Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ




На сегодняшний день имеется довольно большой опыт ис пользования арт-терапии в реабилитации психически боль ных. В большинстве случаев он свидетельствует о значимом вкладе арт-терапевтического подхода в решение комплекса лечебно-реабилитационных задач.

В работе с психиатрическими клиентами необходимо учитывать:

О устойчивый характер нарушений при хронических психических заболеваниях, обусловливающий дли тельную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» ре зультатов; О снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-во левых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сес сий, низкую степень вовлеченности в работу, необхо димость жесткой директивности; О относительно значительную степень нарушения ком муникативных возможностей больных, что затруд-няет установление с ними достаточно устойчивого пси хотерапевтического контакта и нередко делает пробле матичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии. Существует ряд особенностей работы с психиатрически ми пациентами:

О не директивный подход к работе, как правило, мало эффективен; О не следует ожидать быстрых результатов; О следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их по сещений; О следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе; О основный акцент должен быть сделан не на психоди намической стороне работы (включая интерпрета цию изобразительной продукции больных, проясне ние переносов и т. д.), а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориенти руется на деятельность в настоящий момент); О отказываться от четкого обозначения целей работы; О не следует вдаваться в психологические тонкости, поскольку при хронических психических расстрой ствах многие психические процессы огрубляются. Арт-терапевты должны стремиться по возможности убе дительно представлять свой метод, разъяснять его особен ности и отличия от других, используемых в психиатрии под ходов к работе с больными.

Несмотря на определенные проблемы интеграции арт-терапевтических методов в лечебно-реабилитационную прак тику, их использование в данной области представляется весьма ценным.

Некоторыми достоинствами арт-терапии с точки зрения реабилитации больных являются:

О ее преимущественно невербальный характер, позво ляющий пациентам выражать свои сложные, плохо определяемые в словах чувства, которые в против ном случае могут «выплескиваться» в поведении; О ее влияние на повышение самооценки больных и сте пени контроля ими своего поведения и психических процессов, что помогает им в принятии решений; О тренировка и совершенствование сенсомоторных воз можностей пациентов; О умение работать с разными материалами, что может иметь большое значение для активизации больных и сохранения важных практических навыков, вклю чая и навыки трудовой деятельности; О возможность длительного контакта между пациен том и арт-терапевтом, что при наличии адекватной оценки и понимания выраженного в изобразитель ной продукции внутреннего мира пациента вносит определенный смысл в переживания больного. Работа с пациентами, страдающими хроническими психи ческими расстройствами, требует соблюдения определенных правил оформления арт-терапевтического кабинета.

У психически больных зачастую отсутствует характер ное для здоровых людей ощущение «внутреннего» и «внеш него» пространства. Их «Я» отличается особой хрупкостью, и попытки вторжения в него могут быть для них очень бо лезненными.

Хрупкое «Я» психически больного человека отражает ся в нередко обостренном восприятии границ «личного про странства», которое имеет для пациента не только отвлечен но-метафорическое, но и вполне конкретное физическое со держание. Поэтому особенно важно, чтобы пространство и предметы являлись «собственностью» психически больного, а не просто «территорией для его работы», то есть это требу ет от арт-терапевта повышенного внимания к организации рабочих мест - каждый стол и набор материалов должен быть закреплен за определенным больным.

Изобразительная продукция пациента должна хранить ся в индивидуальном месте. Необходимо учитывать и по требность психически больного в автономности, возможно сти индивидуальной работы в условиях группы, свободном входе и выходе из кабинета в любой момент сессии.

Вместе с тем психически больной человек нуждается в четком представлении о нормах поведения в арт-терапевти-ческом кабинете и определенном структурировании хода ра боты.

Основные задачи арт-терапии:

О стабилизация психического состояния пациентов;

О предупреждение новых обострений болезни;

О преодоление негативных психологических последс твий социальной изоляции;

О восстановление ценных практических навыков и ин тересов пациентов;

О повышение самооценки.

Из разнообразных видов арт-терапии, применяемых в работе с пацинтами, страдающими хроническими психиче скими расстройствами, предпочтение отдается групповым формам работы, в первую очередь тематически ориентиро ванным и открытым студийным группам (как в их класси ческом» варианте, так и в сочетании с интерактивной мо делью).

Использование тематически ориентированных групп может представлять особый интерес прежде всего потому, что такие группы предоставляют большую возможность для выбора тем и поэтому могут быть легко адаптированы к лю-бому составу пациентов. Кроме того, тематически ориенти рованные группы являются более структурированными (по сравнению, например, с аналитическими группами), что озна чает относительно высокую степень директивности и конт роля за группой со стороны арт-терапевта.

Это позволяет организовать работу даже в тех случаях, когда участники имеют выраженные в той или иной мере эмоционально-волевые и коммуникативные нарушения. Предлагается использовать темы и упражнения: О предполагающие разные формы работы с изобрази тельными материалами и имеющие своей целью об щую активизацию больных и совершенствование сен-сомоторных навыков и ассоциативного мышления; О предназначенные для тренировки активного внима ния и памяти; О позволяющие больным невербально выражать мыс ли и чувства, касаться своих разнообразных проблем, развивать коммуникативные навыки; О проясняющие восприятие пациентами самих себя (упражнения данной группы способствуют укрепле нию идентичности больных, исследованию их систе мы отношений и поэтому представляют особую цен ность для реабилитационной работы); О предназначенные для совместной деятельности боль ных в группе (например, упражнение «вклад в общее дело»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных