели не должна превышать 80 см. Высота пульта, предназначенного для рабо­ты сидя и стоя, должна быть 75...85 см. Панель пульта может быть на­клонена к горизонтальной плоскости на 10...20°, наклон спинки крес­ла при положении сидя —0... 10°.

Для лучшего различия органов управления они должны быть раз­ными по форме и размеру, окрашиваться в разные цвета либо иметь маркировку или соответствующие надписи. При группировке не­скольких рычагов в одном месте необходимо, чтобы их рукоятки име­ли различную форму. Это позволяет оператору различать их на ощупь и переключать рычаги, не отрывая глаз от работы.

Применение ножного управления дает возможность уменьшить нагрузку на руки и таким образом снизить общую утомляемость one- > ратора. Педали следует применять для включения, пуска и остановки при частоте этих операций не более 20 в минуту, когда требуется боль­шая сила переключения и не слишком большая точность установки органа управления в новом положении. При конструировании нож­ного управления учитывают характер движения ног, необходимые усилие, частоту движения, общее рабочее положение тела, ход педа­ли. Наружная поверхность педали должна быть рифленой на ширину 60...100 мм, рекомендуемое усилие — 50... 100 Н.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются про- изводственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) — «утомленные мышцы быстрее восстанавли­вают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». В результате производственной гимнастики увели­чивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сер­дечно-сосудистой системы, повышается функциональная возмож­ность анализаторных систем, увеличивается мышечная сила и вынос­ливость. Однако при тяжелом труде или при работе в условиях повы­шенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утом­ляемости, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функцио­нальную музыку не рекомендуется применять при выполнении ра­бот, требующих значительной концентрации внимания (более 70 % рабочего времени), при умственной работе (более 70 % рабочего вре­мени), при большой напряженности выполняемых работ, непостоян­ных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомле­нием, восстановлением работоспособности в последнее время ус­пешно используют кабины релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные по­мещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напря­жения.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эсте­тического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, прие­ма тонизирующих напитков, имитации в помещении естествен­но-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки являет­ся аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязан­ных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утом­ляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшению самочувствия.

14.5. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН

И ПОДРОСТКОВ

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

Основными особенностями подросткового возраста является рез­кий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физиче­ское развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость свя­зочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки от­клонения в развитии органов дыхания, кровообращения и желудоч- но-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16... 18 лет установлена сокращенная продол­жительность рабочей недели 36, а для лиц в возрасте 15 лет —24 ч. Их запрещено привлекать к ночным и сверхурочным работам в выход­ные дни. Ограничено применение труда подростков по переноске тя­жестей, а если работа связана только с переноской тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг. Все лица моложе 18 лет при поступ­лении на работу обязательно проходят профилактические медицин­ские осмотры.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях при неудовлетворительной производственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологических заболева­ний и повлиять на репродуктивную функцию женщин. Неблагопри­ятное влияние на состояние здоровья женщин оказывают повышен­ная трудоемкость, нервная напряженность и монотонность труда. Для работающих женщин регламентируют предельные величины пе­реноски и перемещения грузов; вводят более благоприятные режимы труда и отдыха; ограничивают использование труда женщин в ночное время; устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.


Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщи­нами груза, при условии чередования этого процесса с другими ви­дами работ (до 2 раз в час), согласно СанПиН 2.2.0.555—96, состав­ляет 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение
рабочей смены — 7 кг. Величина динамической работы, совершае­мой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности —1750, с пола —875 кгм. Причем в массу под­нимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаков­ки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прила­гаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Поскольку организм женщин особенно уязвим в период беремен­ности, то запрещается применение труда беременных женщин на ра­ботах, которые могут нанести вред здоровью женщины или ее потом­ства. Беременные женщины в соответствии с медицинским заключе­нием должны быть переведены на более легкую работу или работу, исключающую воздействие вредных и опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверх­урочным работам, к работам в выходные дни и направление в коман­дировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

14.6. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективно­сти трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обуче­ние придает законченность и устойчивость всем формам двигатель­ной активности, является важным средством предупреждения утом­ляемости.

С точки зрения психофизиологической, трудовое обучение пред­ставляет собой процесс приспособления и соответствующего измене­ния физиологических функций организма человека для наиболее эф­фективного выполнения конкретной работы. В результате трениров­ки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышает­ся точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

Наличие квалифицированного персонала на предприятии — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. По­этому на предприятиях должна создаваться специальная система обу­чения работников по охране труда.

В соответствии с законодательством РФ об охране труда работода­тель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.


 

17—Белов

Обучению и проверке знаний подлежат:

458. руководители и специалисты предприятий, а также лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с ор­ганизацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

459. инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руково­дителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих — периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России, Главгосэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественно­го обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предпри­ятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, уча­сток, отдел, лаборатория, мастерская и др.) — на руководителя под­разделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты про­ходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия воз­ложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

460. с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);

461. с законодательными и иными нормативными правовыми ак­тами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

462. со своими должностными обязанностями по обеспечению ох­раны труда на предприятии (подразделении);

463. с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока прове­дения предыдущей проверки:

464. при введении в действие на предприятии новых или перерабо­танных (дополненных) законодательных и иных нормативных право­вых актов по охране труда;

465. при изменениях (замене) технологических процессов и обору­дования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслу­живающего персонала;

466. при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнитель­ных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих долж­ностных обязанностей);

467. по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний;

468. после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении ру­ководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

469. при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой

знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важ­ным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, кон­сультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работ­ник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их ру­ководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или не­сколько).

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для раоотников, находящих­ся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специали­стов предприятий проводится по программам, разработанным и ут­вержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по ох­ране труда, в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руково­дителей и специалистов предприятий разрабатываются и утвержда­ются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов РФ.

17* 523


Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществ­ляется государственной инспекцией труда.

Служба охраны труда предприятия должна осуществлять посто­янный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пере­смотром инструкций для работников, оказывать методическую по­мощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходи­мых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других норма­тивных актов по охране труда.

Инструкции для работников утверждаются руководителем пред­приятия после проведения предварительных консультаций с соответ­ствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны тру­да, а в случае необходимости и с другими заинтересованными служба­ми и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и но­мер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

Руководители предприятий обеспечивают инструкциями всех ра­ботников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий. Выдача инструкций руководителям подразделений (служб) предприятия должна производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций. У руководителя подразделения (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для ра­ботников всех профессий и по всем видам работ данного подразделе­ния (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденных ру­ководителем предприятия. У каждого руководителя участка (мастер, прораб и т. д.) должен быть в наличии комплект действующих инст­рукций для работников, занятых на данном участке, по всем профес­сиям и видам работ. Инструкция работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или уча­стках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.Ме­стонахождения инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступности и удоб­ства ознакомления с ними.

При обеспечении безопасных и здоровых условий труда работни­ков работодатель должен уделить особое внимание организации и проведению работ, к которым предъявляются дополнительные (по­вышенные) требования безопасности труда.

Отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены виды работ, к которым предъявляются дополнитель- ные (повышенные) требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам от­носятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузо­подъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазо­сварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, свя­занная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материа­лов, пиротехнических средств.

Работодатель, руководитель организации на основании дейст­вующих нормативных правовых актов по охране труда должны опре­делить перечень работ и профессий, к которым предъявляются до­полнительные требования безопасности труда, требующие допол­нительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продол­жительность обучения устанавливаются руководителем организа­ции с учетом действующих. Без предварительного обучения, провер­ки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью, не допускается.

Обучение осуществляется по программам, утвержденным руково­дителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом. Обучение должно завершаться провер­кой теоретических знаний и практических навыков. Прошедшему проверку зданий выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью. Проверка знаний должна быть периодич­ной в соответствии с действующими соответствующими правилами.

В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в меди­цинском учреждении.

Особое место в организации работ на предприятии отводится ра­ботам, на проведение которых требуется наряд-допуск.

Наряд-допуск — это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее со­держание, место работы, время ее начала и окончания, условия безо­пасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за без­опасность выполнения работы.

Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми ак­тами по охране труда — по каждому виду работ, например работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподъемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов и газопро­водов, ремонт котлов и т. д.

Нормативными правовыми актами определяются лица, ответст­венные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выда­чи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц пе­ред допуском бригады к работе по наряду-допуску, во время работы и по ее окончании.

Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственного руководителя и производителя работ.

Допуск к работе по наряду производится непосредственно на ра­бочем месте после проверки ответственным руководителем или ли­цом, выдавшим наряд-допуск, совместно с производителем работ выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производст­во работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда фиксирует­ся в наряде-допуске с подписью его участников. Экземпляр наря- да-допуска, по которому сделан допуск, должен находиться у произ­водителя работ и лица, выдавшего его.

Если при получении наряда-допуска у производителя работ или членов бригады возникают какие-либо сомнения, то они обязаны по­требовать разъяснения у ответственного руководителя или лица, вы­давшего наряд.

Профессиональный отбор работающих по отдельным специаль­ностям (шофера, лица, работающие на высоте, операторы и др.) пре­дусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометри­ческих данных (рост, длина рук и т. п.) и психофизиологических дан­ных (темперамент, способность к концентрации внимания, к вос­приятию большого объема информации, реакция на внешнее воздей­ствие, психологическая устойчивость и т. п.).

Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объ­ема памяти, способности к концентрации внимания как одномо­ментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разно­го рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способ­ности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информа­цию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознаком- ления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.

Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции ис­пытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предна­значенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной коор­динации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в част­ности, зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тес­ты на исследование глазомера.

Применительно к травмоопасным производствам в качестве эле­мента профотбора рекомендуется выявление с помощью специаль­ных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уро­вень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.

Подготовка работающих по вопросам охраны труда и окружаю­щей среды, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях произво­дится в рамках профессионального обучения в вузах, где задейство­ван курс «Безопасность жизнедеятельности». Специальные аспекты обеспечения последней рассматриваются в спецкурсах. В последние годы начата подготовка специалистов по безопасности жизнедея­тельности в системе переквалификации инженерных кадров.

Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках про­фессионального отбора, а также медицинских освидетельствований.

Медицинское освидетельствование проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасно­стью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Минздрава РФ № 405 от 10.12.96 г. и № 280 от 5.10.95 г. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на рабо­ту, и периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель кото­рых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе. Их перечень для различных профессий дан в приказе Минздрава РФ № 90 от 14.03.90 г.


Функция стимулирования за работу по охране труда направлена на создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом. Виды и формы материального и морального стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсо­юзным комитетом с учетом постановлений и указаний государствен­ных и профсоюзных органов по вопросам стимулирования.

Полная и всесторонняя реализация функции «стимулирования», т. е. создание действенной системы заинтересованности каждого коллектива, каждого работающего в решении задач охраны труда, по­зволяет широко привлекать к управлению охраной труда трудовые коллективы с более полной реализацией всех других функций управ­ления и в конечном итоге в значительной мере повысить эффектив­ность решения задач управления.

Контрольные вопросы к главе 14

470. Почему результат некоторых психических процессов может оказаться случайным и нести в себе различные искажения?

471. Что такое стереотип?

472. Что такое информационная модель системы?

473. Какие виды совместимости человека и технической системы можно вы­делить?

474. Перечислите основные критерии оценки надежности человека-операто-

ра.

475. Какие факторы необходимо учитывать при выборе типа и размещении органов управления установками?

476. Каким образом рабочая поза влияет на эффективность трудового процес­са?

477. Как учитываются антропологические и психометрические особенности человека при организации трудового процесса?

478. Как правильно организовать трудовой процесс?

479. Каковы основные особенности подросткового возраста?

480. Какие факторы могут негативно повлиять на состояние здоровья жен­щин?

481. Какие знания получают специалисты при вводном инструктаже?


Раздел У

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 15

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

15.1. ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Законы и подзаконные акты. Правовую основу обеспечения без­опасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Россий­ской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правитель­ствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государствен­ных образований, местными органами власти и специально уполно­моченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство здравоохра­нения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), Мини­стерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МинЧС) и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспече­ние необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответст­вии с которым введено санитарное законодательство, включающее ука­занный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии без­опасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жиз­недеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья гра­ждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (введен в действие в 2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы Российской Федерации «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и «Об отходах производства и потреб­ления» (1998).

В качестве примеров подзаконных актов по охране окружающей среды приведем постановления Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ станционарными и передвижными источниками, выбросы загряз­няющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, раз­мещение отходов производства и потребления» (2003), «Об утвержде­нии положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (2002), а также документы специально уполно­моченных органов: «Руководство по контролю источников загрязне­ния атмосферы ОНД-90», «Об утверждении положения об оценке воздействия на окружающую среду» и «Основные положения аудиро­вания в РФ».

Среди законодательных актов по охране труда отметим Федераль­ный закон «Об основах охраны труда» (1999) и Трудовой кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обес­печения охраны труда.

В условиях рыночных отношений большую роль призван сыграть Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний» (1998).

Из подзаконных актов отметим постановление Правительства РФ «Об экспертизе условий труда» (2004), «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране тру­да» (1999), утвержденное Минтрудом РФ «Положение об особенно­стях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (2002), а также «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» (1997) и «Правила сертификации ра­бот по охране труда» (2002).

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О за­щите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных ак­тов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций» (2003).

Нормативно-техническая документация (НТД). Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные и региональные (субъектов Федерации) санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ и его территориальных органов, строительные нормы и правила Комитета по строительству и коммунально-жилищ- ному комплексу РФ (Госстрой РФ), систему стандартов «Охрана при­роды» Госстандарта РФ, документы Министерства природных ресур­сов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мони­торингу окружающей среды. Хотя указом Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 указанные выше органы были либо упразднены, либо реорганизова­ны, разработанная ими НТД по охране окружающей среды продолжает свое действие, так же как отдельные нормативные акты организаций, ранее разрабатывавших НДТ в рассматриваемой области: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Минприроды СССР, Госгидромета СССР, Госкомэкологии РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных