Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Арт-терапевтическая работа с жертвами насилия




 

Технологии работы с детьми-жертвами домашнего насилия

 

Психологические проблемы детей:

- трудности эмоционального развития;

- актуальный стресс, депрессия;

- импульсивность эмоциональных реакций;

- эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения и чувства одиночества;

- наличие конфликтных межличностных ситуаций;

- неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

- повышенная тревожность, фобические реакции и другие невротические симптомы;

- негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

 

Изотерапия

К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся рисование, лепка и создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, пережившими глубокие психологические травмы, считается метод «Проективный рисунок».

Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных рациональному пониманию самого ребенка содержаний психики, вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он осознает, но стыдится выразить открыто.

 

Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей, которые оказались жертвами насилия.

Психотерапевтический механизм. Рисуя, такой ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать пси-хотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.

 

Работа специалиста. Специалист ставит перед ребенком определенную творческую задачу (создать рисунок) либо в директивной, либо в недирективной форме. Одновременно с процессом рисования специалист оказывает всестороннюю эмоциональную поддержку и помощь в выборе выразительных средств.

Директивная форма предполагает структурирование творческого процесса - прямую постановку задачи и руководство поиском лучшей формы и средств выражения.

Недирективная форма предполагает самостоятельный выбор ребенком темы рисования и художественных материалов.

 

Техники

 

1) Рисунок на свободную тему. Используя эту технику, психолог просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники заключается в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису.

 

2) Рисунок на заданную тему. Специалист дает задание нарисовать картинку, в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям.

Примерные темы:

- «Я» (в прошлом, настоящем, будущем),

- «Мое любимое занятие»;

- «Мои любимые места прогулок»;

- «Портреты людей, которых я люблю» и т.п.

 

Особенности работы. В работе с детьми, которые оказались жертвами домашнего насилия, следует с особой осторожностью использовать такую распространенную тему проективного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например: «Птицы в гнезде» и т.п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр.

 

3) Игра в рисование историй. Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с детьми.

На первом этапе специалист первым рисует на бумаге линию и просит ребенка дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, психолог спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка.

На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию и психолог развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история [ В. Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии, 2001 ].

На протяжении всей работы психолог придерживается определенной логики вмешательства - от следования эмоциональному настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний.

 

4) Техника «Моя жизнь». Данная методика позволяет выявить темы и проблемы, оставшиеся нераскрытыми в вербальном общении. Для облегчения начала художественного творчества рекомендуется использовать метод журнального фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из журналов картинки и наклеить их на лист. По окончании работы каждому фрагменту композиции дается название, и он связывается с яркими впечатлениями своей жизни.

5) Техника «Автопортрет». Использование данной техники служит самоутверждению и укреплению психической идентичности клиента, постижению своего «Я». Телесный образ «Я» является значимым показателем самопринятия. Автопортрет можно нарисовать, вылепить или сделать из вырезок журнала. Образ «Я» может воплощаться в качестве реального или идеального, прошлого или будущего. Автопортрет может быть символическим, в виде абстрактного рисунка, растения, животного, архитектурного сооружения и пр. После завершения рисунка клиент может попытаться поговорить со своим изображением.

 

6) Техника «Мой герб». Цель методики - развитие самоуважения и самопонимания, рефлексия публичного «Я», разумная социальная открытость. Как известно, в Средние века герб отражал деяния человека, его девиз, а также его происхождение и привилегии.

Психолог предлагает на листе бумаги с помощью фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим в символической форме устремления и позиции человека.

 
 
 
 
 
 
 
 

 


Рис. 1. Символическое изображение личного герба. 1 - достижения; 2 - самоидентификация; 3 - цели и ценности; 4 - жизненный девиз

Контур герба разделяется на четыре области (см. рис.).

- В левой части фиксируются главные достижения в жизни.

- В средней части - то, как клиент себя воспринимает.

- В правой части отмечаются главные цели в жизни.

- Нижняя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни.

 

На рисование отводится около получаса. После окончания выполнения задания участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов.

 

7) Игровая терапия с детьми

Игровая терапия основана на том, что игра может моделировать деятельность, воспроизводящую по аналогии с реальностью придуманную, воображаемую или желаемую действительность. В условных обстоятельствах игра дает ребенку или подростку возможность переживать удачи, успех в борьбе, раскрывать свои физические и умственные способности.

В процессе арт-терапевтической работы с детьми, ставшими жертвами насилия, особое значение приобретает оснащение игровой комнаты (игротерапевтического кабинета).

Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь следующие игрушки и игровые материалы:

1) Реалистические игрушки. К ним относится кукольная семья, в набор которой входят:

- фигурки мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторичные половые признаки;

- кукольный дом и мебель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.

2) Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств. К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить.

3) Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.

 

Игра с реалистичной кукольной семьей.

Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, не перенесшие сексуальное насилие, проявляют любопытство, незнание, задают вопросы (иногда глупые), дотрагиваются до половых органов, рассматривают их, нажимают на них и т.д. Они спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Через некоторое время интерес угасает.

Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают то, что у них между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.

Поведение в игре детей, испытавших сексуальное насилие:

- проявляют страх, волнение, не хотят подходить к куклам, боятся дотронуться до них;

- реагируют агрессивно: «куклы нехорошие, злые»;

- ведут себя так, как будто этого они еще никогда не видели, как будто не знают, как называются интимные части тела, как будто они не замечают различий между куклами мужского и женского пола (особенно у «взрослых» кукол мужского пола);

- маленькие дети с эмоциональными нарушениями используют куклы, чтобы открыто проиграть сексуальные действия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных